Эх, прокачусь на горке дяди Лёни!
Отставив в сторону метлу и добродушно улыбнувшись, он протянул мне руку:
– Я – дядя Лёня!
По паспорту – Леонид Васильевич Кузьмин. Уже семь лет как… Нет, слова «на заслуженном отдыхе» здесь явно не подходят. Ведь все семь своих пенсионерских лет, а точнее, зим, Леонид Васильевич не отдыхает, а строит горки для детворы.
Причем горки у дяди Лёни не простые, а эксклюзивные, безопасные. Других таких во дворах не только Кузбасса, но, возможно, и всей Сибири не сыщешь. Прямо-таки бобслейные 60- и 40-метровые трассы с трамплинами, поворотами, бортиками. Скатываются по ним мальчишки и девчонки, а также их родители. Потом по кругу возвращаются назад. И снова – с ветерком вниз с весёлых горок.
Петух свинье не товарищ
Сегодня в Инском бодрящий морозец. На лёд, что под ногами, можно смотреть, как в зеркало. Это ж как рано надо было Леониду Васильевичу начать наводить порядок на столь большой «катательной» территории? А он, похоже, и не устал совсем. Улыбается, глядя на большого петуха, водружённого на крышу. В год Петуха сам Кузьмин смастерил этого красавца. Так до сих пор и стоит. И, кажется, даже кукарекает. Вот вместе с ним, наверное, и просыпается неутомимый Леонид Васильевич.
Но почему рядом с Петухом нет символа этого года – Свиньи? Ответ прост: «Петух свинье не товарищ!». Да и не бывает петушок в одиночестве. Даже в 40-градусные морозы, нагрянувшие к нам нынешней зимой, не пустовала горка. Хозяева – Леонид Васильевич и его жена Галина Фёдоровна – только успевали чайник кипятить. И от запашистого чая с печеньем, пряниками, вафлями мало кто из гостей отказывался.
Чайную Леонид Васильевич построил рядом с десятиметровой горкой – для самых маленьких. Так что прямо с «трассы» ребенок может сразу заскочить сюда – отдышаться и погреться. А ещё этот тёплый домик называют комнатой для родителей. Пусть тоже чайку попьют и пообщаются, пока их дети катаются.
– Но ведь чаепитие тоже денег стоит! – невольно вырывается у меня.
Я уже знаю, что Леонид Васильевич не любит говорить про деньги, но сейчас, вновь улыбнувшись, он даже похвалился:
– В этом году мы с Галиной на угощение, считай, не тратимся. Уже и сами родители не с пустыми руками приходят. И наша поселковая администрация гостинцы детям покупала. А недавно подъехала к моему дому машина с барнаульскими номерами. Вышли из неё люди с коробками всякой вкуснятины. Назвали себя представителями одной крупной торговой сети. Конечно, принял я от них презент для поселковой детворы. А взамен предложил гостям катание на горках. Сфотографировались они на фоне горки и уехали довольные. Обещали ещё приехать. Да мы с Галиной уже и не удивляемся, что к нам в Инской и из самого Белова приезжают, и из соседних посёлков. Всем – добро пожаловать!
Разрешите пожать вашу руку!
Сейчас уже молчат ворчуны, не понимавшие, зачем это надо Леониду Васильевичу – забавлять чужих детей. Напротив, всё больше земляков, высказывающих Кузьмину уважение за его доброту и бескорыстие. А ведь было время, когда нет-нет, да и спрашивал кто-то:
– А почему ты денег за катание не берёшь? Ведь столько трудов и часов потрачено. Да и средств. Не по щучьему же велению горки выросли!
На полуслове обрывал Леонид Васильевич разговоры «доброжелателей» о деньгах. Да, все доходы семьи – это две скромные пенсии, его самого и Галины Фёдоровны. Да, были траты и на стройматериалы, и на угощения. Но зато снег-то бесплатный. Наберёшь его ещё мокреньким, мягоньким – и в ёмкости. А потом толчёшь, утаптываешь. И уже только затем укладываешь его в горки. Потому-то с них до самых тёплых дней кататься можно. Где-то на площадях уже в середине февраля горки «заплакали», растаяли, а на усадьбе Кузьминых всё ещё гоняют детские «паровозики». Вот как сейчас: Диана – за Машей, Маша – за Дашей.
Диана – внучка Леонида Васильевича. Даша и Маша – её подружки. Все учатся в четвёртом классе.
– Не мешают горки урокам? – спрашиваю девочек.
– Не-ет! – отвечают дружно. – После горок память улучшается!
Но, как говорится, любишь кататься – люби и саночки возить. Накатавшимся вволю подружкам дядя Лёня даёт задание – расчистить ледовые дорожки от снега. Вот вам и совмещение приятного с полезным.
А сам Леонид Васильевич, кажется, и минутки не сидит без дела. У них с Галиной Фёдоровной и в доме идеальный порядок. Дом в двух уровнях, плюс цокольный этаж. Здесь и своя котельная, и погребок с соленьями-вареньями, и кладовые, и углярка за белой дверью. Всё под одной крышей. А на втором этаже есть ещё и балкон. Леонид Васильевич сам всё проектировал и строил. За полгода были готовы и дом, и постройки вокруг – летняя кухня, банька, гараж.
Стены дома – из панелей. Это, конечно, ускорило процесс строительства. Но без желания, старания и присущего Леониду Васильевичу энтузиазма за полгода такого красавца точно не удалось бы возвести.
– Это не первый дом, который мы с Галиной строили, – замечает Леонид Васильевич в ответ на мои комплименты.
Раньше семья Кузьминых жила в шахтёрском посёлке Чертинском. Это – малая родина Леонида Васильевича. Там он учился в школе, а потом в ПТУ. Окончив училище, устроился автослесарем на автобазу. Поручили пареньку сборку деталей к автомобилю. Справился. Завёлся мотор, пошла машина! Художник предприятия по поручению руководства Лёнин портрет нарисовал. Повесили его на доске почёта. Уже тогда Леониду Кузьмину руку с уважением пожимали.
Она его не приворожила, а… приварила
Помимо дома в родном посёлке построил там Леонид Васильевич ещё и детскую площадку с качелями и каруселью. И были те аттракционы ничуть не хуже, чем стоявшие в городском саду. Конечно, прежде всего, для своих сына и дочки старался папа. Но когда на их качели собиралась детвора со всей округи, тоже радовался.
И, кстати, вспоминая об этом, вновь не забывает он упомянуть, что и чудо-качели в Чертинском помогала ему соорудить супруга Галина Фёдоровна.
– Она у меня сварщица! – в голосе мужа – и любовь, и гордость.
Можно сказать, что и самого Леонида 46 лет назад приварила к себе Галина. Было это в Набережных Челнах. После службы в армии, прямо в солдатской гимнастёрке отправился туда Кузьмин на строительство завода «КАМАЗ». Ударной комсомольско-молодёжной была стройка, со всех концов Советского Союза приехали в Татарстан парни и девчата. Сибиряк Леонид устроился водителем, а Галина из Ростовской области – сварщицей. И он успел-таки разглядеть милое лицо девушки, когда она у своего общежития уже не в маске и робе была, а лёгком платьице. Под окнами общежития влюбленная пара и гуляла…
Именно в Набережные Челны на постоянное место жительства уехал из Инского брат Леонида Васильевича – Александр. Все зимние горки и домики – на территории его усадьбы. Но против такого детского городка брат совсем не возражал. Благое же дело!
Потому-то и других благотворителей, помогающих дяде Лёне, становится всё больше. Убедительно просил он меня озвучить хотя бы несколько имён. Это – Александр Михайлов (медицинский центр «Гиппократ»), Сергей Артемьев (ООО «Металлист»), Светлана Марьина (магазин «Волна»). А ещё художница Юлия Мухорева. Это она разукрасила трассы горок к Новому году. И по просьбе ребятни все забавные фигурки вместе с яркой гирляндой до сих пор живут, повышают настроение. Весело прыгают солнечные зайчики и на разноцветных санках-ледянках. Их Леонид Васильевич нарезал из старых автомобильных бамперов. Собирал их по автобазам, в том числе и тем, где сам работал.
А вообще водительский стаж Леонида Кузьмина составляет 47 лет. Водил трейлеры с тяжёлыми грузами. Только в последние три года перед пенсией пересел на школьный автобус. Там и стал он для мальчиков и девочек дядей Лёней. Словно родным. То есть добрым и заботливым. Вот, например, захотел кто-то покататься на его горке, а своих санок нет. Не беда – пожалуйста, возьми у дяди Лёни! 270 ледянок получилось из старых бамперов. И вообще, всё, что попадает в руки Леонида Васильевича, становится пригодным для использования.
Сейчас он присматривает материалы для строительства летней игровой площадки. Будет она уже вдали от дома Кузьминых. И тоже для всех. А здесь, где сейчас ледяные дорожки-виражи, летом растет картошка. Но и газонам тоже есть место. Одним словом, красота круглогодичная. И, кстати, глядя на трудолюбивых Кузьминых, другие жители частного сектора тоже взялись за борьбу с трын-травой. Хороший пример заразителен!
Да, побольше бы таких людей, как Леонид Васильевич. А то ведь, бывая в городах и сёлах, наблюдала я ребятишек, играющих… в кучах угля. Вместо песка. И еще видела немало «голых» дворов у домов многодетных семей. Не удосуживались там отцы даже простенькой качельки соорудить или песочницы. На экскурсию бы их к Леониду Васильевичу…
Пока я размышляла об этом, Галина Фёдоровна успела поставить чайник. На чаепитие пожаловали и накатавшиеся с горок румяные девчушки-подружки.