В ударе через годы и расстояния

В пятницу, 7 декабря, в шведском Реттвике начнётся традиционный «Турнир четырёх наций». В составе сборной России сыграют два хоккеиста кемеровского «Кузбасса» – 33-летний вратарь Сергей Морозов и 21-летний нападающий Владимир Каланчин.
Отечественная дружина под руководством Михаила Юрьева оспорит трофей в трёх матчах с командами Норвегии, Швеции и Финляндии.
И Сергей Морозов, и Владимир Каланчин уже выступали за национальную сборную, в послужном списке обоих награды чемпионатов мира. Правда, с большим временным интервалом: Морозов – серебряный призер первенства планеты-2009, Каланчин – чемпион мира-2018.
Без малого десять лет спустя тренерский штаб главной команды страны вновь обратил внимание на голкипера «Кузбасса» после того, как получил травму Роман Черных («Енисей», Красноярск), первый номер россиян на последних чемпионатах мира.
Впрочем, это не тот случай, когда с иронией говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Сергей Морозов, по мнению специалистов, – один из лучших стражей ворот в суперлиге русского хоккея и, безусловно, заслужил право вновь сыграть в сборной России. Болельщики на стадионе то и дело взрываются аплодисментами, когда 30-й номер кемеровчан спасает команду от казалось бы верного гола.
Примечательно, что коренной кемеровчанин Сергей Морозов с хоккейной школы не менял амплуа:
– С пяти лет бегал на лыжах. Благо, Сосновый бор рядом. Но мне больше нравились игровые виды спорта. На стадион «Шахтёр» пришел после первого класса. Катался на коньках не лучшим образом, все-таки ребята были на год старше. Вратаря в команде не было, я попробовал, втянулся, что-то получалось. С той поры, то есть с восьми лет, играю в воротах.
Первый тренер – Валерий Викторович Шаповалов. Довелось поработать со многими наставниками. Нюансы вратарской игры нам объяснял Виталий Тимофеевич Прохоров (его имя присвоено стадиону «Шахтёр». – В.А.), выступавший за кемеровскую команду мастеров в чемпионате СССР. Тогда я и не думал, что это может пригодиться, но в памяти остались его советы. Лет с пятнадцати со мной занимался Леонид Павлович Еловиков, работавший в команде мастеров, как в дальнейшем и Вячеслав Владимирович Стародид. Он играл за «Кузбасс», когда я был в дублирующем составе, а будучи тренером, помогал мне адаптироваться в коллективе.
Несколько лет занимался с вратарями в предсезонный период Илья Давыдов. Делились опытом старшие коллеги по амплуа: Дмитрий Атапин, Алексей Баженов, Андрей Баландин, Роман Гейзель, вернувшийся год назад в «Кузбасс» уже в качестве тренера.
– Серьезная конкуренция…
– Да, суровая школа. Спуску молодым не давали и тем самым закалили характер. Приходилось конкурировать, чтобы заслужить доверие тренерского штаба. Но подлянок друг другу не делали. С Романом Гейзелем, когда играли в первой лиге, вместе на тренировки ездили, а в команде мастеров в поездках жили в одном номере.
Не секрет, что в медальное для «Кузбасса» время очень трудно было пробиться в команду. А ведь это только первый шаг, потом надо ещё закрепиться в «основе». Постепенно решал эти задачи. Полноценный дебют в «Кузбассе» состоялся в сезоне 2007-2008. А почувствовал, что такое высший дивизион, в сезоне 2005-2006, когда играл за архангельский «Водник».
Из нашего поколения остался в команде только Семён Козлов. Чуть старше Алексей Владимирович Китьков, работающий главным тренером с прошлого года.
Сегодня молодым открыта дорога в команду. Но опять же конкуренцию никто не отменял: ребята получают шанс, за который надо цепляться, чтобы не просидеть на скамейке запасных.
– Сергей, а бывают не берущиеся мячи?
– Скажу так: если мяч пересек линию ворот, значит, не берущийся.
– Пенальти – лотерея?
– Для кого как. Для вратаря сложный момент, но можно проявить свою реакцию. Есть определенные хитрости – раскрывать не буду.
– Самый сложный для вратаря удар с игры?
– Если не увидел момент удара, может спасти только реакция, и то не всегда. Мяч постоянно должен быть в поле зрения. Идеальный, конечно, вариант, когда команда соперников не доезжает до наших ворот. Правда, об этом, как и о «сухарях», можно лишь мечтать. «Сухие» матчи – большая редкость в хоккее с мячом. И наша команда здесь не исключение.
– Лучше играть каждый матч или меняться с коллегой?
– Приемлемы оба варианта. В своё время мы играли по очереди с Романом Гейзелем, и это не напрягало, поскольку точно знали, кто выйдет на поле в следующем матче. А вообще нельзя расслабляться – будь готов к игре в любой момент.
– Бессонница не мучает после матчей?
– По-разному. Бывает, так напрыгаешься, что придешь домой – и сразу в сон клонит. А бывает наоборот: не можешь уснуть, «прокручиваешь» игру как после побед, так и после поражений. Вратарские ляпы порой долго вспоминают, но нельзя долго переживать, надо забыть ошибки как можно быстрее. Да и рабочий режим не позволяет зацикливаться на отдельных эпизодах.
– Нынешний сезон – четырнадцатый для вас в «Кузбассе».
– Сезоны не считаю. Они пролетают быстро, глазом не успеешь моргнуть. Когда-нибудь потом займусь арифметикой. Сегодня главное – сыграть лучше, чем в предыдущем чемпионате страны. Все ребята нацелены показать зрелищный хоккей и порадовать болельщиков победами.
…У вратарей особенная стать. И дело не только в физических данных (рост Сергея Морозова – 193 см), но и в характере, психологии, менталитете, отличном от полевых игроков. Помнится, один известный тренер как-то обмолвился, что ничего не понимает во вратарском деле. Логично, что за подготовку голкиперов в клубах отвечают коллеги по профессии (бывших «профи», как известно, не бывает), на собственном опыте знающие, почём фунт вратарского лиха.
Вратарская школа «Кузбасса» богата традициями, известна многими именами: Виктор Шабловский, Виталий Прохоров, Владимир Краев, Виктор Иордан, Александр Господчиков, Владислав Нужный, Вячеслав Стародид, Андрей Баландин, Роман Гейзель.
Сергей Морозов занимает достойное место в этом ряду. Его пример – наука для нового поколения кемеровских голкиперов.