Мальчик, выпавший из пекла. Год спустя
Воскресенье тоже бывает чёрным. Таким днём год назад в Кемерове стало 25 марта. Загорелась «Зимняя вишня» – популярный торгово-развлекательный центр. Этот страшный пожар стал вторым крупнейшим в России по числу жертв – после ЧП в пермском ночном клубе «Хромая лошадь».
Весь мир облетели кадры с места кемеровской трагедии. Они потрясали, ужасали, разрывали душу и сердце. Стыла кровь после короткого, в несколько секунд, видеосюжета, когда вместе с клубом чёрного дыма из окна четвёртого этажа «Зимней вишни» полетел вниз мальчик. Тот самый, который ещё мгновение назад был виден в окне, рядом со взрослым мужчиной. Это был отец мальчика Серёжи – Евгений Москаленко. И это он, разбив стёкла в окне, вытолкнул в него сына. Чтобы спасти.
Сначала ребенок упал на козырёк, а уже с него – на чьи-то руки. «Скорая помощь» увезла Серёжу в детское отделение областной больницы. Два дня он находился в искусственной коме. После реанимации его перевели в общую палату. И там Серёжа начал спрашивать всех, кто навещал его:
– А где мама? Папа? И Ксюша? Почему не приходят они?
Родные отводили глаза и сдерживали слёзы, боясь сказать Серёже, что его папа, мама и сестрёнка погибли в «Зимней вишне».
Все с тобой, Серёженька!
Сколько бы ещё скрывалась горькая правда – неизвестно, если бы в Серёжиной палате не появилась прилетевшая в родной Кемерово из Москвы телеведущая Елена Малышева. За подаренный ею телефон Серёжа сказал: «Спасибо!». И тут же задал вопрос:
– Где мои папа, мама и Ксюша?
Елена Васильевна поняла: мальчик ещё не знает, что выжил только он. Нужно срочно вызывать бабушек Серёжи. Пусть от них, а не от чужих людей он всё узнает, услышит.
И он услышал. А потом день за днём стал вспоминать, как в очередной раз они всей семьёй пошли в «Зимнюю вишню». Так было принято у Москаленко: выходной – вместе! К тому же у пятиклассника Серёжи начались весенние каникулы. В его дневнике – только «5» и «4». На родительских собраниях папу Евгения и маму Олесю хвалили за воспитание сына. А педагоги со стажем, улыбнувшись, ещё и комментировали:
– Есть в кого Серёже быть хорошим!
И Евгений, и Олеся тоже учились в 54-й школе. Обещали, что через три года приведут к родному школьному порогу и дочку Ксюшу. Серёжа обожал свою сестричку-невеличку. И совсем не обижался, что мама целовала и обнимала её чаще. Ведь она девочка. А он, как часто напоминал ему папа, должен вырасти настоящим мужчиной.
Серёже было всего четыре года (как Ксюше в 2018-м), когда Евгений посадил его на мотоцикл. Да не простой, а гоночный. Мотоцикл был Серёже не страшен. Но велоспорт мальчику нравился больше. А ещё теннис. Родители с уважением отнеслись к выбору сына. Не баловали, но и не строжились. В общем, делали всё, чтобы Серёжа почувствовал себя личностью. Да, настоящей личностью и в десять, и в одиннадцать мальчишеских лет.
…В то воскресенье 25 марта они по традиции отправились в «Зимнюю вишню». Купили то, что планировали. И поднялись в кинозал на премьеру «Кролика Питера». Смотрели фильм, как вдруг уже не с экрана, а у выхода раздался крик: «Пожар!».
Вот что осталось в памяти Серёжи:
– Нам сказали, чтобы мы надели майки на лица, дышали через них и быстро выходили. Мы вышли, но всё равно стали задыхаться. Папа разбил окно. Сначала одно, а потом другое. Но всё равно плохо дышалось…
И тогда Евгений, подняв сына, успел вытолкнуть его из окна. И даже если не смог сказать вслух, наверняка пожелал: «Живи, Серёжа!».
…Врачи будут перечислять больные места этого сильного духом мальчика: ушиб печени, сердца, почек, лёгких, перелом костей таза. Как говорят в таких случаях, «живого места не было». А еще – ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом…
Во всём Кузбассе, в России, да и многие в мире переживали за Серёжу. В храмах ставили свечи за его здравие. В палату многопрофильной больницы, откуда потом Серёжу и выписывали, приходил батюшка. С иконой и крестиком. Молился…
И мальчик пошел на поправку. Только две учебные недели в четвертой четверти пропустил Серёжа. Программу догнал быстро. Заслуженные пятёрки и четвёрки вновь появились в его дневнике.
К тёще на блины, к бабушке – на оладушки
Только, пожалуйста, не называйте Серёжу сиротой. У него есть любящие бабушки, дедушки, другие родные. И никто из них не тянет мальчика, как одеяло, на себя. Берегут.
Живёт Серёжа с Натальей Николаевной Пузиковой – мамой своей незабвенной мамы Олеси. Наталья Николаевна и бабушка для Серёжи, и его опекун. Моложавая, энергичная, как многие современные бабушки, которым лишь по паспорту за 50, она не сидит на заслуженном отдыхе – работает заведующей производством в столовой школы №54. Той самой, где учится её Серёжа. А всего в этой школе, как мне сказали, тысяча учеников. И у всех в столовой аппетит отличный. Сегодня, например, с удовольствием уплетали котлеты под названием «Кузнецкая крепость».
Смотрю на приветливую Наталью Николаевну и думаю, что сама-то она тоже как крепость. Вот и Серёжа похож на свою бабушку – причем не только внешне, но и характером.
У Натальи Николаевны две дочери (так не хочется говорить «было») – Олеся и Вера. И зятя два. Так что она дважды тёща. Олеся на свою личную жизнь никогда не жаловалась. Светилась женским счастьем.
– А Евгений любил тёщины блины? – спрашиваю Наталью Николаевну.
– Конечно! – отвечает, вспоминая тёплые семейные посиделки.
Но тут же признаёт, что мама Евгения, Светлана Владимировна, готовит вкуснее.
Со своей сватьей Наталья Николаевна в самых что ни на есть добрых родственных отношениях. Именно с бабушкой Светой Серёжа был на приёме у губернатора Сергея Цивилева. Светлане Владимировне вручили медаль «За честь и мужество». Это награда её сыну Евгению. Посмертно. Он совершил поступок действительно очень мужественный. Однако мне кажется, что прежде всего в те трагические минуты Евгений выполнял свой отцовский долг. Почему же тогда не вытолкнул из окна и четырёхлетнюю Ксюшу?
– Это только они знали, Женя и Олеся, – говорит Наталья Николаевна. – Может быть, Олеся не позволила, надеясь, что они всё-таки выйдут…
Не вышли. Так у окна и нашли их тела.
«Я буду обнимать и целовать тебя каждый день»
Памятник на могиле Евгения, Олеси и Ксюши один на троих. В виде сердца. Фотография Ксюши посредине.
– Как ангелочек, – шепчут все, кто задерживается у скорбного места.
А Надежда Николаевна снова и снова смотрит запись, где Ксюша объясняется в любви. Снято видео за два дня до трагедии в «Зимней вишне». В тот день девочка гостила у Светланы Владимировны. Но как ни хорошо было у бабушки Светы, Ксюша поняла, что и мама, и бабушка Наташа успели по ней соскучиться. Вот и решила их утешить.
Комнату, где мы сидим сейчас с Натальей Николаевной, наполняет и впрямь чудный голосок девочки:
– Я буду обнимать и целовать тебя, мамочка, каждый день. И тебя, бабушка, тоже буду обнимать и целовать каждый день. Пока, бабушка! Пока, мама!
Сидя в кресле, Ксюша машет ручкой. И всем нам машет тоже. Уже оттуда, с небес…
Всё. Наталья Николаевна выключает видео на своём телефоне. Но Ксюшины глаза всё равно рядом, смотрят с портрета. А на него смотрит и Серёжа. За этот год он стал не просто старше, а взрослей. И на вопрос «Как дела?» отвечает, как и его бабушка-опекун:
– Всё у нас хорошо!
Серёжа и его родные благодарны всем, кто проявил к ним участие после трагедии в «Зимней вишне». Медикам благодарны, руководителям области, города, службам, организациям, которые, как и обещали, помогли морально и материально. Сейчас вот на Серёжин счёт поступает две выплаты по потере кормильцев. Были оплаченные поездки на море, а ещё в Москву. Для Серёжи не впервые. Он и раньше путешествовал. Но хорошего-то много не бывает!
Признаюсь, что лишь на самый конец нашей встречи оставила я такой непростой вопрос к Наталье Николаевне:
– Вы хотите, чтобы по всей строгости наказали виновных в трагедии?
– Каждый из виновных получит то, что заслужил…
А потом, взглянув на фотографии внуков – Серёжи, Ксюши, Леры (дочки Веры), она вздохнула и сказала:
– Я так хотела, чтобы обе мои внучки тоже пришли в эту школу. Всем нам родную…
Серёжа – а сейчас он учится в шестом классе – ещё не решил, кем станет, какую профессию выберет. Но со временем мы об этом наверняка узнаем. И почему-то нет никаких сомнений, что вырастет он настоящим хорошим человеком.