Остров притяжения

В Кузбасской торгово-промышленной палате обсудили перспективы партнерства Кемеровской области и Индонезии. Три провинции острова Калимантан, на котором ведется открытая угледобыча, завили о готовности подписать с нашим регионом меморандум о сотрудничестве.
За круглым столом «Как развивать торговые отношения и вести бизнес с Индонезией» собрались около 30 кузбасских предпринимателей, представителей вузов и других организаций. В качестве главного спикера выступила старший советник по экономическим вопросам Посольства РФ в Индонезии Вероника Новосельцева, приехавшая в Кемерово по приглашению Кузбасской КТПП. В марте ее гендиректор Марина Шавгулидзе и председатель совета Татьяна Алексеева в составе делегации российской торгово-промышленной палаты побывали в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), в том числе в Индонезии. В результате республика проявила к Кузбассу живой интерес.
Индонезия – крупнейшая мусульманская страна ЮВА, четвертая в мире по численности населения. Ее экономика в последние десять лет растет в среднем на 5%. Рост ВВП по итогам прошлого года составил 5,17%. Его обеспечивает примерно на 55% внутреннее потребление, 30% с небольшим приходится на инвестиции, остальное – на экспорт. Причем две последних позиции индонезийцы стремятся нарастить.
Курс на Джакарту
Вероника Новосельцева работает в Индонезии 20 лет. Она не только занимается экономическими вопросами, но и возглавляет секцию двустороннего сотрудничества, которая охватывает вообще весь комплекс отношений между государствами. А российско-индонезийским дипломатическим отношениям, которые были особенно тесными в советскую эпоху, в 2020 году исполнится 70 лет. На современном этапе Россия и Индонезия так же общаются достаточно тепло. Хорошо развивается военно-техническое, культурное сотрудничество, а вот экономическая составляющая за последние годы немного просела. Объем торговли между государствами исчисляется суммой в 2,6 млрд долларов. По мнению госпожи Новосельцевой, это абсолютно не соответствует потенциалу обеих стран. Президент России поставил задачу нарастить торговлю с Индонезией до 5 млрд.
«На мой взгляд, большая проблема в том, что наш российский бизнес мало знает об этой стране, в то время как практически весь мир – Европа, Америка, все азиатские гиганты – сейчас стремятся в Индонезию и борются за то, чтобы получить какие-то хорошие контракты, инвестировать в экономику этой страны, – отмечает Новосельцева. – Наше участие пока еще крайне мало, и это очень обидно. К 2030 году это будет четвертая экономика мира, и те, кто сейчас закрепится, те и будут пожинать плоды».
Пока наиболее активно с Джакартой сотрудничают такие мусульманские регионы России как Башкортостан и Татарстан. В конце нынешнего года ожидается визит в Индонезию Владимира Путина.
«Было бы хорошо, если в ходе визита мы бы обозначили и Кузбасс как новый субъект РФ, который подключился к двухстороннему сотрудничеству», – пояснила госпожа Новосельцева.
И добавила, что в случае взаимного интереса Минпромторг (его руководитель Денис Мантуров возглавляет и российско-индонезийскую межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству) готов оказать региону необходимую поддержку.
Экспорт как по маслу
По данным КТПП, товарооборот Кемеровской области и Индонезии как минимум в последние три года значительно растет. В 2018 году он выразился в 102559 млн долларов США – это в 2,1 раза больше, чем в 2017-м (49083,9 млн долларов). В структуре товарооборота с республикой 99,8% занимает экспорт. Кузбасс продает в Индонезию уголь, кокс, нефтепродукты, органические химические соединения, удобрения, черные металлы и изделия из них, алюминий. 0,2% импорта – это котлы, оборудование, «средства наземного транспорта» и запчасти, каучук, резина, древесина, мебель, постельные принадлежности, матрацы, лампы. По мнению ведущего бизнес в сфере экспорта кондитерской продукции из Кузбасса Михаила Казачкова, из Индонезии можно было бы импортировать качественное пищевое пальмовое масло, по производству которого эта страна – мировой лидер.
Вероника Новосельцева видит большую перспективу в сотрудничестве Кемеровской области с индонезийским островом Калимантаном – по ее выражению, братом-близнецом Кузбасса: там так же добывают уголь (открытым способом).
«С островом нашу страну на самом деле связывает очень много, – говорит эксперт. – Еще во время СССР мы строили там и дороги, и промышленные объекты. Сейчас на Калимантане продвигается проект по линии РЖД, а также – РУСАЛа. Три основных провинции – Западный, Восточный и Центральный Калимантан – готовы заключить меморандум о сотрудничестве с Кузбассом, если будет интерес. Все координаты у меня есть, я готова их предоставить, думаю, это был бы хороший практический начальный шаг для установления связей и дальнейшего поиска конкретных проектов для сотрудничества».
Какая-либо из провинций острова вполне может стать побратимом Кузбасса, добавляет представитель российского посольства в Индонезии. Участники круглого стола также обсудили возможность сотрудничества с Калимантаном в сфере туризма. Как отметил председатель комитета КТПП по предпринимательству в сфере туризма Юрий Голуб, этот остров ближе географически, чем популярный курорт Бали, с другой стороны, там пока нет соответствующей инфраструктуры; открыт вопрос с удобными авиарейсами. В то же время, по словам Новосельцевой, индонезийцы очень интересуются Сибирью и снегом.