Переселенец без новоселья

В редакцию «Кузбасса» обратилась жительница города Кемерово Элеонора Кузьминична. Уже больше двадцати лет она стоит в очереди на получение жилья.
«Я вынужденный переселенец из Казахстана с 1995 года, – рассказала пенсионерка. – Тогда государство обещало помочь и материально, и с работой, и с жильем. Сначала меня отправили в Ленинградскую область, однако моя родина поколениями и генами – это Кемеровская область. В Кемерове я встала в очередь на получение жилья по нескольким категориям, но никак не могу его дождаться. Сейчас живу в комнате общежития ежегодного коммерческого найма, которая находится на балансе города».
За разъяснениями мы обратились в администрацию города Кемерово. От специалистов мэрии стало известно, что Элеонора Кузьминична уже давно потеряла статус вынужденного переселенца.
«По истечении пятилетнего срока она в установленном порядке не обратилась в территориальный орган Минфедерации России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Из чего стало ясно, что пенсионерка не встала на учет как вынужденный переселенец именно в Кузбассе», – вот такая причина незавидного положения женщины указана в официальном письме администрация города.
На вопрос «Почему же так получилось?» Элеонора Кузьминична грустно вздыхает и отвечает:
«Не имела опыта в этих вопросах тогда, не знала, как дальше действовать, как добиться положительного результата. Верила людям. Пришла с заявлением в миграционную службу, а там меня отговорили вставать на учет, мол, проблем будет много, оставайтесь на учете в Ленобласти. Не сказали мне, что через пять лет нужно ехать и подтверждать статус. А узнала я об этом только в нынешнем году, после ответа миграционной службы».
Также в кемеровской администрации пояснили, что в настоящее время Элеонора Кузьминична состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, по категории «малоимущие» и по категории «инвалиды».
Кроме того, в ответе администрации города уточняется, что в соответствии со статьей №57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Отсюда следует, что предоставление жилья вне очереди повлечет нарушение закона и прав граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее. При этом номер очереди Элеоноры Кузьминичны, по ее словам, или стоит на месте, или только увеличивается.
Таким образом, в данном случае весь вопрос заключается в статусе вынужденного переселенца, так как именно он мог бы позволить пенсионерке получить жилье, и уже давно. Более того, именно этот статус позволяет претендовать на Жилищный сертификат. Такой бланк установленного образца подтверждает право на выделение средств государством для приобретения собственного жилья. Выдается он вынужденным переселенцам, сотрудникам МВД и ФСИН, молодым и многодетным семьям. Гарантированные им средства могут быть израсходованы на покупку жилья или оплату расходов при его строительстве. Следовательно, имея на руках этот сертификат, ждать поступления квартир в муниципальный фонд не нужно.
Но вернемся к ситуации, в которой оказалась Элеонора Кузьминична. Неужели для нее всё потеряно, и никаких шансов на получение жилья в скором времени у женщины нет? Первая мысль: а нельзя ли восстановить статус вынужденного переселенца? Ведь, по сути, пенсионерка потеряла его, потому что была недостаточно информирована. Что в этом случае скажет закон? Именно с этими вопросами мы обратились в Главное управление МВД России по Кемеровской области, и вот какой получили ответ:
— Статус вынужденных переселенцев определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах». В силу пункта 4 статьи 5 данного закона статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса.
Таким образом, статус вынужденного переселенца предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока, поскольку для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.
В случае принятия уполномоченным органом решения об утрате гражданином статуса вынужденного переселенца, связанного с истечением срока действия данного статуса и отсутствия заявления о его продлении, обжаловать такое решение можно в судебном порядке.
Как закончится эта история, пока не ясно. Однако надежда на счастливую развязку все же есть, поскольку Элеонора Кузьминична планирует доказывать, что статус вынужденного переселенца у нее отобрали незаконно. То есть она собирается обращаться в суд.