Да потому, что родом из Одессы!
При упоминании его имени сразу невольно возникает улыбка. Илья Ляхов – неутомимый рассказчик, знаток неиссякаемых баек, шуток, курьезных историй. И еще мастер моментально рождаемых эпиграмм. Словом, человек, с которым не бывает скучно. Артист, да и только, что абсолютно соответствует истине!
Между прочим, совсем недавно Илья Яковлевич отметил нешуточный юбилей (29 сентября ему исполнилось 80). И преподнес себе замечательный подарок – издал книгу, которую назвал «Актерский двор». По сути, это автобиография, хронологически изложенная в его рассказах, по обыкновению наполненных хорошим добрым юмором.
В книге нет повествования о страшном лете 1941-го, когда трехлетнего ребенка вместе с мамой (администратором Одесского театра оперы и балета) эвакуировали морем в Керчь, о том, как едва не затонуло судно, подорвавшееся на минах, обстрелянное к тому же «мессершмиттом»… Но не оттуда ли корни жизнелюбия автора, его позитивного отношения к жизни? Что же касается чувства юмора, сопровождающего многогранье таланта Ильи Яковлевича, то это, вероятно, генетическое, ведь недаром он родом из Одессы.
С пяти лет Люсик, известный в городе Бийске Алтайского края именно под этим именем, – на сцене местного драматического театра, а в 18 он – уже режиссер, самый молодой в Советском Союзе. Поставленный им в Горьковской области спектакль назывался «Димка-невидимка».
Зигзаги творческой судьбы Ляхова удивительны. Переехав жить в Кузбасс в январе 1961-го и став актером и режиссером Новокузнецкого драматического театра, спустя три года он был приглашен именитым В.Руденским на Кемеровскую студию телевидения – режиссером передач для детей и юношества, одновременно являясь спортивным комментатором. Именно здесь в 1966-м Илья Яковлевич снял первый в истории нашей студии художественный фильм (адресованный юному зрителю, по сценарию, написанному вместе с Л.Скорик) «Граница на замке», а также несколько документальных кинолент. Но особенно гордится Ляхов тем, что первым в стране организовал детский хоккейный турнир на приз Кемеровской студии телевидения «Голубой экран» – предшественника популярной всесоюзной «Золотой шайбы».
Потом, проработав девять лет заведующим отделом молодежной газеты «Комсомолец Кузбасса» и получив диплом Кемеровского государственного института культуры по специальности «Режиссер театрального коллектива», Ляхов вновь вернулся к любимому детищу. Вначале трудился главным режиссером Кемеровского цирка, затем – режиссером-постановщиком театра оперетты Кузбасса.
И все-таки журналистика взяла верх: продолжая оставаться организатором крупных массовых мероприятий, заслуженный работник культуры РСФСР, удостоенный этого звания еще в 1978 году, он отработал заведующим отделом культуры и спорта газеты «Кузбасс» более 20 лет. Позднее, являясь доцентом кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Илья Яковлевич преподавал в КемГУКИ, щедро делясь со студентами богатейшим накопленным опытом.
А сегодня он – режиссер, сценарист, журналист, поэт и прозаик – пишет книги. Ему действительно есть о чем поведать читателям.
Так что доброго здравия, коллега! И творческого долголетия (как признался юбиляр, есть у него задумка издать еще пару книг)!
А пока, уважаемые читатели, познакомьтесь с одним из рассказов Ильи Ляхова из его книги «Актерский двор».
Олег Курочкин.
«Камерный голосок»
Зависть, увы, в закулисье встречается не так уж редко. Совсем не случайно бытует здесь забавная коротенькая притча. Недавно принятый в труппу артист, только познакомившийся с коллегами, обращается к собратьям по искусству: «Ну, и против кого будем дружить?» К сожалению, в этой шутке огромная доля правды. Поясню конкретным, абсолютно достоверным примером.
Тем летом в Кемерове, в здании Театра оперетты Кузбасса гастролировал молодой, не столь давно начавший жизнь театр оперы и балета одного из краевых сибирских центров. Знакомство с кузбасскими зрителями гости открывали оперой «Евгений Онегин». Естественно, зал был переполнен.
Откровенно говоря, больше по служебному журналистскому долгу, чем от жажды прикоснуться к классике пошёл ваш покорный слуга на открытие гастролей. Конечно, музыка великая. Но на своём веку я слышал немало «Онегиных» в признанных театрах различных городов. И чаще – разочаровывался. Понимал, конечно, что в опере главное – вокал. И пели артисты чаще всего отлично. Но внешне, по-актёрски… Как-то грустно было видеть пышнотелую Ольгу («кокетка, ветреный ребёнок»?), возрастного «ходульного» главного героя, низкорослого, зато многокилограммового Ленского… Ожидал встретиться с подобным и на этот раз.
