Соцсети:
Актуальное

По ту сторону маршрутки

13 ноября 2018 | Наталья Гузева

В последнее время немало говорится о состоянии дел в сфере общественного транспорта региона. В очередной раз к этой непростой теме обратились участники круглого стола «Транспортные тарифы: рыночные реалии и административное регулирование». Депутаты, чиновники, эксперты-транспортники пригласили к диалогу представителей молодежных объединений региона и журналистов, чтобы поговорить о том, в каком состоянии оказалась отрасль на сегодняшний день.

 Знать и решать!

Почему на мероприятие такой, казалось бы, совсем не молодежной тематики решено было позвать студенческий актив? На этот вопрос ответил председатель молодежного парламента Кузбасса Роман Репин. Наверное, многие знают, что после того, как нынешней осенью активно заговорили о проблемах транспортников, это вызвало бурную дискуссию в соцсетях. В первую очередь, среди молодых людей. Более того: посыпался вал жалоб от жителей на крайне неудовлетворительную работу общественного транспорта. Отзывов и комментариев в поддержку водителей было кратно меньше. Тем не менее, опрос, инициированный молодежным парламентом, показал, что 37% пользователей сетей из числа молодых людей выступили за увеличение стоимости проезда, а половина опрошенных не смогла ответить однозначно. Поэтому и было решено дать лидерам молодежных общественных объединений возможность узнать информацию о состоянии отрасли, как говорится, из первых рук – с тем, чтобы они могли ретранслировать ее единомышленникам.

Заместитель начальника департамента транспорта и связи Кемеровской области Юрий Стоцкий сразу уточнил, что вопрос повышения оплаты за проезд в общественном транспорте всегда «очень болезненный». Ведь когда растет цена даже на продукты, это воспринимается негативно, но не настолько, как повышение стоимости проезда. Тут сразу говорят: транспортники хотят нажиться. Хотя сейчас вопрос так не стоит: в регионе в настоящее время работают 23 государственных автотранспортных предприятия плюс 50 – частных, и объем их убытков – не менее 800 миллионов рублей.

Почему так сложилось? Тому есть целый ряд причин, о которых мы также неоднократно рассказывали. Это и неуклонный рост цены на ГСМ (а в последний раз, напомним, цена на проезд в регионе повышалась на 1 рубль в 2015 году), и износ техники (порядка 80-90%) в большинстве предприятий, и весьма скромный уровень заработной платы сотрудников, и сложившаяся в регионе система льгот.

Отметим, что сейчас за льготников (у нас есть 33 категории тех, кто ездит в троллейбусах и автобусах бесплатно, либо оплачивает проезд частично) областной бюджет платит по «усредненному» варианту. К примеру, за пенсионеров – из расчета ежемесячно десяти поездок по городу и четырех пригородных. Но ведь каждый пользуется транспортом в разном режиме. Кто-то, возможно, не «выкатывает» и половину, другие – перекрывают эту норму в несколько раз. И имеют право! Другое дело, что тогда и транспортники должны получать оплату за каждую реальную поездку льготника… Тем не менее, об отмене льгот речи не идет.

«Это очень болезненный вопрос, тем более, что есть те, кто действительно нуждается в такой мере поддержки, – уточнил Юрий Стоцкий. – Но если говорить об усовершенствовании системы льгот – это да». Во многом помочь в этом призваны современные технологии, те же транспортные карты, которые позволят «видеть» каждого пассажира.

Важный факт, о котором не все знают: общественный транспорт сегодня неокупаем во всех российских регионах. Без дотаций власти транспортникам не обойтись. И везде эти вопросы решаются по-разному. Но, к примеру, в Москве, где бюджет кратно больше, мы можем видеть современные автобусы и трамваи, которые к тому же работают без кондуктора, с помощью транспортных карт и индикаторов на входе. Мы такой возможности не имеем, в том числе из-за того, что уже порядка пяти лет на реализацию программы «Транспорт», за счет которой приобретался городской транспорт, выделялись крайне скудные средства. Правда, в 2018 году на покупку техники из бюджета ушло 355 миллионов рублей, в следующем запланировано еще столько же. В том числе запланировано приобретение электротранспорта (в последний раз новые трамваи в регионе приобретались в 2014-м).

«Это позволит хотя бы немного выровнять ситуацию», – говорят эксперты.

Пережить праздники

Как сообщил Юрий Стоцкий, сегодня реальная себестоимость поездки в общественном транспорте Кузбасса составляет в среднем 27 рублей. В этом случае сфера общественного транспорта может решить свои вопросы и развиваться. Но повысить стоимость проезда до такой суммы власти не планируют. Ведь доходы населения у нас, мягко говоря, не такие, как в Москве, к тому же у многих зарплата за последние годы не только не индексировалась, но и постоянно уменьшалась. Пока предлагается увеличить цену на проезд до 20 рублей, как в Барнауле (в Красноярске и Омске – 22 рубля). Причем сделать это желательно с 1 декабря. Ибо половина января – новогодние праздники, когда народ не слишком активно передвигается по городу. Следовательно, выручка транспортников будет меньше, а с учетом подорожания топлива и вовсе упадет в сегодняшних ценах.

«Так мы сможем хотя бы стабилизировать работу общественного транспорта», – поясняет чиновник.

Отметим, что окончательного решения еще нет – идет стадия обсуждения. Открытым остается и вопрос цен за поездку в маршрутном такси. Это сейчас просчитывают специалисты РЭК.

Депутат областного парламента Игорь Кошелев, который сам имеет непосредственное отношение к сфере общественного транспорта (напомним, именно по его инициативе много лет назад в Кемерове появился так называемый «афганский маршрут»), смотрит на ситуацию еще шире. По его мнению, даже повышение проезда до 20 рублей не спасет транспортников (ведь с января цены на топливо могут поползти вверх), но поможет выжить.

«Самая главная проблема – это кадры, – уверен он. – И если мы ничего не предпримем, отрасль умрет…».

Он также напомнил, что в постперестроечные годы, когда транспорта тотально не хватало, начала развиваться в регионе сфера частных перевозок: старенькие списанные ПАЗики предприниматели чинили и выводили на линию. Потом, когда регион смог закупать современные автобусы, маршрутки ожидаемо ушли на второй план. Доходы частников стали снижаться, люди – разбегаться в другие более «хлебные» сферы. Например, в сферу грузоперевозок, в угольную отрасль…

И еще немаловажный момент: сегодня все автопредприятия имеют форму собственности отдельного юрлица, в том числе так называемые «государственные». Но последним помогают хотя бы в части компенсации проезда льготникам, выделяют какую-то технику. У частников таких «бонусов» нет.

«Хотелось бы, чтобы были равные условия для всех», – сказал Кошелев.

А механизмы минимизировать оплату проезда для населения есть: например, внедрить дифференцированную стоимость проезда: за две остановки, скажем, одна цена, за десять – другая…

Одним словом, вопросов в сфере общественного транспорта накопилось немало. И к диалогу приглашаются в том числе молодые люди. Отметим, что молодежный парламент Кузбасса готов принимать идеи и предложения по совершенствованию транспортных тарифов по электронной почте mpkuzbass2018@yandex.ru и передавать их для рассмотрения в Совет народных депутатов Кемеровской области.

Другие статьи на эту тему

Фанат общественного транспорта 

Кемеровчанина Андрея Коробова автобусы (и всё, что с ними связано) интересуют с детства. Андрей не только профессию выбрал, совпадающую с душевным порывом, даже увлечение у него всегда остаётся «на ходу». 

12 августа

В Кемерове прошли соревнования по профмастерству среди водителей автобусов

12 августа в Кемерове среди водителей автобусов состоялся финал соревнования по профессиональному мастерству. Состязание проходит…

Маленькая, да удаленькая

Кемеровчанка Анастасия Шванькова – единственная женщина-водитель на весь Кузбасс, которая управляет автобусом-гармошкой. Сейчас она работает на городском рейсе под номером семнадцать.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс