Дмитрий Маликов: «Не хочу становиться пародией на самого себя»
На прошлой неделе известный музыкант Дмитрий Маликов провел в Кузбассе «Уроки музыки» для талантливой молодежи региона. О том, почему он планирует завершить карьеру исполнителя, как стал популярным в интернете, и чем телевизионные проекты могут навредить детям, столичный композитор и певец рассказал на творческой встрече со студентами Кемеровского госуниверситета. Вот краткие выдержки из выступления Дмитрия Маликова.
Об образовании
На эстрадной сцене я один из немногих, кто окончил консерваторию. И эта база действительно мне сильно помогает в работе: помимо того, что чувствую музыку, я еще «организован». Вот, знаете, военное прошлое всегда видно. Так и у людей с классическим музыкальным образованием: мы более дисциплинированные. Это качество помогает еще и потому, что у меня нет и никогда не было продюсера. Да, конечно, мои родители известны и в начале моей карьеры они давали контакты и советовали что-то. Но вы же понимаете, что если бы тот продукт, который я выдавал, был некачественным, всё бы кануло в Лету, и я сейчас бы не стоял перед вами.
Вспоминаю, как решал в 18 лет, какую музыку выбрать: эстрадную или классическую. Но я пошел своим путем: поступил на дневное отделение в консерваторию и при этом стал популярным молодежным исполнителем. Мой график на неделю расписывался так: с понедельник по четверг я занимался с профессором, а в пятницу улетал куда-то выступать с концертом, в том числе и в Кемерово, кстати. В первый день в новом городе у меня было два выступления, в субботу и воскресенье – по три. Конечно, это большие нагрузки на организм, но когда мы молоды, справляемся со всем.
В первые годы своей карьеры я писал эстрадные песни, которые довольно быстро становились популярными, и забот не знал. Но в определенный момент появилось желание реализовать себя в качестве композитора и пианиста, и тогда я начал сочинять инструментальную музыку.
О молодости и миссии
Меня часто спрашивают, почему я так хорошо выгляжу, хотя мне почти 50 лет. Во-первых, спасибо родителям за хорошие гены. Во-вторых, открою секрет, как выглядеть прилично в моем возрасте, если не разглядывать каждую морщинку, конечно: если мужчина не потолстел и не полысел к 50 годам, то он выглядит как минимум нормально.
Конечно, все мы меняемся – и ничего с этим не сделаешь. Но я спокойно отношусь к своему возрасту и не хожу на специальные процедуры. Максимум – крем после бритья, извините за интимную подробность. Плюс на внешность еще влияют позитивный настрой и любовь к людям. Мне очень нравится эпиграф к фильму братьев Коэнов «Серьезный человек», который звучит так: «Ни к чему не относись предвзято». Эта старая еврейская мудрость на языке других религий означает, что надо принимать всё, что происходит в твоей жизни, пропускать через себя и не озлобляться. Я пока только пытаюсь к этому приблизиться.
Сегодня не только студенты у меня чему-то учатся, но и я у них: я здесь получаю опыт и делаю что-то полезное. У человека можно всё в жизни забрать: материальные блага, родственников, друзей. Нельзя только отнять свет, который он оставил. Возможно, сегодня он озарил одного, двух, трех детей, которые решили после нашей встречи пойти дальше в своей работе. В каком-то роде такие встречи – это моя миссия… Я был сам в такой же ситуации, когда в мои 17 лет в Москву из Америки приехал великий пианист, глыба фортепианного творчества Владимир Горовиц. И на меня, тогда еще юного, его концерт оказал действительно большое впечатление! Я еще раз тогда убедился, что надо идти по этой линии и поступать в консерваторию.
О стартовых возможностях
Моей дочери Стефании – 19 лет. Часто спрашивают, как мы с женой ее воспитываем. Я все-таки стараюсь не оказывать на нее влияния, потому что сам факт, что она родилась именно в нашей семье, уже давит на нее. С одной стороны, у нее хорошие стартовые возможности, но, с другой, этот большой аванс надо еще оправдать. В такой же ситуации был и я. Конечно, это отлично, когда есть поддержка со стороны родителей, – тогда чуть короче дистанция до успеха. Но, понимаете, звездность моей семьи – очень относительное понятие в советское время. В бытовом плане мы жили весьма средне: вчетвером в двухкомнатной квартире на первом этаже обычной панельной многоэтажки. При этом отец собирал стадионы. Сейчас он бы зарабатывал миллионы долларов, а тогда платили так называемые ставки – 20, 30, 40 рублей.
Я уверен, что обстановка в семье имеет гораздо больше значения, чем просто финансовые возможности. Люди, которым нравится музыка, прививают любовь к творчеству детям. Иногда это может стать гораздо лучшим стартовым капиталом, чем звездная семья.
Что же касается моих близких, то Стефания учится на факультете журналистики в МГИМО. Главное, чего мы с женой Еленой хотим от дочери, – чтобы она выросла личностью, чтобы она умела хорошо писать и говорить и могла бы так же приехать на встречу с талантливой молодежью и быть им интересной. К нашей с Леной радости, Стефанию недавно пригласили вести колонку в престижном журнале «Русский пионер». Конечно, ей трудно, но, мне кажется, она справляется.
О телевизионных проектах
На экране сейчас активно развивают тему детского и юношеского творчества. Что могу сказать… «Синяя птица» имеет реальное отношение к продвижению ребенка. Дети там могут показать себя в разных направлениях: классическая музыка, оригинальный жанр, балет и так далее. А вот к песенным конкурсам отношусь более скептически, потому что «Голос. Дети», «Ты супер!» – это телевизионные проекты, которые созданы, чтобы мы их смотрели. Они далеко не в первую очередь думают о судьбе участников, и зачастую драматические переживания детей могут сломать их психику. Надеюсь, что этого не происходит, но такое на проекте возможно.
Такие проекты – как шанс родиться в звездной семье: он дается человеку, а уже от тебя зависит, сможешь ты воспользоваться им или нет. Допустим, ребенок хорошо показался в «Голосе. Дети», его узнали, но на очень короткое время. Если ничем не поддержать, то забудут быстро, потому что стартует новый «Голос» и придут другие герои. Надо успеть использовать свои 15 минут славы, о которых говорил еще Энди Уорхолл. Это хорошее начало, и надо быть готовым оторваться от него. Так что телевизионные проекты как старт – я только за, а как конечная цель – нет.
О популярности в интернете
Много проектов за 30 лет творчества случилось, и однажды неожиданно для себя я стал блогером. Жил себе – не тужил, сочинял песни, вел твиттер. Один раз на встрече с фан-клубом поинтересовался у поклонников, как они поживают, тяжеловато или ничего. Потом эту фразу решил выложить в твиттер, без всякой задней мысли. Однако через два месяца молодые люди стали писать мне, что мой твит – это так круто! Да, судьба иногда преподносит сюрпризы… Потом спросили, в каких новогодних программах меня можно будет увидеть. Ответил на эмоциях: «Да выкиньте телевизор, нечего его смотреть». Молодежь тоже оценила эту фразу. После этого мой твиттер стал популярным. Причем как только я пишу о новых песнях или клипах, виртуальная реакция есть, но мало. Но как публикую что-то смешное или выкладываю забавную фотку, все сразу счастливы: пишут сотни комментариев, ставят лайки.
Была еще одна забавная история. Я как-то написал в блоге «С кем бы замутить feat», пользуясь молодежным жаргоном. И вдруг рэпер Хованский откликнулся и прислал мне демозапись. К счастью, я не был знаком с его творчеством. Если бы знал его песни, наверное, не согласился бы, и мир не увидел бы нашего прекрасного дуэта, который собрал 30 миллионов просмотров в Сети.
Так пошла новая волна в моем творчестве. Это не есть самоцель, хотя сейчас это приносит мне доход: благодаря популярности в интернете у меня достаточно много интересных рекламных предложений. Скоро буду продвигать один продукт для волос – а волосы-то пригодились! (Смеется. – Прим. ред.).
Я подумываю о завершении карьеры в плане исполнителя эстрадной музыки. Не хочу становиться ретроартистом и быть пародией на самого себя. Мне в январе исполнится 50, а когда-то будет 60 и 70! Не хочу в таком возрасте скакать по сцене клоуном. А ретроартисты, как правило, выглядят именно так. Поэтому мне нравится делать коллаборации, быть максимально близким к молодежи.
Особая тема
О «Зимней вишне»
Год назад случилась ужасная трагедия в вашем городе, которую я вместе с вами тяжело переживал. На следующий день я сел к роялю, и сама по себе из меня полилась музыка – абсолютно без каких-то моих мыслей. У кого-то эмоции выражаются через слезы, у меня – через звуки. Я впервые исполнил это произведение – посвящение жертвам пожара и их семьям – на концерте в Москве 10 ноября. Очень сильная реакция публики была: все зрители встали в едином порыве. Мне было важно сыграть, и я не думал о том, как зал отреагирует. Просто знал, что нормальный человек не может не сопереживать. А в каком виде – слезы, аплодисменты, встать с кресла – это уже не важно.
Екатерина Переверзева.