Соцсети:
Актуальное

Да потому, что родом из Одессы!

5 октября 2018 | Газета «Кузбасс»
Илья Ляхов – режиссер театра оперетты Кузбасса (1981 год). Фото Дмитрия Коробейникова.

При упоминании его имени сразу невольно возникает улыбка. Илья Ляхов – неутомимый рассказчик, знаток неиссякаемых баек, шуток, курьезных историй. И еще мастер моментально рождаемых эпиграмм. Словом, человек, с которым не бывает скучно. Артист, да и только, что абсолютно соответствует истине!

Между прочим, совсем недавно Илья Яковлевич отметил нешуточный юбилей (29 сентября ему исполнилось 80). И преподнес себе замечательный подарок – издал книгу, которую назвал «Актерский двор». По сути, это автобиография, хронологически изложенная в его рассказах, по обыкновению наполненных хорошим добрым юмором.

В книге нет повествования о страшном лете 1941-го, когда трехлетнего ребенка вместе с мамой (администратором Одесского театра оперы и балета) эвакуировали морем в Керчь, о том, как едва не затонуло судно, подорвавшееся на минах, обстрелянное к тому же «мессершмиттом»… Но не оттуда ли корни жизнелюбия автора, его позитивного отношения к жизни? Что же касается чувства юмора, сопровождающего многогранье таланта Ильи Яковлевича, то это, вероятно, генетическое, ведь недаром он родом из Одессы.

С пяти лет Люсик, известный в городе Бийске Алтайского края именно под этим именем, – на сцене местного драматического театра, а в 18 он – уже режиссер, самый молодой в Советском Союзе. Поставленный им в Горьковской области спектакль назывался «Димка-невидимка».

Зигзаги творческой судьбы Ляхова удивительны. Переехав жить в Кузбасс в январе 1961-го и став актером и режиссером Новокузнецкого драматического театра, спустя три года он был приглашен именитым В.Руденским на Кемеровскую студию телевидения – режиссером передач для детей и юношества, одновременно являясь спортивным комментатором. Именно здесь в 1966-м Илья Яковлевич снял первый в истории нашей студии художественный фильм (адресованный юному зрителю, по сценарию, написанному вместе с Л.Скорик) «Граница на замке», а также несколько документальных кинолент. Но особенно гордится Ляхов тем, что первым в стране организовал детский хоккейный турнир на приз Кемеровской студии телевидения «Голубой экран» – предшественника популярной всесоюзной «Золотой шайбы».

Потом, проработав девять лет заведующим отделом молодежной газеты «Комсомолец Кузбасса» и получив диплом Кемеровского государственного института культуры по специальности «Режиссер театрального коллектива», Ляхов вновь вернулся к любимому детищу. Вначале трудился главным режиссером Кемеровского цирка, затем – режиссером-постановщиком театра оперетты Кузбасса.

И все-таки журналистика взяла верх: продолжая оставаться организатором крупных массовых мероприятий, заслуженный работник культуры РСФСР, удостоенный этого звания еще в 1978 году, он отработал заведующим отделом культуры и спорта газеты «Кузбасс» более 20 лет. Позднее, являясь доцентом кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Илья Яковлевич преподавал в КемГУКИ, щедро делясь со студентами богатейшим накопленным опытом.

А сегодня он – режиссер, сценарист, журналист, поэт и прозаик – пишет книги. Ему действительно есть о чем поведать читателям.

Так что доброго здравия, коллега! И творческого долголетия (как признался юбиляр, есть у него задумка издать еще пару книг)!

А пока, уважаемые читатели, познакомьтесь с одним из рассказов Ильи Ляхова из его книги «Актерский двор».

Олег Курочкин.

«Камерный голосок»

Зависть, увы, в закулисье встречается не так уж редко. Совсем не случайно бытует здесь забавная коротенькая притча. Недавно принятый в труппу артист, только познакомившийся с коллегами, обращается к собратьям по искусству: «Ну, и против кого будем дружить?» К сожалению, в этой шутке огромная доля правды. Поясню конкретным, абсолютно достоверным примером.

Тем летом в Кемерове, в здании Театра оперетты Кузбасса гастролировал молодой, не столь давно начавший жизнь театр оперы и балета одного из краевых сибирских центров. Знакомство с кузбасскими зрителями гости открывали оперой «Евгений Онегин». Естественно, зал был переполнен.

Откровенно говоря, больше по служебному журналистскому долгу, чем от жажды прикоснуться к классике пошёл ваш покорный слуга на открытие гастролей. Конечно, музыка великая. Но на своём веку я слышал немало «Онегиных» в признанных театрах различных городов. И чаще – разочаровывался. Понимал, конечно, что в опере главное – вокал. И пели артисты чаще всего отлично. Но внешне, по-актёрски… Как-то грустно было видеть пышнотелую Ольгу («кокетка, ветреный ребёнок»?), возрастного «ходульного» главного героя, низкорослого, зато многокилограммового Ленского… Ожидал встретиться с подобным и на этот раз.

Погас свет в зале. Слаженно, можно сказать задушевно прозвучала увертюра. Прошли первые эпизоды. Появился на сцене Онегин. Молодой, красивый. Его голос был удивительно чистым, на редкость искренним. Но главное даже не в этом. На сцене был Артист, не только вдохновенно исполняющий музыку Чайковского, но сердцем понимающий сложный характер, непростую душу пушкинского Евгения…

Зал сразу почувствовал это. Как-то притих. А в паузе грянул аплодисментами. И так продолжалось по всему ходу спектакля. Не хочу принизить никого из исполнителей партий, практически все они, или почти все работали вдохновенно. Может быть, не сознавая того, подтягивались до коллеги.

В антракте только и разговоров было, что о молодом талантливом Мастере. А когда отзвучали последние аккорды, когда задвинулся и вновь открылся занавес, все в зале, дружно аплодируя, встали и начали скандировать хором фамилию артиста, ставшего безусловным открытием первой встречи кемеровчан с новым коллективом.

Разумеется, после этого я направился за кулисы. Постучался в гримёрку. Увидел усталого парня, сидевшего у столика в белой, пропитанной потом на спине рубашке. Извинился за вторжение, представился, поблагодарил за спектакль. Высказал желание назавтра встретиться, поговорить. Мол, хочу написать о том, что видел и слышал. В ответ:

− Сразу после двух часов вам удобно будет?

− Да, конечно.

− Я живу в гостинице «Кузбасс». (Назвал номер). Жду. До завтра.

И очень по-дружески улыбнулся…

Надо ли говорить, что точно в назначенное время подошёл я к дверям того номера в гостинице. Артист меня ждал.

− Здравствуйте, я заказал чай. Сейчас принесут. Давайте познакомимся, − он протянул руку. – Дима.

− Илья.

Маленький одноместный номерок. Кровать, столик. Один стул, любезно предложенный гостю, сам хозяин присел на кровать. Тут и чай принесли.

Состоялся тёплый негромкий разговор. Диктофона у меня ещё не было, потому заносил всё услышанное в блокнот. О себе он говорил застенчиво, может быть, даже нехотя. В ответ на мои восторги:

− Да что − я! Только институт закончил. А в театр меня взяли, когда ещё на третьем курсе учился. Старшие товарищи помогают. У меня педагог в институте прекрасный – Екатерина Константиновна Иофель. Вот о ней обязательно скажите. Сколько она мне дала, как заставляла работать. Да если бы не Екатерина Константиновна, я бы ничего не умел. И сейчас беспокою её, часто обращаюсь за советами.

Сидел передо мной удивительно простой, обаятельный сибирский парень. Поговорили о прошлом, о будущем.

