«В одеяле родился!»
История чудесного спасения на пожаре в Новокузнецке: малыша, летевшего из горящей квартиры на шестом этаже, поймали внизу одеялом…
Медики говорят об уникальном везении, ведь мальчик приземлился, по сути, без травм. На днях Тёму выписали из больницы.
…Скажете, это случайность? Нет! Сама судьба собрала пятерых незнакомых мужчин в нужную минуту в нужном месте – под балконом дома №87 на ул. Косыгина Новокузнецка. Растянув одеяло, они с тревогой, задрав головы, ждали. На балконе шестого этажа, в дыму, стоял малыш. И хотя в горящей квартире, слышно было рядом по рации, уже работают пожарные, они ребенка наверняка должны были найти, сам-то малыш пожарных из-за дыма не видел… И он мог от страха прыгнуть. Или мог, наклонясь подышать, сорваться с низких перил балкона…
Так что они, ангелы-хранители, встали внизу на пост под балконом вовремя. Ведь через несколько секунд действительно последовал удар. Все-таки слетевший с балкона мальчик попал… на спину одного из этих мужчин, а с него – съехал в одеяло…
Стена огня
Квартира на шестом этаже загорелась 18 апреля, вечером.
65-летний Павел Яранцев и семилетний Тёма собирались на рыбалку, но сильно похолодало, и дед с внуком, сходив в магазин, весь день были дома и уже ждали бабушку и маму с работы.
– Тёма ушел в их с мамой комнату, смотреть мультики. Я занимался по дому и, проходя мимо входной двери, почувствовал запах. Решил, с окна потянуло, у кого-то пригорело… Позвал: «Тёма!», пошел по квартире. Молчок. «Тёма!» А мы в прятки часто играем. И я иду и ни о чем плохом не думаю. Подхожу к дальней комнате, где телевизор с мультиками, а там пламя – до потолка! «Тёма!» Ни звука. Мы перед этим начали подготовку к ремонту и два дивана, кресла, еще мебель в ту комнату из других снесли. Планировали две семьи после ремонта разъехаться, – рассказывает дед. – А тут – пожар.
Стена огня разделила комнату поперек, на две части. Горел слева телевизор, книжные полки, гора мебели – поперек комнаты, потолок из «квадратов» пенопласта, купленные пластиковые панели…
– Горела «химия», которой в доме было много. Я – бегом в ванную, за водой. Ведро принес, вылил, пламя – еще больше, мне дыхание сбило. Кричу: «Тёма!» Только с четвертого раза он откликнулся.
(Позже выяснится, что мальчишка подобрал спички на улице (дома спичек нет). Посмотреть, как они работают, решил втайне. И за завалом мебели нашел деревянную бочку для дачи. В ней зажег бумагу. А огонь вырвался – и Тёма испугался, спрятался за диванами, у балкона.)
– Я ему кричу: «Руку! Я тебя вытащу!» Зажимаю нос мокрой тряпкой, сую руку в огонь, телефон уже выронил, очки мои уже упали, сгорели. Тёма: «Я не смогу сквозь огонь!» – «До балкона долезешь, сможешь? Беги на балкон!» К счастью, балкон не был закрыт на верхний шпингалет. И так Тёма попал на балкон, и закрыл дверь.
А дед тем временем побежал дальше, постучал соседям с этажа: «Пожар!» Сверху уже бежали к нему: «Мы вызвали пожарных!»
И дед вернулся – тушить.
Потом его, угоревшего, всё пытавшегося пробиться к балкону, спасли пожарные. Передали по цепочке «скорой», пошли за Тёмой.
И дед знал: пожарные Тёму выведут. И, страшно кашляя, всё думал про одну из дочек, несколько лет назад погибшую в пожаре в городской сауне, ее тогда не успели спасти. И молил небеса, пока шанс для Тёмы еще есть, помочь внуку выжить…
А пожарные тогда уже были почти у балкона. Но Тёма не знал, что они близко. Он видел две работающие пожарные автоцистерны у подъезда, которые с большим трудом – из-за заставивших двор машин – все-таки проехали и дали воду. И он не понимал, что машина-подъемник, размером побольше, проехать не смогла. И, значит, специальная лестница ему не поможет.
Он ждал…
Вниз!
И вдруг из-за его спины повалил другой – белый дым. Он занял весь балкон и, выбрасываясь в открытую половинку балконного окна вниз, закрыл ребенку последний воздух и свет, отрезал его от мира.
Тёма не мог знать, что дым сменил цвет с черного на белый потому, что пожарные – тушат, и они уже близко. Запертый в задымленном пространстве, он ощутил бескрайнее одиночество и страх. И бросился грудью на перила… Перевесившись через них, стоя на скамеечке и схватившись за бельевую веревку, он пытался сквозь дым разглядеть людей внизу. Поймать знак от них, что делать.
– Когда белый дым стал больше, я увидел: ребенок на балконе начал метаться, – говорит Евгений Дюков, сосед. К тому времени одно звено пожарных уже провело эвакуацию жильцов, а второе звено через десяток секунд должно было открыть балкон. – Вижу – малыш мечется, слышу (а стою рядом с водителями пожарных машин) указания по подаче воды, понимаю, что Тёме надо совсем чуть-чуть подождать, не паниковать, его спасут. Но вижу: он начинает переваливаться через перила – или спрыгнуть решил, или воздух ищет… Бегу под балкон, кричу, машу ему: «Стой! » Еще мужчина подбежал, вместе кричим: «Стой! » Малыш нас понял, послушался.
Тут дым еще сильнее вниз пошел – и мальчика видно не стало. Кричу: «Одеяло! Нужно одеяло! Вдруг он упадет?!» С балконов нам сбросили одеяла. Мы встали, натянули одно прямо под балконом, второе – подальше. Я держал край у стены дома, напротив – пожарный-водитель, с ним рядом второй пожарный-водитель, и еще сосед, и еще парень-спортсмен, шедший мимо… Только мы натянули – секунда, удар. Я не видел, как мальчик летел…
– А я видел, – говорит Павел Веремьев, пожарный-водитель. – Судя по траектории полета, малыш не прыгнул – вывалился. И так же лежа, как лежал на перилах, боком летел… Место, чтобы поймать, мы рассчитали правильно.
– А я уверен: малыш прыгнул, – говорит Михаил Бжицкий. – Везучий мальчонка, он и летел – скользил вдоль стены, и приземлился сначала на водителя-пожарного…
– Да, упал мне на горбушку, – поясняет Вадим Силин, водитель-пожарный. – Доля секунды до – я еще смотрел вверх. А опустил голову – удар, и я упал на колени… Не опустил бы голову – снесло бы… Но всё хорошо. Малыш на меня шлепнулся, отрикошетил и съехал на одеяло… Мы все были счастливы: «Жив!»
И в ту же секунду пожарные ворвались на балкон: «Где ребенок?»
«Внизу! Жив!»
Кстати, Тёма – крепыш, весит 40 кг, при его приземлении на пожарного сила удара была огромной. Но в тот миг столько людей желало мальчику выжить, что ребенок отделался трещиной кости (ему потом на ногу наложили гипс). А пожарный – синяком.
Ангелы-хранители, поймавшие Тёму одеялом и спасшие ему жизнь, – Вадим Силин, Евгений Дюков, Павел Веремьев, Михаил Бжицкий, Михаил Строганов. На днях они получили грамоты от города – за спасение ребенка на пожаре. Но главной наградой им стал видео-привет от малыша, его смех. Он не помнит полета, и пожар уже начинает забывать…
P.S. Хотите помочь? Бабушка и дедушка Тёмы – пенсионеры. Они уже начали после пожара ремонт, но, понятно, средств на восстановление квартиры им не хватит… Мама Тёмы рассказала, что сгорело всё: игрушки, книжки, одежда мальчика, а ему осенью – в 1-й класс… Тёма после больницы живет у тёти, он скучает по родному дому и целыми днями ждет маму, работающую допоздна. Домой, где чернота и все еще сильный запах пожара, ему нельзя.