Тяжелый мусор

В областной Общественной палате обсудили новую систему обращения с отходами, которая десять месяцев действует на юге региона, а с 1 июля заработает на севере. Больше всего проблем мусорная реформа встретила в частном секторе. Как будут вывозить содержимое контейнеров и хватит ли их вообще, обеспокоены и некоторые северные муниципалитеты.
Вывоз мусора по новой системе в зоне «Юг» вызвал поток жалоб от населения. В основном все они поступают из частного сектора, который, в отличие от многоквартирного жилого фонда, за свои отходы на общих основаниях раньше не платил.
Отходы довели до суда
По словам заместителя начальника областной Госжилинспекции Сергея Короткевича, первые обращения начали поступать через три месяца после старта реформы – причем не столько из села, сколько из частного сектора в городской черте. Больше всего жалоб пришло из Новокузнецка, Мысков, Прокопьевска, Калтана и Осинников. На 1 марта их было 71. Коммунальная услуга не оказывается, условий для этого не создано, тем не менее платежи выставляются, говорит представитель ГЖИ. Надзорное ведомство классифицировало это как нарушение статьи 7.23 КоАП РФ, по которой начиная с 1 июля 2018 года возбудило в отношении регионального оператора – компании «Экотек» – 13 дел об административном правонарушении. Также ГЖИ выдало регоператору 33 предписания на устранение нарушений. Все их, как и постановления о привлечении к штрафам (в размере 5000-10000 рублей), «Экотек» оспаривает в суде. Только три решения вступили в законную силу после прохождения апелляционной инстанции в арбитражном суде в Томске.
«Это никуда не годится, – сетует Сергей Короткевич. – Мы ограничены в наших средствах в принятии мер в этом вопросе. Хотелось бы у оператора зоны «Юг» прояснить, как в дальнейшем действовать, и вообще, есть ли смысл в судебных разбирательствах, если имеется вопиющее нарушение прав потребителей. И, может быть, согласиться, выполнить предписания?»
О судебном разбирательстве с региональным оператором рассказала и заместитель главы по ЖКХ, дорожному хозяйству, строительству, транспорту и связи Прокопьевского муниципального района Ольга Пушкарева. По ее словам, в Большеталдинском сельском поселении возникла следующая проблема. В частном секторе под мусор установлены большие бункеры на 7,8 кубометра, так как другие не подходят. И люди выбрасывают в них золу. А резко потяжелевший от этого контейнер мусоровоз поднять не может.
«Хорошо, встретились, договорились вызывать, когда контейнер наполнится наполовину, – объясняет Пушкарева. – В результате вместо трех кубов нам все равно ставят 7,8. Когда мусоровоз подъезжает, поднимает на себя этот контейнер – три куба – и переворачивает его на себя, весь мусор оказывается под машиной. Она его опускает, уезжает. Приезжают наши рабочие, убирают мусор. В результате мы имеем те же полконтейнера… А на сверхнормативный мусор нам выставляют счет в три миллиона рублей».
Жители района жалуются на неправильные начисления. Номер договора не совпадает с номером лицевого счета – люди платят, но задолженность все равно образуется, приводит пример Ольга Пушкарева. Кроме того, в январе произошел сбой в расчетно-кассовом центре: за вывоз мусора каждому отходообразователю начислили за четверых. Сейчас в этой проблеме разбирается прокуратура.
Нет контейнера – квитанция есть
«Каждый отходообразователь по закону обязан заключить договор с оператором, большинство заключать договор не хотят, – отвечает на претензию по начислениям «мертвым душам» директор «Экотека» Андрей Функ. – Но это коммунальная услуга – договор считается публичным. Мы делали запрос в МВД о предоставлении нам данных для начисления. Нам отказали, сославшись на ГисЖХК. Но этот механизм не работает. Поэтому мы берем данные, где можем. Где-то они устаревшие. Потом нас упрекают: начисляете на человека, который умер четыре года назад, совести у вас нет. Совесть есть – нет возможности реализовать свое законно право. Этот вопрос на уровне федерации никто пока не разрулил. Пока ситуация тупиковая».
Самый же распространенный упрек в адрес регионального оператора (нет контейнеров, а есть квитанции) Функ прокомментировал следующим образом:
«Сегодня все знают требования СанПИНа – контейнер должен находиться не дальше, чем на 100 метров. Человек говорит:«Не буду оплачивать, потому что контейнер далеко». Но мы-то по объему видим, что складируют в него все. В большинстве случаев мусоросборник стоит на въезде, мы может через этот радиус в 100 метров привязать 10-20 жителей и вывозить с периодичностью раз в год, но мы не вывозим за два раза в неделю. Либо эти 20 производят столько отходов, либо туда все-таки носят те, кто говорит, что услуга им не оказывается. Наша логика такая – мы свою работу выполняем, мусор забираем, вывозим, утилизируем. Возможно, из контейнера, который стоит не около жителя, а дальше».
25 миллионов на баки
Кто должен убирать контейнерные площадки? Всё, что просыпалось во время вывоза мусора, – зона ответственности оператора, объясняет директор «Экотека». Поэтому тот требует от перевозчика устанавливать видеорегистраторы на машины.
«Должен быть хозяин площадки, – считает Андрей Функ. – Пока не появится один, кто за нее отвечает, не будет порядка. Этим хозяином может быть оператор».
Обязанность же устанавливать контейнеры лежит на владельце земельного участка: в частном секторе это муниципалитет. Далеко не во всех территориях юга хватает мусоросборников. Так, по данным депутата облсовета Юрия Шейбака, Осинники заявили потребность в 25 контейнерах, Новокузнецкий район – в 54, Мыски – в 426.
«На мой взгляд, руководители муниципалитетов изначально неправильно оценили свои затраты, – комментирует ситуацию Шейбак. – Мы на своем депутатском уровне сейчас постараемся разобраться в источниках финансирования. На 2019 год включены дополнительные деньги для муниципалитетов на изготовление и установку контейнеров. Населению нужно определиться вместе с операторами, где их устанавливать».
В свою очередь начальник областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кирилл Десяткин сообщил, что губернатор выдел на контейнеры в зоне «Юг» 25 миллионов рублей. Эту потребность подтвердили муниципалитеты и региональный оператор.
Север: реформа близко
С 1 июля приступит к своим обязанностям региональный оператор зоны «Север» – компания «Чистый город Кемерово». По информации ее директора Олега Ратаева, регоператор провел торги и определил перевозчиков в каждом из одиннадцати лотов, на которые поделена зона. До 15 мая «Чистый город Кемерово» планирует актуализировать данные о местах накопления отходов и начать заключать договоры с муниципалитетами.
Муниципалитеты готовы к старту реформы в разной степени. Так, по данным начальника отдела по охране окружающей среды управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Кемерова Павла Ковалева, городской частный сектор обеспечен контейнерами на 100%. Однако в столице области есть другие проблемы, общие для всего региона. Во-первых, несоответствие нормативных объемов образования отходов фактическим. Так, замеры в городе сделали в 2016 году. Норматив для частного сектора, который, по словам Ковалева, производит в два раза больше отходов, по «политическому решению» сравняли с нормативом для многоквартирных домов.
«Мы с регоператором пришли к соглашению: в части норматива он будет вывозить, а всё то, что сверх, администрация будет помогать, – сказал представитель мэрии. – Мы сейчас ищем механизмы и источники финансирования. На следующий год будут уточненные замеры».
Другая характерная проблема для всего частного сектора: жители выбрасывают в мусор золу. Часто из-за этого горят контейнеры и мусоровозы. Сейчас власти на местах и оператор ищут пути решения: возможно, под золу потребуются отдельные баки.
Заместитель главы Чебулинского муниципального района Станислав Андраханов рассказал, что если действовать по СанПинам, частному сектору, а это 90% жилфонда территории, нужно дополнительно 830 контейнеров.
«Зайдет оператор – люди останутся со своим мусором наедине, – опасается Андраханов. – Как работать, особой ясности нет. Можно поставить большие контейнеры только на въезде/выезде в населенные пункты. Опять же, будет ли такая техника, – вопрос».
По словам представителя чебулинской мэрии, в районе нет своих мусоровозов. Аналогичные проблемы и в соседнем Тяжинском районе, где две машины, и в Мариинском – где четыре. По крайней мере, в Мариинск регоператор закупил еще пять, сообщил Олег Ратаев: в скором времени они поступят в район.
Как бы там ни было, с 1 июля реформа, которая идет по всей стране достаточно тяжело, заработает во всем Кузбассе. На отладку у «Севера» всего два месяца.
Между тем
Тарифное дело в отношении регионального оператора по обращению с ТКО в зоне «Север» поступило в региональную энергетическую комиссию 23 апреля, рассказал ее председатель Дмитрий Малюта. «Скорее всего, тариф будет меньше, чем на юге, потому что инвестиционная составляющая, которая необходима по этой зоне, будет включена в тариф только после ввода объектов, – пояснил он. – По зоне «Юг» тариф был снижен на 4,7%. Уже сейчас, с 1 июля он будет не 90 рублей, а 86, что связано с пересмотром ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду».