Инвестиции в фундамент будущего
В последние годы объемы потребления цемента в Сибири снижаются. Между тем, представители отрасли прогнозируют: спрос на их продукцию может начать расти уже в четвертом квартале 2019-го, а к 2025-му превысит докризисные показатели. Потребности большой стройки нужно будет оперативно обеспечивать. Поэтому, например, холдинг «Сибирский цемент» в течение пяти ближайших лет намерен реализовать масштабную инвестиционную программу.
«Сибирский цемент» – один из ведущих российских производителей цемента и стройматериалов на его основе. По предварительным подсчетам, в 2018 году на трех цемзаводах компании изготовят около 3,1 млн тонн цемента, что на 1% больше по сравнению с аналогичным показателем 2017-го. В плюсе год завершат Топкинский (2,09 млн тонн цемента, +1% к уровню 2017 года) и Красноярский заводы (688,5 тыс. тонн, +2% к уровню 2017-го). На Тимлюйском цемзаводе объем производства упадет на 4% – до 324,3 тыс. тонн.
От квартиры до взлетной полосы
«Сибцем» выпускает 13 видов общестроительных и семь видов специальных цементов. Последние используются для возведения дорог, аэродромов, мостов и других объектов, испытывающих воздействие негативных факторов внешней среды. Это, к примеру, сульфатостойкие цементы, которые не боятся агрессивных почв – щелочных, закисленных, обводненных.
Ассортимент предприятий постоянно расширяется. Так, в уходящем году на «Топкинском цементе» освоили технологию производства тампонажного портландцемента марки G (российский ГОСТ, адаптированный к американскому стандарту). По оценке специалистов «Сибцема», это стало технологическим рывком года. Только на новое лабораторное оборудование для испытаний продукта холдинг направил более 30 млн рублей.
Продукцию компании поставляют для жилищного и инфраструктурного строительства. Из крупных проектов последних лет: возведение автобана Кемерово-Ленинск-Кузнецкий, жилого комплекса «Марсель» в Новосибирске, реконструкция аэропорта «Байкал» в Бурятии и военного аэродрома «Степь» в Забайкальском крае. Стройматериалы холдинга отгружались и для реконструкции международного аэропорта «Красноярск», который готовится принимать участников и гостей Универсиады-2019.
В пиковый 2014 год, когда потребление цемента в СФО оценивалось в 7,3 млн тонн, «Сибцем» выпустил 4,3 млн тонн цемента. В уходящем 2018-м ёмкость сибирского рынка составит около 5 млн тонн. При этом цена на цемент в последние годы падала: лишь к концу 2017-го она вернулась к уровню 2013-го. При этом себестоимость продукции выросла более чем на 20%.
«Сегодня делать конкретные прогнозы достаточно сложно, – комментирует первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Геннадий Рассказов. – Мы думаем, что такие факторы, как снижение доходов и реального платежеспособного спроса населения, запрет на долевое строительство, отсутствие отработанных механизмов использования эскроу-счетов, сужение рынка страховых услуг, повышение НДС на 2%, ключевой ставки ЦБ РФ, окажут негативное влияние на развитие строительной отрасли. Поэтому говорить о существенном росте потребления цемента, как в Сибири, так и в России в целом, пока нельзя. С другой стороны, есть программа Президента страны, конкретные поручения правительству и понимание того объема финансирования, который нужен для выполнения всех поставленных задач до 2024 года – а это более 13 трлн. руб. Конечно, мы надеемся, что все планы будут реализованы, поэтому и ожидаем роста спроса в конце 2019-го».
Накормить большую стройку
Цемент называют хлебом строительства. Он же – лакмусовая бумажка состояния строительной отрасли. По данным вице-президента холдинга по инвестиционному развитию Александра Черепанова, в 2014 году потребление цемента в Сибири составляло 380 кг на душу населения. Сейчас этот показатель упал до 260 кг.
«Сегодня отрасль переживает рецессионные моменты – цементный рынок СФО достиг дна. Но мы очень надеемся, что спрос постепенно восстановится, – говорит эксперт. – По нашим ожиданиям, к 2025 году потребление должно существенно вырасти – для этого есть объективные предпосылки».
Локомотивом цементной отрасли остается жилищное строительство. По федеральной целевой программе, к 2025-му в России должны строить 120 млн квадратных метров жилья в год. Из них около 10 млн квадратов должно приходиться на СФО. Кроме того, как отметил Президент РФ в своем послании, 11 трлн руб. за шесть лет направят на возведение дорог с применением новых технологий. Речь идет об укреплении грунтов и расширении сети трасс с цементно-бетонным покрытием. Инфраструктурное строительство будет развиваться за счет освоения Севера, возведения портов, малых аэродромов для региональной авиации, считает Черепанов.
К реализации беспрецедентной инвестиционной программы, сверстанной с учетом данных прогнозов, «Сибцем», по сути, приступил уже в этом году. Инвестиции холдинга по итогам 2018-го превысят 2,3 млрд руб.
Маневр для модернизации
Средства направляются на техническое перевооружение всех заводов. В том числе, конечно, на базовый актив холдинга в Топках. Всего на реализацию инвестиционных проектов «Топкинского цемента» в 2018-м направлено 478,8 млн руб. (в 2017-м – 87,4 млн).
В настоящее время на предприятии завершается модернизация вращающейся печи обжига № 3. В реализацию проекта, предполагающего установку электрофильтра ELEX, вложат около 256 млн руб. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2019-го.
Самым масштабным инвестпроектом на «Красноярском цементе» стало строительство единой 130-метровой дымовой трубы для печей обжига – ей предстоит заменить три устаревших. Кроме того, эксплуатация новой трубы позволит улучшить условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере. Работы завершатся в мае 2019-го, на их проведение в 2018-2019 гг. потребуется 311 млн руб.
На Тимлюйском цементном заводе в 2018-м окончен первый этап техперевооружения системы электроснабжения цеха «Горный». Кроме того, на предприятии построен новый весовой комплекс. Еще одно крупное приобретение «ТимлюйЦемента» – центробежный турбокомпрессор IHI TRE70E-1000, установленный в цехе «Помол».
Более 76,3 млн руб. в 2018-м компания направила на внедрение автоматизированной системы управления технологическими процессами.
В связи с дефицитом подвижного состава «Сибцем» расширяет парк компании «КузбассТрансЦемент», отвечающей за железнодорожную доставку продукции холдинга и завоз сырья. В уходящем году приобретено 200 полувагонов стоимостью 610,1 млн руб. и 190 крытых вагонов стоимостью 619,1 млн руб. Таким образом, сегодня в распоряжении ООО «КузбассТрансЦемент» 1755 хоппер-цементовозов, 255 крытых и 1747 полувагонов. Кроме того, на текущий момент с российскими заводами-изготовителями заключены контракты на поставку в 2019 году 400 хоппер-цементовозов, 145 крытых вагонов, 90 думпкаров.
Пополняется и парк спецтехники заводов. В 2018-м для предприятий холдинга приобретена техника на сумму более 250 млн руб. Так, на «Топкинский цемент» в рамках выполнения плана модернизации транспорта куплены два автомобиля «БелАЗ-7555В» грузоподъемностью 55 тонн, четыре седельных тягача марки Volvo FH-TRUCK, предназначенных для доставки цемента потребителям, многофункциональный погрузчик Bobcat S530. Для Красноярского цементного завода приобретен многофункциональный погрузчик Bobcat S530, вилочный погрузчик Komatsu FD, коммунальная машина «КамАЗ КО-829Б», фронтальный погрузчик SEM 660. На Тимлюйский цементный завод поступил новый бульдозер SEM 822, автобус «Вектор NEXT».
Загрузка мощностей цемзаводов холдинга сегодня чуть больше 50%. Текущий период в «Сибцеме» рассматривают как момент для маневра.
«В 2014-м мы ощутили, что значит 100%-ная загрузка предприятий в высокий сезон. В таких условиях оборудование должно функционировать бесперебойно. Сегодня рынок позволяет вести модернизацию без ущерба для производства», – объясняет Александр Черепанов.
«По первому требованию рынка мы можем в любой момент запустить все наши мощности в работу», – добавляет Геннадий Рассказов.
Начиная с 2019-го «Сибцем» планирует инвестировать в производственную, экологическую и технологическую модернизацию, а также внедрение автоматики на производстве и расширение парка подвижного состава порядка 4 млрд руб. ежегодно. В какой-то степени – это риск, но сейчас – самое время рисковать, отмечают в компании.
В состав акционерного общества «Холдинговая Компания «Сибирский цемент» (создано в 2004 году) входят: ООО «Топкинский цемент» (г. Топки, Кемеровская область); ООО «Красноярский цемент» (г. Красноярск); ООО «ТимлюйЦемент» (пос. Каменск, Республика Бурятия); ООО «Горная компания» (пос. Татарский Ключ, Республика Бурятия); ООО «Карьер «Перевал» (пос. Слюдянка, Иркутская область); ООО «Комбинат «Волна» (г. Красноярск), выпускающее хризотилцементные кровельные плоские листы и трубы, цветную кровлю «Волнаколор»; ООО «Сибирский бетон» (заводы – в гг. Кемерово, Новосибирск, Красноярск), специализирующееся на производстве товарного бетона и растворов высокого качества; ООО «ЗапСибЦемент» (г. Кемерово) – сбытовая и логистическая компания; ООО «КузбассТрансЦемент» (г. Новосибирск) – оператор собственного парка специализированного железнодорожного подвижного состава; ООО «Торговый Дом «Сибирский цемент» (г. Кемерово) – закупка сырья, материалов и оборудования для цементных активов; ООО «Сибцемсервис» (г. Кемерово) – компания по ремонту и содержанию оборудования, зданий и сооружений.
Группа лиц АО «ХК «Сибцем» владеет 50% акций АО «Ангарскцемент» (г. Ангарск, Иркутская область) и 49,9% акций АО «Искитимцемент» (г. Искитим, Новосибирская область)