До того, как открыли уголь…

В 2018 году кузбасские археологи провели несколько успешных экспедиций внутри области и за ее пределами. Особенно результативными стали раскопки в старинной деревне Кемерово (на территории областного центра), в районе деревни Шестаково в Чебулинском районе, а также вблизи музея-заповедника «Томская писаница» (Яшкинский район).
Находки в деревне Кемерово
Ушедший год в плане археологических раскопок вообще удачно сложился для города Кемерово, который, напомним, как раз отмечал свое 100-летие. «Кузбасс» уже писал о том, что в 2018-м в областной столице по инициативе ученых проводилась археологическая разведка на месте бывших деревень Усть-Искитим, Кур-Искитим, Кемерово, Ишаново, в нынешних деревнях Красной и Улус-Мозжухе. В проекте по изучению исторических русских поселений на территории современного Кемерова участвуют представители КемГУ, Федерального исследовательского центра угля и углехимии (ФИЦ УУХ СО РАН) при поддержке администрации города. Поддержал проект Фонд грантов президента РФ.
Первый этап работ весной минувшего года показал хорошие перспективы. Ученые нашли много интересного, в том числе несколько монет 1930-1950 годов и спусковой жетон шахты АИК за номером 1170.
Осенью полевые работы были продолжены. Раскопки велись на месте старинной деревни Кемерово, имя которой и носит ныне областной центр. Она располагалась на границе Кировского и Рудничного районов. Сегодня, пожалуй, это одно из немногих мест столицы Кузбасса, где еще можно что-то найти, поскольку центральная, урбанизированная часть города застроена.
Осенью археологи сделали еще один большой раскоп в 50 квадратных метров, глубиной до метра и больше.
«Удача нам улыбнулась! Если раньше датировали «возраст» деревни по случайным находкам монет, которые нам передавали жители, то сейчас мы сами нашли монету первой половины XVIII века. То есть было подтверждено наличие культурных слоев этого периода. Можно сказать, что по совокупности результатов археологической разведки мы получим поддержку со стороны Русского географического общества. Раскопки на этом месте будут продолжены в апреле – начале мая 2019 года», – рассказал «Кузбассу» руководитель научной группы, старший научный сотрудник лаборатории археологии ФИЦ УХХ СО РАН Алексей Марочкин.
Поэтому сейчас можно смело утверждать, что областная столица может рассчитывать на куда более солидный, чем 100 лет, возраст. И вести свой отсчет не от того момента, как Щегловску был присвоен статус города, а с 1721 года, когда зафиксировано самое раннее историческое упоминание деревни Кемерово, на месте которой сейчас находится город. По сути, в 2021 году жители областного центра могли бы отмечать 300-летие города, как и весь Кузбасс будет отмечать 300 лет с начала промышленного освоения Кузнецкого угольного бассейна. Кстати, мариинцы как раз по этому пути и пошли. Мы уже писали, что в 2018 году широкая общественность Мариинска вышла с инициативой считать «возраст» города не с того момента, когда он получил этот статус, то есть с 1856 года, а с 1720-го, когда документально зафиксировано первое упоминание о нем. Так что в 2020-м мариинцы будут отмечать трехвековой юбилей, а не просто очередной день рождения (164 года).
Алексей Марочкин еще раз повторяет:
«Оба подхода имеют право на существование. В любом случае мы не должны забывать о предыстории. Что касается Кемерова, то надо помнить, что это была сельская агломерация, которая включала около десяти населенных пунктов, четыре из которых были компактно расположены на территории нынешнего города и дали начало Кемерову».
Впрочем, эти места имеют и куда более древнюю историю. В минувшем году ученые продолжали также разведку древнейших поселений. Известный на всю Сибирь памятник археологии, что у устья реки Люскус (городище позднего бронзового века – XII–X веков до н.э.), дал повод надеяться на разгадку новых тайн. Его открыли в 1980-х годах, и считалось, что городище исследовано полностью. Однако разведка 2018 года показала, что там есть еще очень большие участки сохранившегося культурного слоя.

Алексей Марочкин показывает места ведения работ.
Шестаково – это не только динозавры
Не менее интересными оказались результаты археологических раскопок близ села Шестаково Чебулинского района. Эта уголок Кузбасса по праву получил мировую известность как «родина динозавров» благодаря находкам большого количества останков древних ящеров. Однако эти места богаты и на археологические памятники раннего железного века (скифский период, первое тысячелетие до нашей эры). Всего в окрестностях Шестаково известно 25 таких памятников.
В 2014 и 2015 годах Мариинский отряд Кузбасской археологической экспедиции исследовал таштыкский погребально-поминальный комплекс III. Совсем недалеко от того места, где работают палеонтологи. А с 2018 года проводятся разведочные работы для планирования будущих раскопок на поселениях, в частности, на памятнике Шестаково-II. Это поселение открыл еще Анатолий Михайлович Кулемзин, говорят ученые, который, по большому счету, открыл всё в Шестаково.
«В этом году мы провели разведку в районе древнего поселения, заложили пять рекогносцировочных раскопов по четыре квадратных метра, – рассказал об итогах работы в 2018-м Павел Герман, старший научный сотрудник лаборатории археологии ФИЦ УУХ СО РАН. – Мы уточнили границы поселения. Этот участок ежегодно распахивается. Тем не менее, мы выяснили, что 10-15 сантиметров культурного слоя еще сохранилось. Сохранились и следы построек. Три шурфа были почти пустые, потому что находятся на периферии поселения, мы ими отбивали границы. А с двух шурфов получен достаточно богатый материал. Мы нашли бронзовый наконечник стрелы. Наиболее массовый материал – керамика, кости животных, камень (обломки зернотерок). Это поселение мы относим к позднетагарскому времени (III – I в. до н.э.). Основным занятием здешних людей было земледелие и скотоводство. Нашли мы также костяные наконечники стрел. А еще раскопали пока не совсем понятные для науки глиняные конусы, какие ранее находили и на раскопках других тагарских поселений. Пока не знаем, для чего использовались эти предметы, этот вопрос предстоит еще изучить».
Выглядит этот предмет как небольшая, не полая усеченная пирамидка из обожженной глины (иногда – с рельефом). Несмотря на то, что в 1970-1980 годах практически все исследования кемеровских археологов на северо-востоке Кузбасса были связаны именно с поселениями раннего железного века, имеющиеся сейчас знания об этих объектах весьма ограничены.
«Материала было столько много, что исследователи не успевали его должным образом обработать и осмыслить. В дальнейшем, в связи с разными обстоятельствами, этот материал был утрачен. Его сейчас нет. И надо заново копать», – объясняет ученый.
Археологи будут работать совместно с областным краеведческим музеем, с палеонтологами. К раскопкам, как и прежде, будут привлекать школьников, волонтеров.
Также ученым удалось достичь предварительной договоренности с сельхозпредприятием, чтобы никакие земляные работы на территории памятника (площадью около четырех гектаров) не производились. Есть надежда на то, что эти исследования также поддержит грантом Русское географическое общество.

Павел Герман с очередной находкой.