Молодая поросль
В Кузбассе планируют возрождать школьные лесничества – детские объединения, участники которых получают не только экологическое воспитание, но и первую оплачиваемую работу, а также путевку в профессию.
Школьные лесничества – наследие СССР. Первое из них появилось в Кузбассе в 1968 году в деревне Мозжуха Кемеровского района. К началу 90-х в области насчитывалось несколько десятков школьных лесничеств, которые объединяли больше тысячи подростков. За ними было закреплено около 28 тысяч гектаров леса. Зимой сотрудники лесхоза читали ученикам лекции (в некоторых школах ввели новый предмет – лесоводство), делали с ними скворечники, развешивали кормушки для птиц. Весной и летом юные лесоводы выращивали сеянцы и сажали молодые деревья на выделенных для школьных лесничеств участках. За работу детям платили.
«Терсинка» прижилась
К моменту реформы лесной отрасли в 2007 году в Кемеровской области работали 57 школьных лесничеств. Постепенно сфера коммерциализировалась, и детский труд стал невостребованным.
«После 2007 года, когда произошло разделение всей нашей системы, получилось так: есть лесничество, у которого нет производственной базы, которое не ведет никакой лесохозяйственной работы, и есть лесхозы, которых очень мало, – объясняет пресс-секретарь департамента лесного комплекса Татьяна Ярцева. – Без хозяйственных работ школьное лесничество не может существовать: оно подразумевает приобщение детей к труду в лесу».
Сегодня в регионе осталось только два школьных лесничества, которые полностью соответствуют критериям Рослесхоза: там подростки трудятся в лесных питомниках, занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в юниорском конкурсе «Подрост». Одно из них – «Терсинка» в Новокузнецком районе, при малокомплектной школе в поселке Осиновый Плес. В двух километрах от нее находится Терсинский лесхоз, где школьникам выделено десять гектаров.
«Терсинка» образовалась в 1977 году. Руководители Терсинского лесхоза (сегодня – ООО «Регионлес») – её выпускники. Наверное, поэтому школьное лесничество существует и по сей день. Лесхоз выделяет школе транспорт, платит зарплату детям, участвует в их экологическом образовании.
Как рассказала нынешний руководитель «Терсинки», учитель ИЗО и технологии осиноплесской школы Елена Буймова, тематический кружок дети посещают с первого класса, а работать в лесхозе начинают с 14 лет.
«Дети очень хотят в лесничество, – говорит учитель. – Им интересно уже куда-то выехать. Потом они удивляются, что за это им еще и деньги платят. Летом даже и городские ребята просятся к нам работу».
Два года назад «Терсинка» заложила питомник в двадцати километрах от школы. Здесь юные лесоводы посеяли будущий посадочный материал.
«Весной и летом пололи, осенью приехали – сосны подросли на 50 сантиметров, – рассказывает Елена Буймова. – Детям радостно видеть, как растут плоды их труда».
Будущие лесничие
Помимо мотивации оплачиваемым трудом школьное лесничество привлекает детей возможностью получить профессию в лесохозяйственной сфере. Выпускники осиноплесской школы уезжали учиться в Омск, Бийск, Новосибирскую область и возвращались работать в родной поселок. Два выпускника этого года поступили в Тогучинский лесной техникум.
«В лесном хозяйстве Кемеровской области есть кадровая проблема, – констатирует начальник отдела организации охраны, защиты и воспроизводства лесов облдепартамента лесного комплекса Дина Шашкова. – Если взять статистику, средний возраст специалистов территориальных отделов – 50-52 года, а то и выше. И профориентация здесь очень актуальна».
Возрождать школьные лесничества Россельхоз предложил в 2012 году. Вышло правительственное постановление об их развитии. Эту тему недавно обсуждали на общественном совете при департаменте. По мнению участников дискуссии, заново начать практику школьных лесничеств мешают две вещи – отсутствие финансирования, а также сложности, связанные с работой детей в лесу и организацией детского труда в целом.
«Сегодня за то, чтобы организовать официальный выход детей в лес, не возьмется ни один руководитель предприятия, – говорит директор Чебулинского лесхоза Юрий Новиков. – Потом нужно потравить клещей, привить всех детей трехкратно, следить, чтобы никто не поцарапался. Сегодня ребенку нельзя ни молоток, ни ножовку… Ты отвечаешь за любое его действие».
На общественном совете договорилась изучить опыт Красноярского края и Иркутской области – в Сибири это два передовых региона, где действительно хорошо и слаженно работает система школьных лесничеств (на момент подготовки публикации сотрудники департамента побывали в Красноярске). По мнению общественников, подключиться к организации школьных лесничеств могли бы Союз лесопромышленников и департамент образования.
«Возможно, школьные лесничества будут небольшие и не достигнут такого масштаба, как раньше, – говорит член совета, младший научный сотрудник Кузбасского ботанического сада Олег Куприянов. – Пусть это будет небольшое сообщество, но достаточно крепкое и заинтересованное, это будет лучше, чем организованное из-под палки в рамках обязательных программ».
В департаменте добавляют, что сегодня в регионе есть еще 19 детских объединений эколого-биологической направленности при учреждениях дополнительного образования, которые частично соответствуют критериям школьного лесничества.