Погас свет в зале. Слаженно, можно сказать задушевно прозвучала увертюра. Прошли первые эпизоды. Появился на сцене Онегин. Молодой, красивый. Его голос был удивительно чистым, на редкость искренним. Но главное даже не в этом. На сцене был Артист, не только вдохновенно исполняющий музыку Чайковского, но сердцем понимающий сложный характер, непростую душу пушкинского Евгения…
Зал сразу почувствовал это. Как-то притих. А в паузе грянул аплодисментами. И так продолжалось по всему ходу спектакля. Не хочу принизить никого из исполнителей партий, практически все они, или почти все работали вдохновенно. Может быть, не сознавая того, подтягивались до коллеги.
В антракте только и разговоров было, что о молодом талантливом Мастере. А когда отзвучали последние аккорды, когда задвинулся и вновь открылся занавес, все в зале, дружно аплодируя, встали и начали скандировать хором фамилию артиста, ставшего безусловным открытием первой встречи кемеровчан с новым коллективом.
Разумеется, после этого я направился за кулисы. Постучался в гримёрку. Увидел усталого парня, сидевшего у столика в белой, пропитанной потом на спине рубашке. Извинился за вторжение, представился, поблагодарил за спектакль. Высказал желание назавтра встретиться, поговорить. Мол, хочу написать о том, что видел и слышал. В ответ:
− Сразу после двух часов вам удобно будет?
− Да, конечно.
− Я живу в гостинице «Кузбасс». (Назвал номер). Жду. До завтра.
И очень по-дружески улыбнулся…
Надо ли говорить, что точно в назначенное время подошёл я к дверям того номера в гостинице. Артист меня ждал.
− Здравствуйте, я заказал чай. Сейчас принесут. Давайте познакомимся, − он протянул руку. – Дима.
− Илья.
Маленький одноместный номерок. Кровать, столик. Один стул, любезно предложенный гостю, сам хозяин присел на кровать. Тут и чай принесли.
Состоялся тёплый негромкий разговор. Диктофона у меня ещё не было, потому заносил всё услышанное в блокнот. О себе он говорил застенчиво, может быть, даже нехотя. В ответ на мои восторги:
− Да что − я! Только институт закончил. А в театр меня взяли, когда ещё на третьем курсе учился. Старшие товарищи помогают. У меня педагог в институте прекрасный – Екатерина Константиновна Иофель. Вот о ней обязательно скажите. Сколько она мне дала, как заставляла работать. Да если бы не Екатерина Константиновна, я бы ничего не умел. И сейчас беспокою её, часто обращаюсь за советами.
Сидел передо мной удивительно простой, обаятельный сибирский парень. Поговорили о прошлом, о будущем.
− А что? Буду в театре работать. У нас хороший театр, ко мне хорошо здесь относятся. Никуда уезжать из родного театра не собираюсь…
Заполнялись листки блокнота…
…Через два дня в областной газете «Кузбасс» был опубликован материал об открытии гастролей театра, о спектакле «Евгений Онегин» и, конечно же, об исполнителе заглавной партии. Автор не скрывал своего восхищения искусством талантливого артиста, блистательного вокалиста. Здесь же было небольшое интервью с ним.
А ещё через день в дверь моего редакционного кабинета резко, требовательно постучали.
− Войдите!
Дверь распахнулась. Цепочкой, друг за другом вошли четверо. Впереди – женщина, не юная, стройная, в туфлях на шпильках, с ярким макияжем на лице. За ней – высокий мужчина (светлые брюки, коричневый пиджак). Следом – ещё две женщины, одетые парадно. Не ожидая приглашения, все сели на стулья, что вдоль стены, напротив стола. В руке у женщины, вошедшей первой, − свёрнутая в трубку газета. (Узнал «Кузбасс»).
− Вы – Ляхов? – судя по всему, она была главной в этой делегации. – Мы к вам по поручению нашего театра оперы и балета, который гастролирует у вас!
− ?!
Она развернула газету, повернув в мою сторону четвёртую полосу, где был опубликован тот самый материал. И… «пошла в атаку», театрально повысив голос:
− О ком вы пишете?! Об этом ничего не умеющем студентике? У него же никакого будущего! Маленький камерный голосок. Ему в театре вообще делать нечего! Вот о ком надо писать! – и разгорячённая дама положила руку на плечо рядом сидящего − единственного в пришедшей группе мужчины.
Тот приподнял голову и как бы застенчиво оперным баском вымолвил:
− Ну зачем же про меня? У нас в коллективе немало хороших талантливых артистов. Про них и надо писать, не про этого же!
Наступающая «глава делегации» вновь взяла бразды правления в свои руки:
− Мы требуем опровержения!
Тут уж не выдержал я:
− Какого такого опровержения?
Теперь Она:
− Вы должны написать, что эта статья, − и женщина снова шлёпнула газетой по колену, − ошибочка. Посоветовались со специалистами и пришли к выводу, что этот зазнавшийся человек вообще профнепригоден! И рядом обязательно нужно напечатать статью о ком-то из наших лучших артистов!
Две женщины (явно артистки) молчали. Только согласно кивали головами в такт словам «лидерши».
− Простите, − я старался быть вежливым. – Какие «специалисты»? Кто «зазнавшийся»? Этот скромный, безусловно талантливый молодой человек?
− Кто талантливый? Да поговорите с режиссёрами, музыкантами, они вам скажут!
− Извините, − опять стараюсь пригасить актёрский пыл лидерши «делегатов». – Я сам – режиссёр музыкального театра. И у меня есть глаза и уши. И я верю в хорошее творческое будущее этого одарённого артиста.
− Значит, что, не будет опровержения в газете?
− Не будет.
− И вы считаете хорошим этот маленький камерный голосок? – ещё раз произнесла она формулировку, которая, видимо, очень ей нравилась.
− Считаю, что у него прекрасный баритон.
− Ну, хорошо, мы всё равно добьёмся справедливости. Дойдём до вашего главного редактора! Где у вас сидит главный редактор?
− Этажом ниже.
− Пошли! – скомандовала предводительница.
Остальные, как по команде, встали и той же цепочкой вышли из кабинета.
Через несколько минут на моём столе зазвонил телефон внутренней связи. Голос редактора:
− Илья Яковлевич, срочно зайдите ко мне.
Вообще-то с шефом мы всегда были на «ты». И столь официальное обращение свидетельствовало о том, что у него в кабинете те самые визитёры. Спустился к редактору. Через приоткрытую дверь услышал знакомый голос: «Маленький камерный голосок!»
Короче, разговор был недолгим, начальство поддержало меня. И гости удалились, предварительно заявив голосом главной дамы:
− Всё равно мы добьёмся опровержения! Пойдём в обком партии и добьёмся!
Позднее я узнал, что она вместе с каким-то мужчиной «от дирекции театра» действительно была у секретаря обкома партии по пропаганде и агитации Петра Михайловича Дорофеева. Этот умный, интеллигентнейший человек рассказал о визите к нему той пары «от коллектива»:
− Я с ними долго не разговаривал. Ведь сам был на открытии гастролей. И сказал этим «делегатам», что мне очень понравился спектакль и особенно исполнитель партии Евгения Онегина. А ещё добавил, что такого прекрасного певца у нас в Кузбассе, к сожалению, нет. Они извинились и ушли…
Остаётся лишь уточнить, что в то лето в Кемерове гастролировал Красноярский театр оперы и балета. Партию Евгения Онегина в спектакле, открывавшем гастроли, пел Дмитрий Хворостовский. Да, тот самый, представившийся мне Димой, впоследствии известный всей планете великий баритон, народный артист РФ, обладатель Гран-при самых престижных конкурсов вокалистов. Он так непростительно рано ушёл из жизни. Но мы сохраним память об этом потрясающем артисте и прекрасном человеке.
А имена и фамилии тех завистливых требователей газетного опровержения, именовавших воистину божественный голос певца «камерным голоском», называть не хочется. Да и кто их помнит?..
Зато театр родного города выдающегося певца, театр, где, будучи студентом, впервые вышел он на профессиональную сцену, теперь называется так: Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Илья Ляхов.
09.10.2018 в 21:01
Хорошо написано. Илье Яковлевичу, с которым немало лет работал, мой пиетет и поздравления.
Ответить
05.10.2018 в 19:03
Спасибо огромное за воспоминания о Дмитрии Александровиче! Любые воспоминания тех, кто встречался, а тем более общался с ним, бесценны. Очень хочется, чтобы память о нем победила века, осталась с нами и с теми, кто будет жить после нас, навсегда
Ответить