Консолидация вокруг угля
В минувшую пятницу в Новокузнецке прошел первый Всероссийский съезд руководителей угольных компаний. Вместе с представителями Минэнерго, РЖД, МЧС, а также экспертами промышленники обсудили проблемы и перспективы развития отрасли.
Новокузнецк как место встречи угольщиков со всей России выбран не случайно: на юге нашей области сосредоточены основные угледобывающие предприятия региона. 60% всего российского угля – из Кузбасса.
Растем на Восток
По данным Минэнерго РФ, в 2018 году в России добыли 439,3 млн тонн угля (в 2017-м – 411,2 млн тонн), из них 255,3 млн – в Кузбассе.
«Такой объем, честно говоря, никто не ожидал, – признался заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский. – Показан рост коксующегося угля. Существенно вырос энергетический уголь, обогащение».
Добыв такое количество угля, компании увеличили и объемы поставок как на внутренний рынок (180,7 млн тонн), так и на экспорт (209,8 млн тонн). Причем экспорт существенно вырос (почти на 20 млн тонн) как в восточном, так и в атлантическом направлении. На мировом рынке уголь продолжает дорожать (коксующийся – со 108 долларов за тонну в 2017 году до 118 $/т в 2018-м; энергетический – с 66 до 76 $/т) в основном за счет повышения спроса в развивающихся странах (Индия, Индонезия, Ближний Восток).
При этом развитие углепрома, железнодорожной и портовой инфраструктуры в нашей стране не синхронизировано.
«В западном направлении загрузка меньше и будет падать, в то же время есть дефицит портовых и провозных мощностей в восточном направлении, которое на сегодня самое экономически эффективное», – сообщил замминистра.
По его мнению, РЖД нужен долгосрочный тариф: расширение дорог должно делаться за счет грузоотправителей.
В свою очередь, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев отметил, что в условиях растущих железнодорожных тарифов экспортировать необходимо только уголь с высокой добавленной стоимостью:
«Обогащенный уголь стоит в два-три раза больше, чем рядовой. Кроме того, требуется намного меньше железнодорожных вагонов для его транспортировки».
После убытков 2013-2015 годов в 2016-м с улучшением конъюнктуры внешнего рынка в отрасли сформировалась прибыль (до налогообложения) выше уровня благополучного в финансовом отношении 2011 года. В 2018-м она продолжила расти. В сравнении с кризисным в этом отношении 2014 годом снизилась доля убыточных предприятий. Остановился рост задолженности по займам и кредитам.
Собрать машиностроение
Инвестиции в основной капитал в 2018 году составили 150 млрд руб. (+45,6% к 2017-му). Угольные компании продолжают реализовывать инвестиционные программы. Также в 2018 году в отрасли в целом по стране выросла средняя зарплата: с 51,4 до 55 тыс. рублей в месяц. Увеличилась и численность персонала – впервые за последние восемь лет. По словам Анатолия Яновского, в стране около 20 вузов готовят кадры для углепрома, но львиная доля будущих работников отрасли – выпускники КузГТУ.
Травматизм, в том числе и смертельный, в угледобыче с каждым годом сокращается (в Кузбассе за 25 лет общий травматизм сократился в 70 раз), говорит Яновский, но последние события показывают, что эта проблема актуальна.
Как показывает анализ Минэнерго, из года в год растет зависимость российских шахт и разрезов от импортного оборудования в основных технологических процессах добычи, транспортировки и переработки угля. Особенно – на открытых горных работах. При этом российских заводов-изготовителей ГШО очень мало. В стране назрела задача поднимать профильное машиностроение. В Кузбассе этот небыстрый путь намерены начать со сборочного производства.
«Сколько разнообразной техники разных производителей работает у нас. А ведь каждой нужна своя программа обучения, свой склад запчастей, свои сервисные инженеры, – привел пример Сергей Цивилев. – Когда в отрасли начинается быстрый подъем, техника дорожает, срок поставки – больше года, запчастей – два-три месяца. Все становится не совсем эффективно. Мы приняли решение, чтобы меньше производителей работало у нас. Первый шаг к этому: привлекать лучших из них к сборке оборудования у нас. Мы будем им давать все условия для того, чтобы организовать это сборочное производство. Я думаю, это окажет существенное влияние на повышение эффективности и конкурентоспособности наших угольных компаний. Плюс это новые рабочие места, развитие металлургии. У нас будет свое листовое железо, мы решаем вопросы о производстве спецстали, мы возрождаем свое машиностроение».
ООПТ вместо разреза
Как рассказал Сергей Цивилев, в конце марта-начале апреля в Кузбассе соберут первый 220-тонный самосвал Liebherr на дизельно-электрическом ходу. Это станет началом электрификации открытых горных работ в регионе, считает губернатор. Сейчас дизтопливо занимает значительную долю в себестоимости кузбасского угля. Кроме того, оно не экологично.
Экологизация угольного производства – еще один важный фактор конкурентоспособности российского угля, отмечают эксперты. Требования природоохранного законодательства ужесточаются с каждым годом. Вместе с тем жители Кузбасса обеспокоены тем, что разрезы начинают ближе подходить к городам. Перед открытием форума Сергей Цивилев встретился с новокузнечанами, встревоженными перспективой разработки лицензионного участка Тишинский, часть которого заходит на территорию Новоильинского района. Губернатор сообщил, что процесс по участку запущен еще в 2017 году. На сегодня все предприятия, которые подали заявки на участие в аукционе, пообещали их отозвать; проведены переговоры с Росснедрами. Вместо разреза на этом месте планируется создать особо охраняемую природную территорию.
Экологичны и наилучшие доступные технологии, на которые постепенно должны перейти все «вредные» производства. По мнению губернатора, такие технологии можно применять в Кузбассе.
«Мы должны реализовать золотой треугольник, когда объединяется промышленность, наука и образование», – отметил он, добавив, что расходы на фундаментальную науку в бюджете области в этом году увеличили в десять раз.
Назад в Союз
По оценкам Минэнерго, в среднесрочной и краткосрочной перспективе сохраняется положительная динамика спроса на уголь во всем мире, и доля России в поставках будет продолжать расти. К 2030 году в стране планируют добыть 480 млн тонн угля. Несмотря на то, что Запад увеличивает долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе, экономика развивающихся стран будет расти именно на угле, уверен партнер компании Ernst & Young Андрей Сулин. За эту нишу и должна бороться Россия.
По мнению Сергея Цивилева, сохранить конкурентоспособность на мировом рынке российские компании могут, только работая сообща.
«Мы не должны конкурировать друг с другом, – говорит он. – Наши основные конкуренты – за рубежом. Мы должны занять свое место среди лучших мировых угольных компаний. Чтобы добиться таких высоких показателей, конечно, нужна консолидация: встречи, совместные решения наболевших проблем, совместный поиск лучших технологий, обмен опытом».
Губернатор Кузбасса предложил создать Союз угольщиков России – отраслевое объединение, подобное тому, которое было в СССР, когда существовало профильное министерство и все предприятия работали по четкому плану. Несмотря на то, что угольная отрасль сегодня находится в лучших руках, можно консолидировать ее, взяв лучшее от советского опыта, считает Цивилев.
Пока же в резолюцию съезда включили следующее решение: сформировать исполнительный комитет из кандидатур, предложенных угольными компаниями, как рабочий орган. Его председателем будет заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов. Первую рабочую сессию комитета посветят промышленной безопасности.