Розыск по смартфону
Ежегодно в Кузбассе пропадают без вести около двух тысяч граждан, в том числе около пятисот детей. Поправки в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», вступившие в силу в августе, облегчают доступ правоохранительных органов к мобильным телефонам и другим гаджетам «потеряшек». Это должно существенно ускорить их поиски.
Леденящие душу истории о пропавших и найденных мертвыми детях, которых кузбассовцы искали буквально всем миром, надолго врезаются в память общества. К счастью, такие случаи – всё же исключение из общего правила. Подавляющее большинство несовершеннолетних, не вернувшихся домой к назначенному сроку, либо потом объявляются сами, либо их благополучно находят родственники или представители правоохранительных органов.
По данным пресс-службы ГУ МВД по Кемеровской области, в 2017 году в дежурные части территориальных подразделений полиции поступило 1998 заявлений по фактам безвестного исчезновения граждан, из них 498 были составлены в отношении детей. В результате поисковых мероприятий живыми были найдены 1867 человек, в том числе 495 несовершеннолетних.
В прошлом году в кузбасскую полицию поступило 1887 заявлений о розыске граждан, из них 512 – в отношении несовершеннолетних. Разыскано живыми 1772 человека, из них 475 детей. На статистику сильно повлиял пожар в ТЦ «Зимняя вишня», в котором погибли 23 взрослых и 37 детей. Простая арифметика подсказывает, что все остальные дети, потерявшиеся в 2018 году, благополучно вернулись в семьи или были определены в государственные учреждения, включая «бегунков» из детдомов, школ-интернатов и прочих казенных учреждений, сбегающих оттуда регулярно.
Тем не менее каждый сигнал о пропаже ребенка – это ЧП. Равно как и заявление о пропаже взрослого человека, и прежде всего – пожилого, с ограниченной способностью к самообслуживанию. И оперативная организация поисковых работ может сохранить им жизнь.
Облегчить поиски помогает определение местонахождения мобильных телефонов, планшетов, «умных» часов и прочих гаджетов пропавших. В первые часы и дни это оборудование еще сохраняет заряд, и по нему можно приблизительно вычислить, где в определенный момент времени находился «потеряшка». Приблизительно, потому что в городе геолокация определяется более точно, чем в поле или в лесу, поскольку в городе плотность расположения базовых станций на порядок выше. А за городом радиус действия одной станции может доходить до нескольких десятков километров.
По законодательству РФ данные о местоположении абонента относятся к категории конфиденциальной информации, так как отражают обстоятельства его частной жизни. И раньше предоставить информацию о том, где в последний раз был зафиксирован сигнал от гаджета пропавшего человека, операторы связи могли только по решению суда. Даже если к ним обращались близкие родственники потерявшегося. Оформление запроса и получение разрешения требуют времени. А если ЧП случалось в выходные и праздники, решение суда (при трагическом развитии событий) могло не понадобиться в принципе…
Вступившие в силу поправки в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» упростили поиск пропавших детей. Решение суда для установления геолокации их смартфонов больше не требуется. Операторы связи могут предоставить доступ к информации о том, где находится абонентское устройство ребенка, на основании письменного заявления одного из его родителей (законных представителей) и мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Постановление должно быть вынесено в течение 24 часов с момента сообщения о пропаже ребенка. В течение этих же суток полиция обязана проинформировать суд о том, что информация запрошена. В течение 48 часов – получить судебное решение о проведении поисков либо прекратить их.
Заметим, что операторы связи и без этих поправок в закон начиная с 2005 года предоставляют родителям возможность контролировать местонахождение своих детей, и не только в ситуации форс-мажора, но и в обычной жизни. Услуга эта платная. В разных компаниях она называется по-разному: «Локатор», «Поиск», «Геопоиск», «Радар»… Абонентская плата, в зависимости от количества определяемых номеров и «аппетита» компании, варьируется в пределах от трех до десяти рублей в сутки. Подключить услугу можно, только отправив соответствующее СМС с телефона, который будет определяться.
Представители компаний признали, что традиционно интерес к родительскому контролю «активируется» перед началом учебного года. Однако точной статистики, сколько абонентов подключают такую услугу, т.е. готовы платить от 90 до 300 рублей в месяц за сохранность своих нервов, никто не ведет.