Здесь пива больше нет?

Вступил в силу областной закон, запрещающий продажу пива в небольших магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов. Со вчерашнего дня такие пивточки, а их, по последним официальным данным, в Кузбассе 237, работать не должны. Как нововведение повлияет на бизнес и на потребителей, пытался разобраться наш корреспондент.
Напомним, законопроект о дополнительных ограничительных мерах продажи алкоголя в регионе разработали минувшей осенью. Такое право дает субъектам федеральный закон. Как тогда отмечали в областном департаменте по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Кузбасс – один из двух оставшихся регионов, где подобные меры не приняты.
Три квадрата до законности
21 ноября областной совет народных депутатов принял закон «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах в сфере государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области». Как и было озвучено ранее, закон запретил продавать пиво и другие слабоалкогольные напитки в магазинах с общей с площадью меньше 50 кв. м в городах, а в селах – меньше 25 кв. м, расположенных на первых этажах жилых домов и в пристройках к ним. Меры не затронули сферу общепита. Также закон запретил продавать алкоголь в День Победы, Международный день защиты детей, День России, День молодежи, День знаний, Всероссийский день трезвости, в дни школьных выпускных и Последних звонков.
Ограничения вступили в силу через 60 дней после принятия закона, то есть 4 февраля. У бизнеса было два месяца на то, чтобы перестроиться под новые требования.
«Когда мы проводили общественное обсуждение этого закона, в том числе и на площадке экспертно-консультационного совета при уполномоченном, мы заостряли внимание на том, чтобы предприниматели к нам обращались, если что-то пойдет не так, будут сложности и проблемы, – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена Латышенко. – Было несколько обращений от предпринимателей из Новокузнецка, Юрги и Кемерова. Большинство из них касалось уточнения норм закона. Каких-то других обращений – по поводу того, что кто-то столкнулся с проблемой, с непониманием, с отказом органов местного самоуправления в части поддержки малого бизнеса, не было».
В частности, предприниматель уточнял у бизнес-омбудсмена, как быть, если под пивточку он арендует четыре квадратных метра в продуктовом магазине. Ему объяснили, что в расчет берется площадь помещения в целом: со всеми подсобными и техническими помещениями – даже крыльцо. Предприниматель из Новокузнецка сетовала на то, что 20 лет добросовестно работала в пивном бизнесе, никаких нареканий не имела, но для соответствия требованиям закона ей не хватает буквально трех квадратов. Здесь вариантов сохранить бизнес, по сути, два, отмечает Латышенко: рассмотреть возможность расширения действующего помещения или переехать в другое.
По первоначальным оценкам департамента, под действие нового закона попадали 819 из 1812 пивных магазинов в Кузбассе. При ближайшем рассмотрении их оказалось 237, уточнили в ведомстве – все они со вчерашнего дня вне закона. Но вот перестали ли там продавать пиво, пока не известно. По непроверенной информации газеты, некоторые пивточки обзавелись посадочными местами и теперь позиционируют себя как бары. Имеют ли они на это право – разобраться может только Роспотребнадзор.
Пенное разольется по сетям
Компании «Калинкино» (пивоваренное производство и сеть собственных магазинов, а также магазинов франчайзи) ни одной из 36 торговых точек в Кузбассе закрывать не пришлось, рассказал её PR-менеджер Илья Власов.
«Требованиям, которые обозначил закон, мы соответствовали изначально, – поясняет он. – Кроме того, еще до того, как пошли разговоры о законе, мы начали проводить переформатирование торговых точек, обновляя их оборудование и расширяя пространство. Поэтому каких-то проблем и дополнительных затрат он нам не принес. К вступлению в силу закона мы готовы и даже приветствуем его. 50 квадратных метров общей площади – это разумное ограничение. Нормальный магазин меньшей площади открыть не получится. Это будет уже не магазин, а закуток».
По мнению представителя компании, благодаря закону рынок разливного пива в Кузбассе станет более цивилизованным и в выигрыше от этого будут прежде всего потребители.
«Пиво – напиток с богатым культурным наследием, и очень жаль, что торговые точки, которые, как говорили при обсуждении законопроекта, находятся под лестницами в жилых домах, портят его имидж, – говорит Власов. – Они мало того что некомфортны для покупателей и для жильцов домов, но еще и зачастую торгуют продукцией сомнительного происхождения. По ним и придется основной удар нового закона».
Исполнительный директор компании «Торговый дом «Золотая сова» (предприятие-наследник одного из старейших пивзаводов региона) Александр Лебедев также говорит, что собственные магазины (их в Кемерове шесть) укладываются в утвержденную площадь, чего не скажешь о точках ИП, которые покупают продукцию завода на реализацию.
«Пострадают те бизнесмены, которые взяли помещения в аренду, а кто-то – выкупил специально под эти цели, – полагает собеседник газеты. – Уйдут с рынка 200-250, а те, кто останется, укрупнятся и будут зарабатывать больше. А маленький бизнесмен, который только на этом жил, должен уйти, что-то придумать, как-то работать…».
По словам Лебедева, некоторые клиенты завода в разговорах признавались, что будут работать до последнего даже под угрозой штрафа. Вариант укрупнения магазина подходит не для всех.
«Эти площади же нужно содержать, – говорит представитель «Золотой совы». – Люди продают всего десять кегов в неделю. Нужно платить зарплату, аренду, оплачивать электроэнергию – сейчас везде стоят кегераторы, чтобы пиво было холодным и дольше хранилось. За всем этим нужно следить и всё это содержать».
Коммерческий директор другого регионального предприятия с многолетней историей – Междуреченского пивоваренного завода – Роман Абдуллин, также считает, что под действие закона попадают в основном несетевые магазины.
«В нашей сети (в Новокузнецке и Междуреченске. – Прим. авт.) таких точек практически нет, – отмечает он. – Закон коснется мелкой розницы, но спрос на пиво не снизит. Единственное, принесет дополнительные проблемы предпринимателям: либо искать новую точку, либо закрываться, если он и так едва сводит концы с концами. Но, таких, как мне кажется, будут единицы. В основном все переоборудуются».
Малы, да недороги
Возможно, закон подтолкнет пивточки переоформляться в бары, не исключает Роман Абдуллин. В свою очередь Александр Лебедев говорит, что у нас этот формат популярностью не пользуется.
«Почему люди идут в точку? – спрашивает он. – Потому что там дешевле. В Чехии, Германии люди пиво в бутылках домой не таскают: они пришли в кафе – там попили. Для нас это дорого».
Алкоголь не должен быть слишком доступным – это только один из элементов эффективной антиалкогольной госполитики, считает главврач Кемеровского областного клинического наркологического диспансера Андрей Лопатин.
«Любые ограничительные меры, которое наше государство худо-бедно, но последовательно принимает – запрет употребления в общественных местах, ограничение продажи по времени, введение возрастного ценза – это всегда хорошо, – уверен он. – И слава богу, что в нашей области власть обратила внимание на чрезмерную шаговую доступность пива – слабоконцентрированного алкоголя, стартового для дальнейшего пьянства и алкоголизации со всеми вытекающими последствиями».
С точки зрения распространения алкоголя Кузбасс занимает среднее место по стране, последствия же злоупотребления, в том числе социальные, делают его довольно неблагополучным регионом, отмечает Лопатин со ссылкой на данные мониторинга Общественной палаты РФ. Например, мужчины у нас живут на 10-12 лет меньше, чем женщины, и считается, что чуть ли не 80% вклада в это недожитие вносят алкоголь и табак.
В то же время, по словам главного специалиста-нарколога области и СФО, в последние годы в регионе наметилась устойчивая тенденция к снижению основных наркологических заболеваний, в том числе и алкоголизма. Становится меньше алкогольных психозов. Этот показатель довольно объективно отражает уровень алкоголизации населения. Поэтому ограничительные меры, которые предпринимаются, – совершенно правильные и обоснованные, полагает собеседник газеты, и их нужно расширять.
Областные депутаты пообещали наблюдать, как работает принятый закон и насколько он будет эффективен. Мы также будем следить за развитием ситуации.