− А что? Буду в театре работать. У нас хороший театр, ко мне хорошо здесь относятся. Никуда уезжать из родного театра не собираюсь…

Заполнялись листки блокнота…

…Через два дня в областной газете «Кузбасс» был опубликован материал об открытии гастролей театра, о спектакле «Евгений Онегин» и, конечно же, об исполнителе заглавной партии. Автор не скрывал своего восхищения искусством талантливого артиста, блистательного вокалиста. Здесь же было небольшое интервью с ним.

А ещё через день в дверь моего редакционного кабинета резко, требовательно постучали.

− Войдите!

Дверь распахнулась. Цепочкой, друг за другом вошли четверо. Впереди – женщина, не юная, стройная, в туфлях на шпильках, с ярким макияжем на лице. За ней – высокий мужчина (светлые брюки, коричневый пиджак). Следом – ещё две женщины, одетые парадно. Не ожидая приглашения, все сели на стулья, что вдоль стены, напротив стола. В руке у женщины, вошедшей первой, − свёрнутая в трубку газета. (Узнал «Кузбасс»).

− Вы – Ляхов? – судя по всему, она была главной в этой делегации. – Мы к вам по поручению нашего театра оперы и балета, который гастролирует у вас!

− ?!

Она развернула газету, повернув в мою сторону четвёртую полосу, где был опубликован тот самый материал. И… «пошла в атаку», театрально повысив голос:

− О ком вы пишете?! Об этом ничего не умеющем студентике? У него же никакого будущего! Маленький камерный голосок. Ему в театре вообще делать нечего! Вот о ком надо писать! – и разгорячённая дама положила руку на плечо рядом сидящего − единственного в пришедшей группе мужчины.

Тот приподнял голову и как бы застенчиво оперным баском вымолвил:

− Ну зачем же про меня? У нас в коллективе немало хороших талантливых артистов. Про них и надо писать, не про этого же!

Наступающая «глава делегации» вновь взяла бразды правления в свои руки:

− Мы требуем опровержения!

Тут уж не выдержал я:

− Какого такого опровержения?

Теперь Она:

− Вы должны написать, что эта статья, − и женщина снова шлёпнула газетой по колену, − ошибочка. Посоветовались со специалистами и пришли к выводу, что этот зазнавшийся человек вообще профнепригоден! И рядом обязательно нужно напечатать статью о ком-то из наших лучших артистов!

Две женщины (явно артистки) молчали. Только согласно кивали головами в такт словам «лидерши».

− Простите, − я старался быть вежливым. – Какие «специалисты»? Кто «зазнавшийся»? Этот скромный, безусловно талантливый молодой человек?

− Кто талантливый? Да поговорите с режиссёрами, музыкантами, они вам скажут!

− Извините, − опять стараюсь пригасить актёрский пыл лидерши «делегатов». – Я сам – режиссёр музыкального театра. И у меня есть глаза и уши. И я верю в хорошее творческое будущее этого одарённого артиста.

− Значит, что, не будет опровержения в газете?

− Не будет.

− И вы считаете хорошим этот маленький камерный голосок? – ещё раз произнесла она формулировку, которая, видимо, очень ей нравилась.

− Считаю, что у него прекрасный баритон.

− Ну, хорошо, мы всё равно добьёмся справедливости. Дойдём до вашего главного редактора! Где у вас сидит главный редактор?

− Этажом ниже.

− Пошли! – скомандовала предводительница.

Остальные, как по команде, встали и той же цепочкой вышли из кабинета.

Через несколько минут на моём столе зазвонил телефон внутренней связи. Голос редактора:

− Илья Яковлевич, срочно зайдите ко мне.

Вообще-то с шефом мы всегда были на «ты». И столь официальное обращение свидетельствовало о том, что у него в кабинете те самые визитёры. Спустился к редактору. Через приоткрытую дверь услышал знакомый голос: «Маленький камерный голосок!»

Короче, разговор был недолгим, начальство поддержало меня. И гости удалились, предварительно заявив голосом главной дамы:

− Всё равно мы добьёмся опровержения! Пойдём в обком партии и добьёмся!

Позднее я узнал, что она вместе с каким-то мужчиной «от дирекции театра» действительно была у секретаря обкома партии по пропаганде и агитации Петра Михайловича Дорофеева. Этот умный, интеллигентнейший человек рассказал о визите к нему той пары «от коллектива»:

− Я с ними долго не разговаривал. Ведь сам был на открытии гастролей. И сказал этим «делегатам», что мне очень понравился спектакль и особенно исполнитель партии Евгения Онегина. А ещё добавил, что такого прекрасного певца у нас в Кузбассе, к сожалению, нет. Они извинились и ушли…

Остаётся лишь уточнить, что в то лето в Кемерове гастролировал Красноярский театр оперы и балета. Партию Евгения Онегина в спектакле, открывавшем гастроли, пел Дмитрий Хворостовский. Да, тот самый, представившийся мне Димой, впоследствии известный всей планете великий баритон, народный артист РФ, обладатель Гран-при самых престижных конкурсов вокалистов. Он так непростительно рано ушёл из жизни. Но мы сохраним память об этом потрясающем артисте и прекрасном человеке.

А имена и фамилии тех завистливых требователей газетного опровержения, именовавших воистину божественный голос певца «камерным голоском», называть не хочется. Да и кто их помнит?..

Зато театр родного города выдающегося певца, театр, где, будучи студентом, впервые вышел он на профессиональную сцену, теперь называется так: Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.

Илья Ляхов. 

Другие статьи на эту тему

Приумножить культурное наследие региона

В Кузбассе завершилась Неделя культуры

Джаз для нас

Только первые, лучшие и, без сомнения, яркие коллективы выступали для кузбассовцев и гостей региона на XXXIX Международном фестивале «Джаз у Старой крепости» имени Анатолия Берестова в мае 2023 года.

28 марта

Модельные библиотеки Кузбасса становятся центрами культуры

Сегодня в Кузбассе стремительными темпами идет развитие библиотечной системы. Главная движущая сила, которая меняет отношение…

Комментировать 2
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10387 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "494439" ["comment_post_ID"]=> string(5) "90506" ["comment_author"]=> string(25) "Василий Попок" ["comment_author_email"]=> string(18) "vbpopok@rambler.ru" ["comment_author_url"]=> string(60) "https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/100001649401064/" ["comment_author_IP"]=> string(13) "109.171.50.28" ["comment_date"]=> string(19) "2018-10-09 21:01:04" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2018-10-09 14:01:04" ["comment_content"]=> string(164) "Хорошо написано. Илье Яковлевичу, с которым немало лет работал, мой пиетет и поздравления." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(131) "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; Win64; x64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/69.0.3497.100 Safari/537.36 OPR/56.0.3051.36" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(3) "128" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Василий Попок
    09.10.2018 в 21:01

    Хорошо написано. Илье Яковлевичу, с которым немало лет работал, мой пиетет и поздравления.

    Ответить

  • object(WP_Comment)#10389 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "494437" ["comment_post_ID"]=> string(5) "90506" ["comment_author"]=> string(14) "Людмила" ["comment_author_email"]=> string(16) "morvarid@list.ru" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "188.162.65.96" ["comment_date"]=> string(19) "2018-10-05 19:03:17" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2018-10-05 12:03:17" ["comment_content"]=> string(443) "Спасибо огромное за воспоминания о Дмитрии Александровиче! Любые воспоминания тех, кто встречался, а тем более общался с ним, бесценны. Очень хочется, чтобы память о нем победила века, осталась с нами и с теми, кто будет жить после нас, навсегда" ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(114) "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; Win64; x64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/69.0.3497.100 Safari/537.36" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Людмила
    05.10.2018 в 19:03

    Спасибо огромное за воспоминания о Дмитрии Александровиче! Любые воспоминания тех, кто встречался, а тем более общался с ним, бесценны. Очень хочется, чтобы память о нем победила века, осталась с нами и с теми, кто будет жить после нас, навсегда

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс