И журавли летят, и голуби!
Может быть, именно сейчас, в эти минуты над могилой Павла Ульихина кружат голуби… Вот только обычные ли это птицы? Невольно вспоминаются слова поэта Расула Гамзатова из легендарной песни: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей».
Но Павел Ульихин вернулся с войны в свою Тайгу. Несмотря на то, что дважды был тяжело ранен, контужен. Выжил, всем смертям назло!
Военный китель с двумя орденами Славы, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу» и другими боевыми наградами он сменил на спецовку машиниста паровоза. До самой пенсии водил поезда. А заслуженный отдых кавалер еще и трудовых наград проводил с голубями. Сбросив с плеч годы-невзгоды, как мальчишка запускал в небо своих сизокрылых друзей. И радовался, когда они, налетавшись, возвращались назад, садились на его сильные руки.
Но пришла беда. Всего 56 лет исполнилось Павлу Матвеевичу, когда он – герой-фронтовик – скончался от удара ножом в сердце. Убийцей стал пьяный земляк. Конечно, он предстал перед судом. А над крышей дома Ульихиных тогда ещё кружили голуби Павла Матвеевича.
«Я напишу вам о папе»
Разложив на столе отцовские награды, Марина Павловна стала рассказывать:
– Про голубей папа мог говорить и говорить. А вот про войну вспоминать не любил. Когда мы с братом Володей приставали к нему расспросами, слышали одно: «Война – это страшно. Лучше вам про неё не знать».
Так же ответил он и на вопросы своего зятя Виктора – мужа Марины. Виктор тогда был призван в армию, а тесть поехал его навестить. Говорили «за жизнь», но не о войне. А Виктор-то надеялся похвастаться перед сослуживцами героическим тестем! Но Павел Матвеевич всегда отказывался от публичных выступлений. Таким скромным был. Не рассказывал даже о том, за что был удостоен наград.
– Все на войне герои: и солдаты, и офицеры, – так говорил, переводя разговор на другую тему.
Только спустя годы после его трагической смерти Марина найдёт в интернете (сайт «Подвиг народа») приказы о награждении старшего сержанта. Павла Ульихина. Читала, распечатывала, перечитывала… и решила сама написать про отца. Для его правнуков. Хотя второклассник Саша уже знает, что его прадед прошел всю войну от начала до конца. И знает это не только по рассказам бабушки Марины. Ведь он с классом был в музее локомотивного депо. И с какой же гордостью фотографировался Саша Крутелёв рядом со снимком Павла Матвеевича Ульихина!
А каждый год 9 Мая уже все Ульихины (семья Владимира) и Крутелёвы (семья Марины) идут в «Бессмертном полку». С портретом Павла Матвеевича. И во время таких шествий какой бы ни была погода, в небе всё равно кружат голуби.
«Восемь часов под обстрелом»
Однако вернёмся к наградным листам из архива Министерства обороны. Первый орден Славы III степени командир радиосвязи взвода управления полка старший сержант Павел Ульихин получил в июле 1944 года. Позади уже были Сталинградская битва, Орловско-Курское сражение. Были и медали за эти бои. А воевал Павел Матвеевич и в качестве радиста, и радиотелеграфиста, и заряжающего, и стрелка.
– Сколько же он вынес, мой папа! – произносит Марина Павловна, поглаживая отцовские фотографии и награды.
А потом снова с волнением читает строки из своей повести: «В бою 2 и 3 июня 1944 года в районе деревень Мужи и Мазурино одна из машин попала в нейтральную зону. Старший сержант Ульихин восемь часов находился под обстрелом, охраняя автомашину. С наступлением темноты доставил в свою часть автомашину невредимой. А ещё уничтожил трёх солдат противника. За это, как сказали командиры миномётного полка, Павел Ульихин достоин ордена Славы. Уже через месяц его и наградили».
