«Лица и личности»
– так называется персональная выставка Юрия Дьяконова, открывшаяся в Витражном зале Кемеровской областной научной библиотеки имени В.Фёдорова. Зрители смогут увидеть несколько десятков уникальных фотопортретов.
В экспозиции представлены работы, многие из которых уже стали образцами фотографики без фотошопа. Например, соляризации и изогелии. Не обошлось, конечно, и без традиционных черно-белых снимков, и цветной печати – как с негативов, так и с цифровых носителей.
Юрий Дьяконов – Почетный гражданин Кемеровской области, с ним связана целая эпоха газеты «Кузбасс». Более тридцати лет он трудился в редакции в качестве ответственного секретаря. За разработку и внедрение инновационных технологий в верстку газеты даже удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», позже стал лауреатом премии правительства РФ.
Выпускники кемеровских вузов помнят Юрия Васильевича как доброго и остроумного преподавателя, у которого на любой случай были припасены стихотворения-хокку собственного сочинения. Важен и его организаторский талант: еще в 1967 году Дьяконов стал одним из основателей фотоклуба «Томь» (между прочим, работающего и сейчас).
Кроме того, Юрий Васильевич – бывалый путешественник. Он посетил ряд стран Юго-Восточной Азии и Европы, объездил многие уголки России. Его имя совсем не случайно носит туристский приют на ручье Высокогорный в Кузнецком Алатау.
В общем, Юрий Дьяконов – разносторонний, глубокий человек с богатейшим внутренним миром. И это сразу видно по его фотографиям. Ведь именно его глазами мы смотрим на людей, попавших в кадр. Людей, конечно, выбранных осознанно, но запечатленных без всякой постановки (почти все работы, представленные на выставке в областной библиотеке, выполнены репортажным методом). И при этом каждый портрет здесь, безусловно, достоин особого внимания: это не просто лицо, а, прежде всего, личность!
«Портреты – большая часть работ, что у меня есть, поэтому мне было непросто отобрать из них лишь немногие для экспозиции, – поясняет Юрий Васильевич. – Например, художник Виктор Ардашкин в составе группы «Сибирский пейзаж» показывал нашу природу в китайском Харбине, московский врач-натуропат Карим Диаб дважды занесен в Книгу рекордов Гиннесса, новокузнецкий географ Сергей Тивяков внес большой вклад в изучение Кузнецкого Алатау».
Лично мое зрительское внимание сразу захватили колоритные гейши.
«Где такую красоту сфотографировали?» – поинтересовалась я у Юрия Васильевича.
«Их я снимал в Нагасаки, – ответил мастер. – Дело в том, что гейши просто так по городу не ходили. Это участницы представления для туристов. Я заснял их как раз в тот момент, когда они сходили с корабля. Очень интеллигентные, культурные, красивые девушки. Чтобы сделать фотографию, у меня было всего около трех минут».
Думается, как раз в такой способности Дьяконова ухватить, остановить прекрасное мгновенье в нужный момент и заключается вся соль и ценность его работ.
Вот жизнерадостная Тереза Дурова, прославленная дрессировщица (снимок 1967 года), обнимает зебру. А чуть подальше незнакомый филиппинец с острова Минданао (1973) натянул на лоб панаму, пряча глаза от жаркого солнца. Кстати, именно на этом острове некогда нашли племя людей, которые не знали, что на Земле есть еще кто-то кроме них.
«Этот портрет сделан в древнеегипетском стиле, – вспоминает Юрий Васильевич. – Технически это выглядит так: соляризация плюс изогелия, достаточно сложная техника, для которой нужно много негативов».
Надолго задерживается взгляд и на портрете Ивана Селиванова (1966) – самобытного кузбасского художника, получившего громкое признание во всем мире (только, увы, не у нас в стране). Знаменитый примитивист предстает почтенным мудрым старцем. Это и делает снимок Дьяконова особенно редким. Ведь на кадрах других фотографов Селиванов обычно выходил, как какой-то странный бездомный… Но, несмотря на уникальность данной работы, по признанию самого Юрия Васильевича, здесь он все-таки потерпел творческое фиаско.
«Тогда я работал в прокопьевской газете «Шахтерская правда», – рассказывает автор. – Помню, в тот день на деревьях был невероятно красивый иней. Я решил, что снимок в такой красоте получится отличный. Однако, как только мы вышли за порог избушки Селиванова, иней куда-то исчез, оставив только непрезентабельные ворота да пустой двор. Пришлось фотографировать художника в комнате, в которой он жил вместе со своим котом и курами. Здесь же Селиванов и писал портреты незнакомых людей, чьи лица случайным образом выбирал в толпе».
Выставка Юрия Дьяконова будет работать в Кемерове до 10 апреля.