Галина Рябинина: «Я танцевала на сцене до пятидесяти лет»
То, что Галина Рябинина – профессиональная балерина, ясно с первого взгляда: с одной стороны – хрупкость и возвышенность, а с другой – особая выправка и точность движений выдают следование железной дисциплине. Наверняка и все наши читатели выпрямили спины, когда увидели фотографию Галины Павловны.
Театр заполонил всю душу
– Галина Павловна, расскажите, как прошло ваше детство?
– Я родилась в обычной семье под Новосибирском, в сам город мы уже потом переехали. Сейчас-то он красивый, а во времена моего детства был неухоженным и похожим на деревню. Но помню, как сильно мне нравилось величественное здание театра оперы и балета на Красном проспекте. Каждый раз, когда проходила мимо, думала: «Что это такое? Как бы попасть туда?»
– И как вы попали туда в итоге?
– С подружками прочитали объявление о наборе в хореографическую студию при Новосибирском театре оперы и балета. А я еще маленькая была и не понимала, что означают эти слова, но все равно пошла на вступительную беседу с педагогами и отбор. И меня взяли. Наш театр меня завлек и заполонил всю мою душу. Я на каждый спектакль, на все репетиции бегала. Я там жила, одним словом! Только ночевать домой приходила, ну и образовательную школу посещала.
– Почему же пришлось уйти оттуда?
– Когда мне было 14 лет, студию решили закрыть из-за нехватки финансирования. Я там проучилась семь лет, но не закончила полный курс, поэтому диплом мне дать не могли и выписали какую-то справку. Но балет был моей жизнью, и я не хотела его бросать, поэтому мне порекомендовали поехать в Пермское хореографическое училище. Родители посадили меня на поезд и попросили проводницу присматривать за мной. Вышла я на станции в Перми, а ничего не знаю, и как добраться до училища, тоже не понимаю, но какие-то добрые люди помогли доехать до нужного места. Однако там я проучилась всего год, а потом страшно заболела. Дело в том, что в нашем общежитии зимой случился пожар, и нас эвакуировали полураздетыми, босиком, прямо на снег. Мой организм не выдержал, я сильно простудилась, и меня решили отправить обратно родителям. Дома я все-таки «выкрутилась», но опять вернулась к исходной точке и не знала, что делать и куда идти. В итоге меня взяли в родной театр оперы и балета, где я еще до отъезда в Пермь была занята во всех спектаклях с детскими партиями.
– А что насчет общеобразовательной школы?
– Да, мне тогда не было еще 16 лет, поэтому я училась в школе рабочей молодежи при театре. Целый день была занята: уроки, репетиции, спектакли… Мне очень нравился такой график! А через год после моего прихода нам в театре объявили, что мы едем на гастроли в Москву, представляете, в Большой театр!
Кочевая жизнь
– А не было сплетен за спиной? Ведь всем известно, насколько ревностно в творческой среде относятся к успехам других…
– Честно сказать, об этом мне некогда было даже думать. Я все время работала, работала, работала… Может быть, и была зависть, но я об этом не знала. Тем более тех, кто поедет в другие города, отбирали педагоги, режиссеры и балетмейстеры, и решение принималось коллегиально. После Москвы, например, мы поехали в Сочи – гастроли всегда были на несколько городов сразу. И в таком ритме жизни я провела несколько лет.
– Знаю, что вы сменили несколько театров за вашу карьеру.
– Да, это действительно так… У балерин такая профессия, что хоть ты в отпуске, хоть нет, всё равно необходимо ежедневно поддерживать форму. И однажды, когда я должна была отдыхать, в наш театр приехал Хабаровский краевой музыкальный театр, и я стала заниматься в классе вместе с приезжими артистами. Балетмейстер из Хабаровска приметил меня и уговаривал поехать с ними. Дирекция новосибирского театра меня отпустила, потому что руководство понимало, что так будет лучше для меня: я же маленькая ростиком и смотрелась слишком мелкой на большой сцене, поэтому ведущие партии мне бы не доверили. Поэтому я согласилась и переехала на Дальний Восток.
