Соцсети:
Актуальное

Время «укрупнителей» проходит

6 декабря 2018 | Наталья Гузева
Нине Ивановне Алексеевой вместе с жильцами дома удалось отстоять свои права. Фото: Фёдора Баранова.

Весной мы уже рассказывали читателям о том, что в нескольких управляющих компаниях Кемерова (РЭУ-10, УК «Жилищник» и УК «Радуга») поменялся учредитель. Причем впервые в истории кузбасского ЖКХ новый собственник оказался с московской пропиской – компания «Домком Инвест» зашла на рынок. И жители некоторых многоэтажек, которых не устроило то, что их «кровными», уплаченными за жилищно-коммунальные услуги, будут распоряжаться где-то в другом регионе, решили поменять УК. Ведь люди имеют на это право! Правда, гладким процесс перехода не получился.

Покупая УК – покупаем жилой фонд…

Напомним суть нехитрой схемы, благодаря которой стала возможна такая смена собственника: по закону, УК выбирают собственники жилья. То есть, представителям управляющих компаний нужно ходить на собрания, уговаривать жителей, обещать бонусы… Так оно обычно и происходит: иначе люди не проголосуют «за». Но есть и другой способ: компанию можно просто… купить. С готовым жилым фондом. То есть, собственник поменялся, а жители об этом могут и не знать: юрлицо-то прежнее! И, как уже говорилось, это та самая «лазейка» в Жилищном кодексе, опровергающая самую суть документа: жители вправе знать, за что они платят, куда уходят их деньги, и кто на самом деле несет ответственность за обслуживание их жилища.

Несмотря на такой законодательный казус, некоторые кемеровчане, которым и так с УК «Жилищник» хорошо не жилось, начали искать новую управляющую компанию. Уже с местной пропиской. И нашли. Нам удалось поговорить с жителями десяти (!) кемеровских многоэтажек, сумевших все-таки совершить исход из «Жилищника».

О том, какую битву пришлось выиграть старшей по дому №64а по проспекту Октябрьскому Нине Ивановне Алексеевой, мы уже упоминали. Тут было многое: и многочисленные суды, и давление. Неизвестные люди даже распространили среди жильцов листовки, порочащие часть и достоинство пожилой женщины (ей пришлось обращаться в прокуратуру).

«Очень было тяжело, – вспоминает Нина Ивановна. – Пытались подавить морально. И я знаю, что в соседнем с нами доме женщина не выдержала, сдалась… А мы шли до конца: два суда выиграли. С 1 марта 2018 года, к счастью, ушли от «Жилищника». Это небо и земля!».

Мы сейчас не будем рассказывать, в какую именно компанию ушли жители. Но, поверьте, о новой УК, и о том, что было сделано в их жилом фонде за последние полгода-год, мнения у представителей десяти многоквартирных домов исключительно положительные. Хотя бы потому, что те вопросы, которые десятилетиями не решались посредством «Жилищника», с приходом новой управляющей компании наконец-то сдвинулись с мертвой точки.

Остановимся поподробнее на методах, которые используются в заручившемся поддержкой новых учредителей «Жилищнике» для того, чтобы не отпустить приносящий деньги жилой фонд.

Ставка на «лояльность»

Начнем того, что в противоборстве с «непокорными» жильцами многоэтажек всегда действует одна и та же схема. Если люди задумывают поменять УК, проводят собрание, собирают подписи и принимают соответствующее решение, представители «Жилищника» тут же отыскивают «лояльного гражданина» и предлагают ему выступить на собрании против смены «управляшки». Затем человек дает доверенность юристу УК «Жилищник» и в суде больше не появляется.

«Вообще, это какая-то странная ситуация, – говорит Татьяна Аверьянова, старшая по дому №15а по проспекту Московскому. – Я спрашиваю у противника смены УК: «Чего вы хотите? Может быть, хотите стать старшим по дому? Или хотите рассмотреть другую УК, не ту, что мы предлагаем?». Человек говорит: «Нет, что вы, меня всё устраивает. Мне просто надо, чтобы управляющей компанией в нашем доме остался «Жилищник»… Никого ни в чем не обвиняем, но это заставляет задуматься. Ведь мы четко понимаем, что хотим: компанию кемеровскую, без НДС, чтобы больше денег на ремонт у дома оставалось, чтобы был диалог и, самое главное, чтобы на наши деньги в доме проводились РЕАЛЬНЫЕ работы. А тут – просто любовь к «Жилищнику» без объяснения причин…».

У Татьяны Аверьяновой, которая не один год вела бухгалтерию на крупном предприятии, позиция по вопросу выбора УК действительно очень логичная.

«Малое предприятие использует упрощенную схему налогообложения, – поясняет она. – А «укрупнители» – так называет себя теперешний руководитель УК «Жилищник» господин Реут – платят НДС, который с Нового года еще вырастет! И всё это – из наших кровных денег. Так что жильцам это в любом случае невыгодно. А уж с тем отношением к людям и работе, которое культивируется в управляющей компании «Жилищник» многие годы, – подавно! И когда людям выдали новые договоры на обслуживание дома (они заключаются раз в пять лет) с абсолютно кабальными условиями для жителей, многим стало окончательно понятно, что нужно уходить».

Тем не менее, «Жилищник», в противовес новой, выбранной жильцами управляющей компании, собирает свое собрание, и, как уже говорилось, через «лояльных» жильцов пытается оспорить протокол собрания собственников. По мнению Татьяны Аверьяновой, это – тоже прореха в законодательстве:

«Не должно быть такого, – уверена она. – Вот выбрали, скажем, люди новую управляющую компанию, ушли от старой. Ну, дайте ей поработать хотя бы год – чтобы время всё расставило на свои места. Но ведь нет! Мы узнавали в ГЖИ: оказывается, таких собраний может быть сколько угодно! И судов тоже! В результате приходится тратить время и силы на изматывающие процессы…»

Так оно и получается. Причем все судебные баталии обычно выигрывают те, кто был инициатором перехода из «Жилищника». Только вот не все выдерживают: из-за морального давления жители некоторых домов отказываются от «борьбы за коммунальные права».

Но эти упомянутые десять кемеровских домов пока битву выиграли.

«Пять судов у нас было, и каждый день сходки идут, – говорит Валентина Николаевна Алексеева, старшая по дому №17б по проспекту Московскому, председатель совета ветеранов микрорайона №16. – Мы ушли, но в доме живут трое бывших сотрудников «Жилищника», которые дали доверенности юристам «Жилищника», чтобы те оспаривали протокол. Нас, например, обвинили в том, что мы подделали протокол и записали туда «мертвую душу». Чтобы доказать обратное, нам пришлось приводить в суд 70-летнюю женщину. Причем они даже не извинились потом перед ней…».

Это тоже стандартный ход: в другом доме, например, представители «Жилищника» утверждали, что в протоколе стоит подпись якобы за несовершеннолетнего ребенка, а он на самом деле уже имеет право собственного голоса. И на этом основании требовали признать протокол голосования незаконным. Но тоже проиграли.

Подпишись за неведомое

Отдельного внимания заслуживают приемы, с помощью которых «Жилищник» собирает подписи в свою пользу. Об этом мы тоже упоминали: жильцам предлагают пустой листок, мол, собираем подписи за то, чтобы снег убирался лучше. Кто-то подписывает, а потом вдруг обнаруживается, что поверх подписей добавляется новый лист с «шапкой» – протоколом собрания за то, чтобы остаться в «Жилищнике».

С похожей историей столкнулся и старший по дому №66 по проспекту Октябрьскому Кирилл Подскребкин. Он рассказал, что «Жилищник» попытался перетянуть его на свою сторону. Кирилл ответил так: если подписи людей соберете, поговорим. Но по-хорошему поговорить не получилось…

«Мы встречались с Сергеем Реутом, я указал на те пункты, которые нас не устраивают. Он согласился их исключить. Но когда я пришел подписывать новый договор на обслуживание дома и протокол собрания, мне предложили, во-первых, подписать пустой протокол. Во-вторых, ни одного пункта в договоре на обслуживание исправлено не было. Я, конечно, отказался это подписывать. После чего дверь просто закрыли на ключ. Мол, не выйдешь, пока не подпишешь!».

Кирилл – молодой, современный парень, который только посмеялся над «заточением».

«Мы поспорили минут 15, и я просто с пинка выбил дверь в РЭУ№2 и ушел… Я даже соответствующее обращение в Госжилинспекцию направлял», – рассказывает он.

А компанию ему вместе с жильцами все-таки удалось поменять.

«Мы довольно рано ушли из «Жилищника», с 1 марта, – уточняет Кирилл Подскребкин. – Разница очень ощутима, в первую очередь потому, что наш двор – кольцевой. То есть, три дома ушли, а одна многоэтажка осталась в «Жилищнике». Но двор-то общий! Они летом расторгли договор на вывоз мусора со «Спецавтохозяйством». И несколько недель люди несли весь свой мусор в наши баки – их были переполнены. Да и сейчас видим, что территорию наших соседей, оставшихся в «Жилищнике», практически не чистят от снега. У нас ситуация, к счастью, иная».

Мы не можем в рамках одной газетной публикации изложить всё, о чем рассказывали люди на протяжении нескольких часов. Но им удалось, несмотря на все препятствия, отстоять право самим выбирать, кто будет обслуживать их дом. Пока жильцы этих десяти кемеровских домов уверены, что сделали правильный выбор. И это говорит о том, что время «укрупнителей» в ЖКХ все-таки проходит: жильцы выбирают тех, кто говорит с ними на одном языке и искренне старается что-то для них сделать. Но об этом мы поговорим позже.

Другие статьи на эту тему

27 марта

«Живём как на помойке»: кемеровчане пожаловались на горы строительного мусора во дворе жилого дома

Жители многоквартирного дома по проспекту Ленина, 67 в Кемерове пожаловались на строительный мусор, который горами…

03 января

Часть потребителей Новокузнецка сегодня останется без холодной воды и электричества

Причина — плановые работы на электросетях и коммуникациях в системе ЖКХ города Работы будут производиться…

21 декабря

Долги кузбассовцев за коммуналку превысили 5 миллиардов

Долги кузбассовцев за коммуналку превысили 5 млрд рублей. Кемеровостат озвучил данные по просроченным платежам в…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс