Образец новой модели

Кемеровская клиническая поликлиника №5 приступила к реализации пилотного проекта «Наша поликлиника». Ей предстоит стать эталоном медицинского учреждения, отвечающего всем современным требованиям. В дальнейшем ее опыт будет растиражирован на все больницы Кузбасса.
В развитие темы
Пилотный проект «Наша поликлиника» реализуется в рамках направления «Забота о здоровье» стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года.
В каком-то смысле он продолжит преобразования, начатые в медицине региона в 2017 году. Тогда, напомним, десять медучреждений области под руководством департамента охраны здоровья населения приступили к внедрению различных элементов федерального проекта «Бережливая поликлиника». Одни больницы сделали акцент на преобразования в работе регистратуры, другие – на открытие кабинетов неотложной помощи, третьи – на реорганизацию системы забора крови…
Существенное отличие «Нашей поликлиники» в том, что она призвана оптимизировать не отдельные процессы, а деятельность медучреждения в целом. За счет чего? За счет внедрения все тех же принципов бережливого производства, призванных перераспределить нагрузку на медперсонал и сэкономить время и пациентов, и самих медиков. В результате доктор сможет принимать за смену в два-три раза больше больных, чем сейчас. Очереди у врачебных кабинетов сократятся, а доступность первичной медицинской помощи для населения, напротив, повысится. В условиях дефицита кадров в медицине это очень важно.
Поддержку в осуществлении нового проекта Кузбассу оказывают эксперты госкорпорации «Росатом» и Национального исследовательского центра профилактической медицины Минздрава РФ. Так, «Росатом» планирует организовать для наших руководителей здравоохранения и медиков-практиков обучение, стажировки и мастер-классы. На предприятиях самой госкорпорации принципы «бережливости» применяются уже более десяти лет. В их числе, например, такие: быть внимательным к требованиям заказчика, решать проблемы на месте их возникновения, встраивать качество в процесс, выявлять и устранять любые потери.
На встрече с коллективом кемеровской поликлиники №5 эксперты подчеркнули:
«Главная идея бережливости – не достижение идеала, а система постоянных улучшений. То есть финальной точки здесь нет, как нет предела совершенству. Стандарты обслуживания клиентов нужны в любой сфере, стандарт – это лучший способов выполнения любой операции. Но если будет найден более хороший – нужно закрепить его в новом стандарте».
Поэтапные преобразования
Что именно изменится в работе самой большой поликлиники Кузбасса? (К ней, напомним, прикреплено около 90 тысяч кемеровчан.)
В первую очередь, преобразования затронут регистратуру: ее работу перестроят с учетом современных стандартов коммуникации, информатизации и формирования доступной среды для маломобильных пациентов. Будет оптимизирована работа картохранилища и расширен call-центр.
Потоки посетителей будут разделять на здоровых, обращающихся только за справками и профилактическими осмотрами, и на заболевших. Появится удобная навигация – указатели, по которым пациенты смогут быстро сориентироваться, где находится нужный им кабинет.
Будет оптимизирован ряд локальных процессов: забора крови, диспансеризации, дообследования пациентов при плановой диспансеризации, оказания экстренной медицинской помощи в кабинете врача-травматолога и т.д.
Эффект от реализации всех этих мер ожидается следующий: сокращение очереди в регистратуру с 30 человек до пяти, при этом каждый очередник будет ждать не десять минут в среднем, как сейчас, а три минуты. Время ожидания у кабинета участкового терапевта сократится с 45 минут до 20.
«Некоторых результатов мы смогли добиться уже сейчас, – уточняет главный врач кемеровской поликлиники №5 Светлана Шаламова. – В частности, оптимизировали забор крови. Сократив время, которое специалист тратил на одного пациента, мы в полтора раза увеличили пропускную способность службы в целом: теперь за день мы забираем кровь у 150 человек, а еще недавно – примерно у 100».
Понятно, что перестроить всё и сразу невозможно. Поэтому грядущие изменения будут разделены на этапы.
«Сейчас специалисты проводят хронометраж различных процессов, смотрят, где именно происходят потери времени, и анализируют, как можно их сократить, – поясняет и.о. начальника департамента здравоохранения Александр Брежнев. – В дальнейшем на этапы будет раскладываться весь процесс оказания поликлинической медицинской помощи, от прихода пациента в медицинскую организацию до приема его специалистом и получения необходимых документов. На каждом этапе будут выявляться проблемы, которые требуют устранения».

Кемеровская городская клиническая поликлиника №5 станет одним из первых медицинских учреждений России, отвечающим всем современным требованиям. Фото: Фёдора Баранова.
Первые выигрывают!
Стать образцом новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, Кемеровская городская клиническая поликлиника №5 должна в течение года. Затем ее опыт будет растиражирован на все больницы Кузбасса.
Впрочем, в текущем году отдельные принципы бережливого производства, разработанные «Росатомом», начнут внедряться еще в трех медицинских организациях Кемерова: в городской клинической больнице №2, в клинической поликлинике №20 и в детской клинической больнице №2. Такая договоренность была достигнута между врио губернатора Кузбасса Сергеем Цивилевым и представителями госкорпорации.
В общей сложности здесь будет реализовано семь локальных проектов. В детской больнице №2, например, это сокращение очередей и временных затрат при проведении обследования детей и сопровождающих их взрослых перед плановой госпитализацией, а также сокращение очередности в кабинет охраны зрения. Во «взрослой» горбольнице №2 – более оперативное обследование пациентов в приемном отделении и сокращение средней продолжительности пребывания больных в отделениях хирургического профиля при плановых операциях. В поликлинике №20 будет реализован проект по оптимизации приема у врача акушера-гинеколога.
В 2019 году элементы бережливого производства будут реализованы еще в двенадцати медицинских организациях (девять из них находятся в Кемерове и три – в Новокузнецке). А в 2020 году уже в 40 медучреждениях, расположенных в 25 городах и районах области.
На одном из проходивших в Кемерове совещаний эксперты «Росатома» отметили, что курс на бережливость взят сегодня в здравоохранении всей России, ни один из регионов не останется в стороне. Но тем, кто подключится позже, придется догонять и наверстывать. И в этом смысле Кузбасс сегодня выигрывает.
СПРАВКА
Что уже сделано для кузбасских пациентов?
В 2017 году различные элементы бережливого производства были внедрены в семи больницах, расположенных на территории Кемерова. Это детские горбольницы №1 и №2, городская поликлиника №20 и городская больница №2, областная стоматологическая поликлиника, областная больница им. С.В. Беляева и областная офтальмологическая больница. Также были задействованы три медорганизации Новокузнецка: перинатальный центр, горбольница №1 и детская горбольница №3.
В трех медицинских организациях были отремонтированы регистратуры. В дополнение к уже имевшимся здесь терминалам самозаписи на прием к врачу установлены дополнительные терминалы «Электронная очередь» – с видео- и звуковым сопровождением и выдачей талонов к регистратору.
Во всех десяти медучреждениях амбулаторные карты пациентов были вынесены из регистратуры в специально оборудованные картохранилища, выделены сотрудники для доставки карт в кабинеты врачей и диагностические подразделения.
В восьми организациях созданы call-центры, операторы которых стали принимать телефонные звонки, разгрузив таким образом регистраторов.
В шести больницах появились отсутствовавшие ранее кабинеты неотложной помощи, в четырех смонтированы кнопки вызова персонала для маломобильных граждан, в трех оборудованы колясочные и игровые зоны для детей, одно медучреждение организовало сестринский пост, еще одно – оптимизировало систему забора крови на исследования.
Посетители этих медучреждений отмечают: обращение в регистратуру стало более комфортным, очереди сократились, скорость обслуживания выросла.