Соцсети:
Актуальное

Галина Рябинина: «Я танцевала на сцене до пятидесяти лет»

10 июня 2019 | Екатерина Семенова
На сцене – Галина Рябинина (1970-1980-е годы). Фото из архива Музыкального театра Кузбасса имени А.Боброва.

То, что Галина Рябинина – профессиональная балерина, ясно с первого взгляда: с одной стороны – хрупкость и возвышенность, а с другой – особая выправка и точность движений выдают следование железной дисциплине. Наверняка и все наши читатели выпрямили спины, когда увидели фотографию Галины Павловны.

Театр заполонил всю душу

– Галина Павловна, расскажите, как прошло ваше детство?

– Я родилась в обычной семье под Новосибирском, в сам город мы уже потом переехали. Сейчас-то он красивый, а во времена моего детства был неухоженным и похожим на деревню. Но помню, как сильно мне нравилось величественное здание театра оперы и балета на Красном проспекте. Каждый раз, когда проходила мимо, думала: «Что это такое? Как бы попасть туда?»

– И как вы попали туда в итоге?

– С подружками прочитали объявление о наборе в хореографическую студию при Новосибирском театре оперы и балета. А я еще маленькая была и не понимала, что означают эти слова, но все равно пошла на вступительную беседу с педагогами и отбор. И меня взяли. Наш театр меня завлек и заполонил всю мою душу. Я на каждый спектакль, на все репетиции бегала. Я там жила, одним словом! Только ночевать домой приходила, ну и образовательную школу посещала.

– Почему же пришлось уйти оттуда?

– Когда мне было 14 лет, студию решили закрыть из-за нехватки финансирования. Я там проучилась семь лет, но не закончила полный курс, поэтому диплом мне дать не могли и выписали какую-то справку. Но балет был моей жизнью, и я не хотела его бросать, поэтому мне порекомендовали поехать в Пермское хореографическое училище. Родители посадили меня на поезд и попросили проводницу присматривать за мной. Вышла я на станции в Перми, а ничего не знаю, и как добраться до училища, тоже не понимаю, но какие-то добрые люди помогли доехать до нужного места. Однако там я проучилась всего год, а потом страшно заболела. Дело в том, что в нашем общежитии зимой случился пожар, и нас эвакуировали полураздетыми, босиком, прямо на снег. Мой организм не выдержал, я сильно простудилась, и меня решили отправить обратно родителям. Дома я все-таки «выкрутилась», но опять вернулась к исходной точке и не знала, что делать и куда идти. В итоге меня взяли в родной театр оперы и балета, где я еще до отъезда в Пермь была занята во всех спектаклях с детскими партиями.

– А что насчет общеобразовательной школы?

– Да, мне тогда не было еще 16 лет, поэтому я училась в школе рабочей молодежи при театре. Целый день была занята: уроки, репетиции, спектакли… Мне очень нравился такой график! А через год после моего прихода нам в театре объявили, что мы едем на гастроли в Москву, представляете, в Большой театр!

Что Галина Рябинина – профессиональная балерина, ясно с первого взгляда. Фото: Фёдора Баранова.

Кочевая жизнь

– А не было сплетен за спиной? Ведь всем известно, насколько ревностно в творческой среде относятся к успехам других…

– Честно сказать, об этом мне некогда было даже думать. Я все время работала, работала, работала… Может быть, и была зависть, но я об этом не знала. Тем более тех, кто поедет в другие города, отбирали педагоги, режиссеры и балетмейстеры, и решение принималось коллегиально. После Москвы, например, мы поехали в Сочи – гастроли всегда были на несколько городов сразу. И в таком ритме жизни я провела несколько лет.

– Знаю, что вы сменили несколько театров за вашу карьеру.

– Да, это действительно так… У балерин такая профессия, что хоть ты в отпуске, хоть нет, всё равно необходимо ежедневно поддерживать форму. И однажды, когда я должна была отдыхать, в наш театр приехал Хабаровский краевой музыкальный театр, и я стала заниматься в классе вместе с приезжими артистами. Балетмейстер из Хабаровска приметил меня и уговаривал поехать с ними. Дирекция новосибирского театра меня отпустила, потому что руководство понимало, что так будет лучше для меня: я же маленькая ростиком и смотрелась слишком мелкой на большой сцене, поэтому ведущие партии мне бы не доверили. Поэтому я согласилась и переехала на Дальний Восток.

С хабаровским театром объездила всю страну: Москва, Ленинград, Рига, Калининград, Сочи – где мы только не были! При этом я там не только танцевала, но и играла актерские роли и пела. Потом меня пригласили в красноярский театр, затем обратно в Хабаровск позвали, оттуда – в Кемерово, в Музыкальный театр имени Боброва… Мне нравилась такая кочевая жизнь: когда долго работаешь в одном месте – засиживаешься. А поступаешь на новую сцену – сразу чувствуешь подъем и ответственность перед коллегами и зрителями. Хочешь показать, чего ты стоишь, и что пригласили тебя не напрасно. Тем более наш балетный век очень не долог: после двадцати лет работы становишься пенсионеркой. Но я танцевала на сцене до пятидесяти лет – спасибо моей конституции, я же всегда была как девчушечка.

– Интересно, а на диетах приходилось сидеть?

– Нет, даже не думала про это. Во-первых, время полуголодное было: в детстве недоедала, а когда выросла, желудок маленький остался – многого не хотелось. А во-вторых, класс с утра и до вечера – тут никакие лишние килограммы не появятся!

– Есть и еще один стереотип о балеринах: будто бы они могут соперницам даже стеклянную крошку подсыпать в пуанты. Неужели и такое случается?

– Говорят, что бывает, но на моем веку ни разу не сталкивалась с тем, чтобы кто-то делал гадости.

Балет нужен всем!

– Достигнув определенных высот в одной сфере, любой творческий человек пробует новые направления. А что для вас стало такой отдушиной и местом приложения силы?

– Постановочная работа, которой я стала увлекаться в 30-40 лет. В Хабаровском театре, когда меня пригласили там работать во второй раз, я была не только как исполнитель, но и как постановщик.

Помимо интересной работы, Хабаровск подарил мне мужа. Мы с ним познакомились в театре, и он был музыкантом. Вместе ездили на гастроли, вместе работали – всегда были вместе. Но, к сожалению, он рано ушел из жизни, и больше о семье я не думала…

– Людям вашей профессии часто приходится выбирать между карьерой и личной жизнью…

– Сейчас, как мы видим, балерины больше не стоят перед таким мучительным выбором и вполне могут вернуться в профессию после рождения детей. Некоторые из них даже становятся многодетными мамами и успешно строят карьеру. Но в мою бытность всё было гораздо строже: ведущим артисткам даже ставили условие, что до пенсии нельзя уходить в декрет, – на них же держится репертуар. Что касается меня, то у меня детей нет, но я все равно окружена близкими: сестрой, племянниками, внуками.

А детьми я называю своих воспитанников: я несколько лет проработала в институте культуры, где выпустила прекрасных балерин, которые работают в театрах по всей стране, некоторые из них тоже стали педагогами.

– Но больше там не преподаете?

– Там большие классы, много человек сразу занимается, а мне в моем возрасте надо иметь чувство меры и следить за собой. Когда стало физически тяжело держать студентов, я ушла.

Сейчас я работаю в оздоровительном центре с группами не более восьми человек. Ко мне приходят даже те, кто не может похвастаться шикарными природными данными, но, прозанимавшись у меня, они чувствуют и ведут себя иначе: вырабатывается осанка, подача человека, да даже взгляд становится другим! Есть и другие ученики, которым балет нужен для профессиональных задач: хореографическое обучение необходимо гимнастам, фигуристам, танцорам бального танца – да и вообще всем!

– Чем еще заполнен ваш день сейчас?

– Хожу в театры – меня приглашают на все премьеры. К слову, жду, когда откроется культурный кластер с Театром оперы и балета. Бываю в институте культуры. Одним словом, общения мне достаточно. К тому же домашние животные не дают скучать: сейчас у меня живут два брата-котика, которых я нашла по объявлению три года назад. Да и моя семья всегда рядом: пусть никто из близких не пошел по моим стопам, все равно нам всегда есть о чем поговорить.

Другие статьи на эту тему

Приумножить культурное наследие региона

В Кузбассе завершилась Неделя культуры

Певец карнавальной стихии

В минувшую пятницу, 23 февраля, на сцене Музыкального театра Кузбасса имени А. К. Боброва отгремел большой сольный концерт Владимира Жукова «Это всё я!». Именно отгремел, как потрясающий салют, мощный, оглушительный, красивый, полный мерцающих абрисов, музыкальных узоров и самодостаточных картин.

Джаз для нас

Только первые, лучшие и, без сомнения, яркие коллективы выступали для кузбассовцев и гостей региона на XXXIX Международном фестивале «Джаз у Старой крепости» имени Анатолия Берестова в мае 2023 года.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс