Лицензии для автобусных перевозчиков
В Кузбассе началось формирование единого реестра автобусных перевозчиков.
В марте в России вступили в силу поправки в «транспортное» законодательство. Отныне иметь лицензии на автобусные перевозки пассажиров и иных лиц обязаны не только владельцы автобусов, работающих на регулярных рейсах, но и те, кто организует служебные маршруты для нужд собственного предприятия, а также перевозчики, выполняющих разовые заказы. Цель нововведения – повысить транспортную дисциплину владельцев автобусов, добиться того, чтобы все перевозчики, независимо от статуса, соблюдали единые требования и условия для безопасности людей.
Поводом для принятия поправок, напомним, стала ситуация с коммерческими перевозками. До недавнего времени их можно было выполнять без каких-либо разрешений. В итоге под видом заказных сплошь и рядом работали регулярные автобусные маршруты.
«Большинство резонансных ДТП с особо тяжкими последствиями, где погибших – более пяти человек, были связаны с осуществлением нелицензируемых перевозок туристов, спортсменов, паломников и других организованных групп, – подчеркивает заместитель начальника Южно-Сибирского межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Вадим Короткевич. – В масштабах России, по данным Ространснадзора, в прошлом году произошло 39 таких ДТП. Из них 18 – с участием лицензируемого автотранспорта, столько же – при осуществлении заказных перевозок, и три аварии – при осуществлении служебных перевозок. При этом по вине лицензиатов произошло пять аварий, а по вине заказных перевозчиков – одиннадцать.
В Кузбассе ЧП с коммерческими автобусами тоже имели место. Многие помнят аварию, случившуюся в августе 2016 года на скоростном участке дороги «Кемерово – Ленинск-Кузнецкий». Тогда погибли молодые ребята из детской футбольной команды «Кузбасс», возвращавшиеся с соревнований. Другое серьезное ДТП с туристическим автобусом из Красноярского края, перевозившим туристов в Шерегеш, произошло 23 февраля 2018 года. Его жертвами стали шесть человек.
Коммерческие перевозки зачастую проводились с грубыми нарушениями транспортного законодательства. Это было обусловлено низкой квалификацией должностных лиц, отвечающих за обеспечение безопасности дорожного движения, несоблюдением режима труда и отдыха водителей, недостатками в организации перевозочного процесса, отсутствием договоров страхования пассажиров и другими факторами. Практика показывает, что у лицензированных перевозчиков подобных нарушений значительно меньше».
В октябре 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на повышение безопасности автобусных перевозок. В соответствии с ним, с 1 марта до 1 июля 2019 года получить лицензии на данный вид деятельности должны все перевозчики, включая тех, кто организует коммерческие маршруты, возит собственных работников или детей на школьных автобусах. Исключение сделано для спецслужб: пожарной охраны, «скорой помощи», полиции, МЧС и пр.
Лицензиаты обязаны предоставить в лицензирующий орган информацию по всем транспортным средствам, на которых осуществляется перевозка пассажиров. Сведения о них будут включены в единый реестр автобусных перевозчиков.
Территориальный отдел Госавтодорнадзора по Кемеровской области уже приступил к процессу лицензирования. Ранее перевозки на транспорте общего пользования в Кузбассе осуществляли 67 юридических лиц и 359 ИП. Теперь получить лицензии должны еще около 2000 субъектов: порядка 300 учебных организаций, осуществляющих перевозки школьников, примерно 500 предприятий, имеющих служебные автобусы, и, ориентировочно, до 400 организаций, работающих в сфере коммерческих перевозок.
К апрелю в территориальном отделе Ространснадзора по Кемеровской области было принято чуть более сотни заявлений перевозчиков и выдано восемь лицензий. Остальные документы пока в работе.
С июля 2019 года нелицензированные автобусные перевозки пассажиров будут запрещены.
Вопросы безопасности пассажирских перевозок находятся на постоянном контроле госавтоинспекции. По данным УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, с начала 2019 года пресечено уже более 5,6 тыс. нарушений правил дорожного движения со стороны водителей, в том числе – 1406 случаев эксплуатации пассажирских транспортных средств с техническими неисправностями.