Знать, на что влиять
В области реализуется масштабный проект «Современная медицина Кузбасса». Его цель – составить долгосрочный прогноз здоровья населения области и разработать такую модель развития регионального здравоохранения, которая позволит увеличить продолжительность жизни кузбассовцев вообще и продолжительность здоровой жизни – в частности.
От общего – к частному
В роли стратегического партнера регионального здравоохранения выступает НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко (г. Москва). Тот самый, который совместно с Высшей школой экономики участвовал в разработке стратегии развития российского здравоохранения. («Семашковцы» отвечали за составление прогноза заболеваемости населения, представители ВШЭ – за экономическое обоснование потребностей медицинской отрасли до 2030 года).
С октября 2018 года помощь ученых из НИИ организаторам кузбасского здравоохранения носила консультативный характер. После того, как институт выиграл конкурс на разработку научно обоснованного прогноза развития медицины Кузбасса до 2024 года и на составление дорожной карты необходимых реформ, общение перешло в плоскость реализации официального контракта стоимостью 15 млн руб.. На прошлой неделе представители НИИ посетили Кузбасс, чтобы на месте обсудить ряд важных моментов.
Казалось бы, если стратегия на федеральном уровне уже определена, зачем нужны «местечковые» частности?
«Затем, что в состав РФ входят очень разные регионы, отличающиеся друг от друга по экономическому и кадровому потенциалу, по климату, экологии, демографии, уровню здоровья населения и т.д., – пояснил на пресс-конференции заслуженный деятель науки России Александр Линденбратен, руководитель научного направления в НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. – А это значит, что универсального «рецепта счастья» для всех не существует».
«Мы, безусловно, поддерживаем политику создания трехуровневой системы здравоохранения, определенную Минздравом, – подчеркнула зам. губернатора по вопросам социального развития Елена Малышева. – Но делать это мы будем с учетом потребностей именно нашего региона, развивая персонифицированную систему оказания медицинской помощи. А чтобы иметь возможность влиять на ситуацию, ее необходимо знать».
Не бояться правды!
В основе достоверного знания, по мнению Сергея Черкасова, зав. отделом НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, эксперта Всемирной организации здравоохранения по кодированию причин смертности, лежит система сбора и анализа достоверной информации.
«Когда мы пытаемся скрыть истинные причины смертности, мы не просто обманываем себя, – уверен эксперт. – Мы зарубаем на корню саму идею повлиять на них и выстроить такую стратегию здравоохранения, которая позволит людям жить долго. Сложность заключается в том, что технология формирования достоверной информации сама по себе не простая».
Что это значит, эксперт пояснил на примере. По правилам ВОЗ, в качестве причины смертности необходимо учитывать то заболевание, которое лежит в основе всех проблем конкретного пациента. Допустим, у него выявили сахарный диабет, и через 15-25 лет развилось осложнение этого заболевания – инфаркт, который и привел к фатальному исходу. По правилам ВОЗ, причиной смерти данного пациента должен быть назван именно диабет. Это нужно, чтобы заниматься профилактикой сахарного диабета среди населения. А знать, что в конечном итоге случился инфаркт, важно для того, чтобы развивать кардиологическую службу и оказывать своевременную помощь таким больным.
Зам. губернатора Елена Малышева уточнила, что здравоохранение Кемеровской области уже идет по этому пути. Еще до общения с московскими коллегами состоялось совещание с главными врачами кузбасских больниц, на котором было сказано, что пора заканчивать игры со статистикой и «прятать» в другие разделы показатели смертности по тем направлениям, которые особо проблематичны для нашего региона. Это сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, ВИЧ и туберкулез.
«Когда по некоторым больницам мы получили правильное кодирование, показатели смертности от названных заболеваний резко поднялись, вплоть до 300%. Не потому, что смертность действительно резко выросла. Она и была такой. Мы получили представление о реальном положении дел и понимаем, на что нужно направить наши усилия», – прокомментировала зам. губернатора.
С опорой на прогноз
В здравоохранении Кузбасса, как и всей России, стоит задача перейти от реактивного управления (что-то уже случилось, и власть отреагировала) к так называемому проактивному. То есть к такому, которое опирается на прогноз.
«Последствия принятых сегодня решений наступят через несколько лет, – поясняет специалист НИИ общественного здоровья Александр Линденбратен. – Подсказать, в каком направлении нужно работать, чтобы эти решения были максимально эффективны, и призвано исследование общественного здоровья. Если бы средств в медицине было немеряно, можно было бы улучшать все сразу. Но мы ограничены в ресурсах и должны определиться с приоритетами».
Уже создана рабочая группа. Наряду с федеральными экспертами, в нее вошли специалисты департамента здравоохранения, ученые и руководители крупнейших медучреждений Кузбасса. Сейчас они занимаются построением долгосрочного прогноза здоровья населения и проектируют модель региональной медицины, ориентированной на человека. К ноябрю 2019 года работа должна быть закончена. В результате будут подготовлены документы, учитывающие все факторы, которые влияют на здоровье кузбассовцев. Они лягут в основу развития системы здравоохранения региона на ближайшее время и на период до 2024 года.
«Будет составлена дорожная карта, которая даст нам ответ на вопрос: «Что именно нам следует развивать?», – конкретизирует начальник департамента охраны здоровья населения Михаил Малин. – Возможно, мы увидим, что нам нужно открыть в территориях еще больше специализированных сосудистых отделений. Или откроем в каждой поликлинике кабинеты онкологической помощи. Мы поймем, действительно ли во всех селах с населением более 100 человек нужны ФАПы, про которые неизвестно, будут ли они заниматься в необходимом объеме лечением и профилактикой заболеваний. Или, может, стоит создавать в районах крупные центры семейной медицины?
Кузбасс – компактный регион с хорошей транспортной доступностью. И жесткое следование федеральным нормам не всегда может быть оправдано. В свое время мы создали в городах и районах разветвленную сеть центров и кабинетов областной СПИД-службы. Потом на федеральном уровне решили подобные региональный службы укрупнить, убрав СПИД-центры из городов с населением менее 100 тысяч человек. А мы в Кузбассе их сохранили. Потому что понимали: у нас свои особенности, связанные с большим количеством исправительных учреждений, свой контингент людей, живущих с ВИЧ. Сейчас опять по всей стране разворачивают СПИД-центры.
Но тогда мы сохранили их по наитию. А сейчас хотим иметь научное обоснование для наших дальнейших действий. И, например, создавая многопрофильные медицинские центры на базе крупных больниц, четко представлять, какой должна быть их мощность, по каким профилям они должны оказывать медицинскую помощь, какие специалисты нам потребуются. Мы хотим идти пошагово, с учетом выработанной стратегической линии. Это и есть суть проекта «Современная медицина Кузбасса»