Командир возразил командиру
А еще через месяц, в августе Павел Матвеевич был награждён вторым орденом Славы III степени. Удивительно, но факт, что не орденом Славы II степени. А вышло это так. После очередного проявления старшим сержантом Ульихиным стойкости и мужества командир 108-го миномётного полка Митрополов и командующий артиллерией полковник Гриненко решили: «Достоин ордена Отечественной войны II степени». Однако командир 1-го танкового Краснознамённого корпуса Будков, ознакомившись с ситуацией, в которой сибиряк обеспечил победу при отражении контратаки противника, вынес своё решение: «Достоин ордена Славы III степени». Возможно, генерал-лейтенант танковых войск не знал, что у командира отделения Ульихина уже есть такой орден. Кстати, напомним, что кавалер орденов Славы всех трёх ступеней приравнивается к званию Героя Советского Союза…
Зато в следующем 1945 году Павел Матвеевич был удостоен сразу трех орденов Красной звезды. Марина Павловна наизусть выучила строки из наградных листов:
«Ульихин, действуя в разведке в районе Кёнигсберга, с 3 по 8 апреля лично подбил гранатой бронетранспортёр противника и уничтожил две пулемётных точки. Он, командир отделения взвода, взял в плен 30 солдат и офицеров противника. Уничтожил 50 гитлеровцев».
И ещё одна запись, похожая на строку из сценария захватывающего фильма о войне: «При штурме безымянной высоты старший сержант Ульихин одним из первых поднимается в атаку. С криком «Ура!» ведёт за собой бойцов». Тут уже два генерал-лейтенанта сошлись в одном мнении: «Товарищ Ульихин достоин третьего ордена Красной Звезды».
Он шёл на Параде Победы!
Слушаешь дочь фронтовика, как говорится, на одном дыхании. В каждом ее слове – любовь и гордость. А ещё – дочерний долг сохранить, не предать забвению память об отце. Потому и принесла Марина Крутелёва в исторический музей Тайги его награды.
Научный сотрудник музея Дмитрий Ковров, поблагодарив Марину Павловну за бесценные экспонаты, пригласил её по возможности чаще рассказывать о родном герое. И для этого не ждать обязательно только 23 Февраля или 9 Мая.
– А есть ещё одна дата – 24 июня, – напоминает Марина Павловна. – В этот день в 1945 году мой папа шагал по Красной площади. Да-да, он был участником Парада Победы. Вот о нём-то папа вспоминал и нам рассказывал.
Случалось это после семейного просмотра документальных кадров с того Парада. Павел Матвеевич всё надеялся, что и себя увидит на телеэкране. Ведь шёл-то он вторым с краю… Мелькали лица победителей, и Павел Матвеевич улыбался, как при встрече с добрыми знакомыми. И, кажется, готов был обнять каждого, каждому руку пожать. Но кинохроника заканчивалась быстро, и Павел Матвеевич разочарованно разводил руками: «Опять я себя не нашёл». А потом уже сам будто вёл репортаж с Парада Победы. И столько интересного поведал! Как за несколько минут до начала парада вдруг пошёл сильный дождь – он будто оплакивал тех, кто с войны не вернулся… И как на коне светло-серой масти выехал маршал Георгий Жуков, принимавший парад. И маршал Константин Рокоссовский был на коне. А товарищ Сталин стоял на трибуне Мавзолея. И там же товарищи Молотов, Калинин, Ворошилов и другие члены Политбюро.
Дробь барабанов, гордо реющие знамёна прославленных полков… Всё было торжественно и волнующе. А в завершении парада – тоже несли знамёна, но уже опущенные. Потому что они – от разгромленных фашистских войск. Несли их наши солдаты в перчатках – чтобы руки не испачкать. И бросали знамёна к подножию Мавзолея…
Марина и её брат Владимир до сих пор пристально вглядываются в лица участников того легендарного парада, отыскивая его кадры в интернете. Дети, внуки, а теперь уже и правнуки фронтовика надеются, что им всё-таки повезёт: увидят они в рядах победителей родное лицо.
Но он и так для них незабвенен. И не только как герой войны. Когда в Тайге чествуют династии железнодорожников, обязательно называют и их двойную – Ульихиных-Крутелёвых. Среди ее основателей Павел Матвеевич идёт вторым, а первым – его отец Матвей. Общий же железнодорожный стаж династии – 530 лет! Павел Матвеевич наверняка был бы доволен такой семейной верностью своему делу.
Да он и вообще любил радоваться всему хорошему. Вот и голубей своих запускал в небо с улыбкой…