С хабаровским театром объездила всю страну: Москва, Ленинград, Рига, Калининград, Сочи – где мы только не были! При этом я там не только танцевала, но и играла актерские роли и пела. Потом меня пригласили в красноярский театр, затем обратно в Хабаровск позвали, оттуда – в Кемерово, в Музыкальный театр имени Боброва… Мне нравилась такая кочевая жизнь: когда долго работаешь в одном месте – засиживаешься. А поступаешь на новую сцену – сразу чувствуешь подъем и ответственность перед коллегами и зрителями. Хочешь показать, чего ты стоишь, и что пригласили тебя не напрасно. Тем более наш балетный век очень не долог: после двадцати лет работы становишься пенсионеркой. Но я танцевала на сцене до пятидесяти лет – спасибо моей конституции, я же всегда была как девчушечка.
– Интересно, а на диетах приходилось сидеть?
– Нет, даже не думала про это. Во-первых, время полуголодное было: в детстве недоедала, а когда выросла, желудок маленький остался – многого не хотелось. А во-вторых, класс с утра и до вечера – тут никакие лишние килограммы не появятся!
– Есть и еще один стереотип о балеринах: будто бы они могут соперницам даже стеклянную крошку подсыпать в пуанты. Неужели и такое случается?
– Говорят, что бывает, но на моем веку ни разу не сталкивалась с тем, чтобы кто-то делал гадости.
Балет нужен всем!
– Достигнув определенных высот в одной сфере, любой творческий человек пробует новые направления. А что для вас стало такой отдушиной и местом приложения силы?
– Постановочная работа, которой я стала увлекаться в 30-40 лет. В Хабаровском театре, когда меня пригласили там работать во второй раз, я была не только как исполнитель, но и как постановщик.
Помимо интересной работы, Хабаровск подарил мне мужа. Мы с ним познакомились в театре, и он был музыкантом. Вместе ездили на гастроли, вместе работали – всегда были вместе. Но, к сожалению, он рано ушел из жизни, и больше о семье я не думала…
– Людям вашей профессии часто приходится выбирать между карьерой и личной жизнью…
– Сейчас, как мы видим, балерины больше не стоят перед таким мучительным выбором и вполне могут вернуться в профессию после рождения детей. Некоторые из них даже становятся многодетными мамами и успешно строят карьеру. Но в мою бытность всё было гораздо строже: ведущим артисткам даже ставили условие, что до пенсии нельзя уходить в декрет, – на них же держится репертуар. Что касается меня, то у меня детей нет, но я все равно окружена близкими: сестрой, племянниками, внуками.
А детьми я называю своих воспитанников: я несколько лет проработала в институте культуры, где выпустила прекрасных балерин, которые работают в театрах по всей стране, некоторые из них тоже стали педагогами.
– Но больше там не преподаете?
– Там большие классы, много человек сразу занимается, а мне в моем возрасте надо иметь чувство меры и следить за собой. Когда стало физически тяжело держать студентов, я ушла.
Сейчас я работаю в оздоровительном центре с группами не более восьми человек. Ко мне приходят даже те, кто не может похвастаться шикарными природными данными, но, прозанимавшись у меня, они чувствуют и ведут себя иначе: вырабатывается осанка, подача человека, да даже взгляд становится другим! Есть и другие ученики, которым балет нужен для профессиональных задач: хореографическое обучение необходимо гимнастам, фигуристам, танцорам бального танца – да и вообще всем!
– Чем еще заполнен ваш день сейчас?
– Хожу в театры – меня приглашают на все премьеры. К слову, жду, когда откроется культурный кластер с Театром оперы и балета. Бываю в институте культуры. Одним словом, общения мне достаточно. К тому же домашние животные не дают скучать: сейчас у меня живут два брата-котика, которых я нашла по объявлению три года назад. Да и моя семья всегда рядом: пусть никто из близких не пошел по моим стопам, все равно нам всегда есть о чем поговорить.