Машиностроители Кузбасса хотят объединиться
В областной администрации состоялось расширенное совещание «Потенциал развития машиностроительных предприятий и перспективы создания кластера производителей горно-шахтного оборудования в Кемеровской области» под председательством заместителя губернатора (по промышленности, транспорту и экологии) Андрея Панова. Также в разговоре приняли участие представители промпредприятий и ученые. Все участники совещания сошлись во мнении, что дать новый импульс для развития отрасли поможет… кооперация. И первым шагом для того, чтобы запустить этот механизм, может стать создание в регионе кластера производителей горно-шахтного оборудования.
Драйвер развития
Академик РАН, научный руководитель Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук Алексей Конторович, принявший участие в заседании, сообщил, что, по его мнению, именно производство горно-шахтного оборудования должно активно развиваться в таком угольном регионе, как Кузбасс. Во-первых, это позволит снизить зависимость от экспорта и цен на мировом рынке, во-вторых, позволит сэкономить на транспортной составляющей, в-третьих, будет способствовать повышению уровня жизни в регионе: ведь это и налоги, и новые рабочие места.
«Мы выступаем с инициативой создания машиностроительного кластера, – подчеркнул Алексей Эмильевич. – Нам нужна единая программа».
Начальник департамента по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления аппарата полпреда в Сибирском федеральном округе Василий Соколов поддержал ученого. Более того, он напомнил, что несколько лет назад уже были попытки создания такого кластера, который бы упростил взаимодействие между угольщиками и местными производителями в сфере машиностроения. Тогда это сделать не удалось, но сейчас ситуация изменилась. В первую очередь, в части законодательства.
«В рамках округа мы ведем эту работу, пытаемся соединить возможности и потребности региона», – отметил Василий Николаевич.
И пояснил, что в рамках деятельности индустриальных парков и взаимодействия их с межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» в Новосибирске ведется активное сотрудничество в том числе с Минпромторгом. А это – возможность получения предприятиями господдержки.
Собственно, это было ключевым фактором, побудившим машиностроителей именно сейчас вновь вернуться к вопросу создания кластера. Ведь даже руководитель «Юргинского машиностроительного завода», Анатолий Лазарев, сообщивший участникам совещания, что сегодня Юрмаш «готов работать и выполнять заказы любой сложности», все-таки говорил о другом.
«Сегодня машиностроительным предприятиям нужно объединяться, – уверен Лазарев. – Ведь в одиночку конкурировать с поляками, Китаем и другими сложно. Нужен кластер. Если кто-то лучше нас делает какие-то комплектующие горно-шахтного оборудования, мы готовы объединяться…»
Отчасти такой опыт у Кузбасса уже есть. Недавно мы рассказывали о том, что «Сибирская техническая компания» решила в нынешнем году перенести свое производство из Китая в Кузбасс, на тот же Юрмаш. И часть комплектующих (компания занимается поставкой оборудования и проектированием для обогатительных фабрик) заказывает здесь же, на Юргинском машзаводе. Первый грохот уже смонтирован на шахте компании СУЭК, в планах – расширять линейку оборудования. Как сообщил управляющий директор СТК Владимир Елькин, российские производители вполне могут конкурировать с иностранными поставщиками в том числе и за счет цены: для угольщиков оборудование обойдется на 15-20% дешевле западных аналогов.
Чувствуем перспективы…
Дамир Галеев, представитель завода «Сибэлектро», рассказал, что предприятие динамично развивается (коллектив завода с 50 человек в 2005 году вырос до 500 сотрудников, есть две промплощадки). Помимо оборудования для горнодобывающей отрасли здесь производят конвейерные комплексы для сельхозудобрений. Как и для многих представителей промышленности, один из самых острых вопросов для машиностроителей – неплатежи заказчиков.
«Но мы чувствуем перспективы. Мы можем предлагать предприятиям более низкие цены и сервисную поддержку», – отметил Дамир Галеев.
И кластер тоже был бы способен помочь расширить клиентскую базу.
