Актуальное

Моя вторая мама

11 сентября 2018 | Лариса Максименко
Валентина Павловна - Феликсу - Сынок, приезжай в гости!

Публикация в нашей газете о судьбе аргентинца помогла найти его близких в Кузбассе.

… О Феликсе Рощупкине из Буэнос-Айреса мы рассказали в статье «Не втоптать!». Напомним краткое содержание. Бывший прокопчанин в начале 1990-х на русском судне у южного берега Аргентины пережил настоящую катастрофу. Рыболовецкий корабль из-за финансовых и юридических споров, простояв несколько месяцев на мели, был в конце концов продан, экипаж выброшен на аргентинский берег. «Это была подлость и безразличие к судьбам мелких людей», – рассказывал «Кузбассу» Феликс.

Судовой доктор Рощупкин, как и рыбаки, «кинутые» тогда на далекой чужбине, за океаном, без денег, без языка, с болью за семьи, оставшиеся в круто менявшейся постсоветской России с задержками зарплат, выживал в Аргентине как мог.

Он брался за любую работу в порту.

Его спасла профессия врача и стихи, которые пишет всю жизнь.

Ему помогли, платя за медицинскую практику и за беседы на ностальгическом чистом русском, старые русские эмигранты еще «исхода» эпохи Октябрьской революции 1917-го, уже забывающие язык. Они стали друзьями. С годами – даже родными людьми…

И он выдержал удары судьбы, заработал (помощником врача в аргентинском госпитале в 1994-м, потом врачом, окончив в Буэнос-Айресе университет и подтвердив русский медицинский диплом), забрал в Аргентину жену, детей, принял аргентинское гражданство.

И, казалось, в жизни, о которой впору снимать русско-аргентинский телесериал, всё устоялось. Но Родина стала все чаще сниться по ночам. Прокопьевское детство, улочка 2-я Соловьевка, последний приезд на родину в конце 1970-х стали вспоминаться и вовсе необыкновенными и простыми стихами.
Со счастливыми и щемящими нотками. Они же написаны о том времени, когда все еще были живы – все, все! Мама Галина Федоровна. Отчим Владимир Петрович Морозов. Отец Федор Федорович, военный, погиб, когда Феликсу было полгода.

Феликс в детстве, в родной прокопьевской школе (он в нижнем ряду, в центре)

Вспоминались родные места с любовью и горечью, потому что на 2-й Соловьевке, как писалось в соцсетях, давно уж пустырь и «.. нечего сегодня вспоминать».

И, значит, некому о тебе так же в ответ подумать – с такой же любовью и нежностью…

Оказалось, есть!

Соседка, мамина подруга Валентина, купив нашу газету и всмотревшись в фотографию аргентинца, заплакав от радости, позвонила в редакцию.

«Сынок!»

– Разве так бывает?! – волнуясь, кричала 81-летняя Валентина Павловна в трубку. – Я так рада! Весточка от Феликса пришла! И ведь как я ее получила? Два года газет не покупала и не читала. Муж тяжело заболел, потом умер. И вот год как я его похоронила. И вот иду мимо газетного киоска и – притянуло. Подошла, прошу: «Что-нибудь для души, пожалуйста». Мне говорят: возьмите это. Причем, киоск получает всего один экземпляр вашей газеты. И он достается именно мне. А дома газету прочитала и – бегом назад к тому киоску, плачу, кланяюсь. Рассказала продавщице, и мы уже обе с ней уревелись… Феликс, сынок, это тетя Валя, передайте ему это из редакции, пожалуйста…

… Морозовы и Файзулины (пояснила, немного успокоившись, потом, при встрече, Валентина Павловна) подружились еще в молодости.

– Нам участки для строительства домов нарезали рядом, в поселке за шахтой Калинина. Моему мужу Коле («Феликс, вы, дети, его дядей Назыфом звали») был всего 21 год. А Морозов был постарше. И Владимир Петрович Морозов советами моему Назыфу помогал. И вообще строиться мы друг другу помогали… Галина Федоровна вела в школе уроки французского. Ее муж вел труды для мальчиков. И он на станке сделал наличники на окна себе и нам, – вспоминает Валентина Павловна. – Мы много лет прожили рядом, праздники вместе отмечали, пели, Галина Федоровна шила хорошо и моему сыну костюмы новогодние шила… А когда Морозовы сгорели (Феликс уже в Новосибирске учился), то они все лето жили у нас и ремонтировали свой дом после пожара. Галина Федоровна и Владимир Петрович какое-то время даже в одном спальном мешке тогда у нас на полу спали…

А когда оба сына Морозовых выросли, разъехались, Галина Федоровна с мужем продали дом, поехали жить в Анапу. Уезжая, она подарила Вале фотографии, подписав: «Любимой соседке в знак великой дружбы…» И свою чугунную жаровню.

– Я в ней маринованную курицу с луком, картовочкой готовлю с тех пор столько лет, – говорит Валентина Павловна. – У Морозовых было такое любимое семейное блюдо. И у нас любимым семейным стало.

…Мама Феликса позже, уже с внучкой, приезжала на незабываемую и для нее 2-ю Соловьевку и жила с внучкой у Валентины. И мама Феликса рассказывала историю семьи, показывала дом, любимые места…

– А потом связь с Галиной Федоровной с годами прервалась… Пришло известие, что Галина Федоровна с мужем умерли один за другим. И в 2010-м, когда шахта сносила наши дома из-за подработок, опасности обвалов, я проводила, простилась и с нашим, и с морозовским домом, – говорит Валентина Павловна. – Феликс, сынок, я тебе расскажу, как было. Ваш дом сносили первым. Трактор подошел, как за угол вот так зацепил, чтоб дом ломать. А дом ваш как живой! Вот так вот сопротивляется, трясется (Валентина Павловна встает, напрягается, сжимает кулаки. – Ред.), не хочет, чтоб его сносили. У меня – слезы… А трактор снова. Отошел и снова. Теперь за угол, где спальня родителей твоих была, зацепил, угол поломал, и по крыше начало сыпаться…И так снесли, закопали сначала ваш, потом наш дом… Феликс, сынок, приезжай в гости, пока я живая, я так хочу поцеловать тебя и столько всего рассказать…

Соседка тетя Валя показывает жаровню — подарок мамы Феликса.

PS. Мы перешлем фотографии, хранимые Валентиной Павловной, и ее сердечное приглашение в Аргентину Феликсу. И она будет ждать гостей.

Тем временем
Назвать улицу именем гения!

Евгения Михайловича Раводина – учителя физики школы N2 – в Прокопьевске помнят до сих пор. Из-за неизлечимой болезни с детства ходил с трудом, на костылях. Но поблажек себе не делал. Никогда не сдавался. А в свой школьный предмет был влюблен так, что мальчишки с умными глазами ходили за ним по пятам. И, занимаясь с любимым учителем, поступали в знаменитую на всю страну физико-математическую школу в Академгородке в Новосибирске.

– Умение научить дано не каждому, а умение пробудить желание учиться – еще реже, – вспоминает о Раводине ученик, 65-летний Феликс Рощупкин, он был в числе первых, подготовленных Раводиным, поступивших в ФМШ из Прокопьевска и окончивших ее с успехом.– Главным для Евгения Михайловича была наша успешность в жизни не за счет связей и лавирования, а за свой труд.

И не важно, что прошли годы и что многое в стране изменилось. Духовная связь с Учителем согрела учеников на годы. Она даже стала еще сильнее… И они, старые выпускники этой кузбасской школы, разлетевшиеся по миру, много лет рассказывающие детям и внукам о дорогом сердцу учителе физики, просят сейчас город назвать улицу именем Раводина!

– У каждого народа – свои герои. Герои среди нас, – пишет Рощупкин из Буэнос-Айреса о Раводине и о мечте иметь в Прокопьевске улицу в честь Раводина…

Кстати, в Аргентине учителя Раводина и его огромную любовь к делу, и его силу духа, и твердость в решении самых сложных задач тоже знают, и не только семья Рощупкина.

– Несколько дней назад прошел Международный турнир по адаптированному теннису. Выиграл аргентинец Густаво Мартинез. «Ну и что?» – скажете вы… Так вот… Густаво с 9 лет прикован к инвалидной коляске. Когда Густаво был еще подростком, я в «Центре реабилитации Виценте Лопез», помогая ему делать упражнения под водой в бассейне, рассказал про своего учителя Евгения Раводина (Еухенио по-испански), – пояснил «Кузбассу» Феликс. – А теперь Густаво – первая ракетка в Аргентине и четвертая ракетка в мире в адаптированном теннисе! После возвращения из Голландии я случайно встретил Густаво. Он поднял вверх палец правой руки и воскликнул вместо привычного приветствия: «Еухенио эс ун хенио!» Что значит: «Евгений – гений!» Думаю, что комментарии излишни…

Четверть века — в Аргентине. Феликс — врач, поэт, счастливый дед..

Другие статьи на эту тему

Готов к разным поворотам сюжета

Молодой художник из Прокопьевска Дамир Хуссамов снова у всех на устах. На этот раз он решил украсить остановки родного города своими работами. Теперь автобус ждать прокопчанам куда приятнее, тем более остановки стали прекрасными фотозонами. Правда, отнюдь не все горожане позитивно относятся к такому уличному искусству.

Мой монолог

Традиционно в марте проходит весенний конкурс женской красоты, обаяния, таланта и грации «Миссис Прокопьевск». Нынешний год не стал исключением и вновь подарил зрителям прекрасное шоу, пропитанное особенным ретроколоритом.

Юбилей народной премии

В Прокопьевске особенные горожане получили особенное звание

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс