Здоровье без очередей
В Кемерове состоялся пресс-тур по поликлиникам города. Медики познакомили журналистов с новыми организационными, пространственными и технологическими решениями, позволяющими сократить очереди и общее время пребывания пациентов в медучреждении.
Национальный приоритет
В Кузбассе выстраивается новая модель оказания населению первичной медико-санитарной помощи. Это – лишь один из «векторов» нового национального проекта «Здравоохранение». В целом же нацпроект, напомним, будет реализовываться в нашем регионе по семи направлениями.
«Если коротко, новая модель – это поликлиника, в которой пациентам приятно получать, а медикам – оказывать медицинские услуги. При этом временные потери обеих сторон максимально минимизированы, – уточнила начальник отдела департамента охраны здоровья населения Ольга Рытенкова. – Работать над созданием новой модели мы начали еще в 2017 году, когда впервые стали внедрять в практику медучреждений принципы бережливого производства. Сегодня к этому процессу подключились уже 56 структурных амбулаторно-поликлинических подразделений области, в течение года их станет 77. На первом этапе речь идет о преобразовании входных зон, изменении работы регистратуры и создании удобной навигации по учреждению».
Очевидное – вероятное
Очередей и недовольных горожан во время пресс-тура, проходившего по трем поликлиникам областного центра, журналисты действительно не увидели.
Ликвидация очередей стала возможна в том числе и благодаря четкому разделению потоков здоровых и больных пациентов. В поликлинике №1 Кемеровской городской детской клинической больницы №1 и в поликлинике №2 Кемеровской городской детской клинической больницы №2 для ребятишек в «остром» состоянии теперь предусмотрены не просто особые кабинеты, а отдельные входы в здание.
Яркие разноцветные указатели в коридорах позволяют быстро сориентироваться, в какой стороне находится нужный посетителю кабинет, включая и комнату для кормления младенцев. На большие электронные экраны выведены графики приема всех специалистов. Вносить сюда коррективы можно в режиме онлайн. Сотрудники регистратуры, освобожденные от поиска амбулаторных карт и ответа на телефонные звонки (этим сегодня занимаются другие специалисты), подробно консультируют всех, кто к ним обращается. Если же у родителей или у пациентов-подростков все равно остаются вопросы, на помощь им быстро приходят дежурные администраторы холла.
В поликлинике первой детской больницы за справками в бассейн или в садик посетители обращаются теперь сразу в кабинет здорового ребенка, минуя регистратуру. На сокращение очередей и времени, проведенного родителями и детьми в медучреждении, повлиял и пересмотр графика работы участковых педиатров.
«У нас десять участков, и раньше все доктора вели прием с утра, – пояснила главврач КГДКБ №1 Татьяна Кармалитова. – Сейчас они работают по скользящему графику».
К поликлинике прикреплены более 20 тысяч детей, из них 95% должны ежегодно проходить профилактические медосмотры. Равномерно распределить вал обращений удалось за счет того, что патронажная медсестра теперь приходит на дом и заранее оговаривает с родителями и детьми удобные для них дату и время посещения. Сдать анализы, пройти обследования и получить консультации можно за один-три дня в зависимости от возраста ребенка.
Главврач КГДКБ №2 Елена Воронина рассказала, что им было важно «расшить» на первом этапе другие узкие места. А именно – сократить время на проведение обследований перед плановой госпитализацией маленьких детей в хирургическое отделение и оптимизировать работу кабинета охраны зрения поликлиники №2.
В первом случае родителям прежде приходилось обращаться в учреждение до четырех раз. Теперь они могут сделать всё за одно посещение, потратив максимум полтора часа. Причем мама, которая госпитализируется вместе с малышом, может сдать необходимые анализы здесь же.
В кабинете аппаратного лечения органа зрения раньше получали помощь 26 пациентов в день. Сегодня, за счет более четкого назначения времени визита, – 40. Загрузка оборудования выросла с 60% до 85%.
Почему взрослое население зачастую игнорирует такое благо, как бесплатная диспансеризация? Потому что у работающих людей нет времени ходить по больницам. Заведующая вторым поликлиническим отделением Кемеровской поликлиники №20 Наталья Булавина сообщила участникам пресс-тура, что в их учреждении основной объем обследований в рамках диспансеризации можно пройти не просто за день – за 40 минут! Для этого в поликлинике открыли специальный смотровой кабинет. Здесь пациент может узнать свои антропометрические данные, записать ЭКГ, проверить глазное дно и пройти тесты на онконастороженность. А в соседнем процедурном кабинете – сдать биохимический анализ крови. Приходить для этого утром натощак совсем не обязательно: исследование будет корректным и в том случае, если человек покушал нежирную пищу минимум за два часа до него.
В режиме «тайного пациента»
Отличается или нет демонстрационный пресс-тур от повседневной реальности? Чтобы проверить это, я позвонила в call-центр кемеровской поликлиники №5. Эта крупнейшая в Кузбассе поликлиника тоже недавно закончила преобразование входной зоны. Более того, ее вообще решено сделать образцом новой модели учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь.
Итог: до регистратуры платных услуг и ДМС не удалось дозвониться вообще (несколько раз набирала ее в течение полутора-двух часов). В регистратуре ОМС трубку взяли быстро. Однако на вопрос, можно ли пройти диспансеризацию в отделении профилактики в субботу, ответили: «Приезжайте и узнавайте у них сами». К поликлинике прикреплено более 90 тысяч населения, треть из них «подлежит» диспансеризации в этом году. И все 30 тысяч должны приезжать и узнавать?..
Говорят, что достичь идеала невозможно. А новая модель поликлиники – не застывшая константа, а постоянно совершенствующийся механизм. Что ж, как минимум один вектор для совершенствования теперь известен: проинформировать операторов call-центр о возможностях прохождения диспансеризации в субботу и научить их правильно отвечать на вопросы пациентов.