Дмитрий Емелин, гендиректор ООО «ТоргИнвест» (это предприятие создано на базе бывшего завода «Кузбассэлектромотор») озвучил любопытный факт: в последние три года выпуск рудничных электродвигателей здесь растет. Но продукция уезжает в Белоруссию и Казахстан.
«Ни одного стратегического партнера из Кузбасса у нас нет», – сообщил Емелин.
Почему так происходит? Тому множество причин. А главная – собственник сам решает, с кем ему сотрудничать, где купить нужное оборудование и на каких условиях. Таковы законы рыночной экономики. Здесь важно, чтобы угольщикам было выгодно покупать у местных производителей. Причем покупать оборудование современное, отвечающее всем необходимым стандартам и по оптимальной цене.
И директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», руководитель ООО «ИнТехПромИнжиниринг» Сергей Никитенко уверен, что в первую очередь возможности машиностроительного кластера необходимо использовать именно для создания новых видов техники.
«Кластер – не сладкий пирог и не Ноев Ковчег, – сказал Никитенко. – Это – форма кооперации, которая поможет привлечь федеральные деньги на создание новых видов техники. Четыре года назад идея создания кластера не удалась, но сейчас есть ряд законодательных рычагов, с помощью которых этот проект можно реализовать».
В частности, речь идет о возмещении части затрат на производство оборудования по линии Минпромторга.
В том, что сама идея создания кластера очень важна, уверен и руководитель компании «Технологии добычи» Павел Савкин. По его мнению, нужно «усадить за круглый стол» угольщиков, ученых и машиностроителей с тем, чтобы понять, какое оборудование необходимо угледобывающим компаниям, какие предложения по созданию инновационной техники есть у ученых и что могут собрать наши машиностроители.
«Нужно всех собрать и договариваться!» – настаивает Савкин.
Дорогу инновациям!
О мерах государственной поддержки машиностроительной отрасли рассказал и.о. начальника областного департамента промышленности Андрей Громов. По его словам, меры поддержки действуют на федеральном и региональном уровнях, а также через институты развития.
Например, Фонд развития промышленности, созданный для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. В настоящее время фонд оказывает поддержку по восьми программам, семь из которых связаны с развитием машиностроения. Для реализации проектов предоставляются целевые займы от 50 до 750 миллионов рублей по ставке 1,3 и 5% годовых на срок до семи лет.
В сентябре 2018 года утверждена Государственная программа «Развитие промышленности Кемеровской области на 2019-2021 годы», в рамках которой создается Фонд развития промышленности Кемеровской области. Программа предусматривает предоставление субсидий предприятиям на возмещение понесенных затрат (на модернизацию и техническое перевооружение, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, реализацию мероприятий по повышению производительности труда и бережливого производства и др.).
Замгубернатора Андрей Панов подчеркнул особую роль машиностроительного комплекса в регионе.
«Перед Кузбассом стоит амбициозная задача – за 1000 дней стать регионом №1 за Уралом. И локомотивом роста здесь является промышленность, в частности, машиностроение. Именно от ее конкурентоспособности и инновационности напрямую зависит социальная стабильность в регионе», – отметил Андрей Анатольевич.
За девять месяцев 2018 года в Кузбассе стоимость отгруженной машиностроительной продукции составила около 17,8 миллиарда рублей, индекс производства – 95%. В машиностроительной отрасли нашего региона трудятся более 13 тысяч человек со средней заработной платой 30,5 тысячи рублей в месяц.
Одной из приоритетных задач развития отрасли является стимулирование инноваций. По мнению замгубернатора Андрея Панова, в перспективе это способно увеличить долю высокотехнологичной и наукоемкой продукции, в том числе позволяющей отказаться от импорта. И кластер горно-шахтного оборудования может объединить производителей, повысить уровень кооперации, концентрации технического, научного и технологического потенциала в целях решения единой задачи.
Пока это совещание – первое за последние годы. Говорить о том, что кластер в Кузбассе будет создан уже завтра, преждевременно. Но интерес к объединению есть у всех участников процесса. Значит, шансы на появление в регионе кластера машиностроителей велики.