Соцсети:
Актуальное

Владимир Юдельсон: «Мы на пороге нового импульса культурной жизни»

6 августа 2018 | Дмитрий Толковцев
Владимир Иосифоч Юдельсон уже много лет возглавляет Музыкальный театр Кузбасса. .

 Владимир Иосифович Юдельсон – коренной кемеровчанин. Его предки со стороны матери – с Украины: с началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована из Харькова в Кемерово вместе с военным госпиталем, военным врачом которого служила его бабушка. Отец был родом из Прибалтики, из Риги. В 1940 году, когда Латвия вошла в состав СССР, семью Иосифа репрессировали и сослали в Сибирь. После войны молодые люди познакомились и через некоторое время поженились.

В 1949 году в небольшом деревянном роддоме на улице Н.Островского, расположенном возле городского сада, почти на том же самом месте, что и нынешний, у них родился мальчик Володя. И тогда никто, конечно, не мог предположить, что через много лет он станет директором и художественным руководителем Музыкального театра Кузбасса имени А.Боброва, заслуженным работником культуры Российской Федерации, Почетным гражданином Кемеровской области, лауреатом Премии Кузбасса, а возглавляемый им театр будет удостоен почетного звания «Национальное достояние России»…

Сегодня Владимир Юдельсон является членом экспертного совета по разработке Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области, принимая активное участие в смысловом наполнении Сибирского культурного кластера.

 – Владимир Иосифович, как получилось, что вы стали заниматься театральной деятельностью?

– Еще с детства я полюбил театр и стал участвовать в художественной самодеятельности. Однако в 1960-е годы института культуры в Кемерове еще не было. Поэтому после окончания школы я решил получить профессию, которая мне тоже была по душе, и поступил в Кемеровский педагогический институт, на факультет иностранных языков. В то время у многих студентов были общественные нагрузки и обязанности. Я тоже не был исключением – по линии комитета комсомола стал работать в культмассовом секторе, помогал организовывать культурно-массовую работу и досуг сокурсников. Ну и, конечно, по-прежнему участвовал в художественной самодеятельности. У нас в институте было немало интересных мероприятий. Там, видимо, меня и заприметили руководители комсомола Центрального района города. И когда в 1970 году я женился и перевелся на заочное обучение, меня пригласили на работу сначала в Центральный райком комсомола Кемерова, а потом – в областной комитет ВЛКСМ. Вначале был инструктором в отделе пропаганды и культурно-массовой работы, позже – заместителем заведующего этим отделом.

По роду своей деятельности мне приходилось в том числе курировать комсомольские организации наших театров и входить в их художественные советы. В силу этого я был неплохо знаком с руководителями театров и с артистами – как с молодыми, так и с ведущими. Это было мне близко и интересно. Поэтому, когда в 1976 году меня пригласили на должность заместителя директора Кемеровского драматического театра, я раздумывал недолго и с большим удовольствием принял это лестное для меня предложение. Так началась моя служба на поприще культуры. Потом некоторое время был заместителем директора Кемеровской государственной филармонии, позже – заместителем начальника управления культуры Кемеровского облисполкома. А с 1991 года являюсь директором и художественным руководителем Музыкального театра Кузбасса имени Александра Боброва.

– Что для вас театр? Ваша вторая семья? Ваша жизнь?

– В каком-то смысле, да, это так. Потому что я уже давно не представляю своей жизни без театра, без людей, которые ему беззаветно служат. Хотя, безусловно, я безумно люблю свою семью, свою жену, с которой мы вот уже 49-й год живем в любви и согласии, своих детей, своих внуков, родных и близких…

Вот чем, на мой взгляд, актеры отличаются от всех остальных людей? Для меня они – люди без кожи. У них нервы – обнаженные. Поэтому их надо всячески беречь и холить. Может быть, я делаю это излишне, за что себя порой ругаю. Все наши артисты – это замечательные творческие люди. А я – человек не творческий, а администратор, приставленный к этим людям (Смеется. – Прим. авт.). У нас в театре стабильный, сложившийся коллектив, со своими традициями, многие работают в театре по 20–25 лет, а то и больше. И мы уже настолько давно знаем друг друга, настолько уже сроднились, что нам не нужно никаких слов для объяснений – мы нередко просто понимаем друг друга с полувзгляда, полунамека…

Театр для меня – это как бы вторая семья. А может быть в некоторых случаях и первая – ведь времени здесь проводишь гораздо больше, чем дома. С театром у меня связаны и все мои хобби, и все мои профессиональные интересы и планы.

– Кстати, о планах. Владимир Иосифович, раскройте секрет: что хорошего нас ждет в Музыкальном театре Кузбасса в ближайшее время?

– Следующий год – это год 75-летия образования нашего театра: он был создан как театр музыкальной комедии 6 марта 1944 года в Новосибирске. Поскольку собственной сценической площадки у нового театра не было, он проводил все свое время в гастрольных поездках, скрашивая своими спектаклями нелегкую жизнь сибиряков военного времени и быстро завоевывая симпатии широкого зрителя. Пришелся по душе театр и жителям только что образованной Кемеровской области. В марте 1945 года по просьбе ее руководства театр музкомедии был переведен в Кузбасс. Вначале он работал в Прокопьевске, в ДК имени Артёма. А в 1947 году был переведен в Кемерово: вначале базой стал ДК Кировского района, а затем Клуб коксохимзавода, который незадолго до этого был построен в центре города. Свое здание у театра появилось лишь в 1963 году.

И хотя мы не планируем делать какой-то отдельной юбилейной программы, но в каждом нашем мероприятии будет весомая частица нашего общего театрального юбилея. Мы от всего сердца собираемся подарить нашим зрителям то, что умеем делать лучше всего, – наши новые спектакли. Надеюсь, что каждый из них станет значимым событием в нашем театральном мире.

Сейчас приступаем к постановке пьесы Эдуардо Де Филиппо «Человек и джентльмен». Это будет комедия.

Совместно с постановочной группой, поразившей кемеровчан премьерой «Дубровский», мы собираемся сделать еще один мюзикл Кима Брейтбурга «Голубая камея». В основе сюжета – история, связанная с княжной Таракановой. Надеемся, что это тоже будет очень интересно для наших зрителей.

Кроме того, хотим своими силами поставить оперу «Травиата» Джузеппе Верди.

Так что планы у нас большие. Убежден, что все они будут реализованы – у нас в театре замечательная команда, и эти амбициозные задумки, уверен, нам по плечу.

– Сергей Евгеньевич Цивилев недавно выступил с инициативой создания в Кузбассе Сибирского кластера искусств, который позволит объединить усилия культурных учреждений нашего региона, создать единый комплекс самых разнообразных услуг в сфере культуры и искусства. Ранее этот проект был одобрен президентом Российской Федерации. Каково ваше мнение по поводу этих предложений?

– Скажу откровенно: то, что вопросы культуры – среди основных приоритетов руководителя нашего региона, уже само по себе показательно. Это, безусловно, здорово! Реализация идеи создания кластера искусств, уверен, сформирует условия для того, чтобы Кузбасс превратился в крупный центр культурной жизни Сибири. Это придаст новый импульс всей культурной жизни нашего региона.

Так, например, что касается музыкальной составляющей проекта, то у нас должна появиться своя, кузбасская сцена Государственного академического Мариинского театра, что позволит на постоянной основе принимать ведущих деятелей культуры, творческие коллективы со всей России и всего мира, приблизит искусство мирового уровня для кузбассовцев и гостей региона.

Считаю, что стратегически это – прорывные задачи в сфере нашей культуры и искусства. Конечно, здесь потребуется еще глубже и тщательнее изучить накопившиеся проблемы, наметить и обговорить пути их оптимального разрешения. Но это уже вопросы тактики, а не вопросы стратегии в целом, которая была обозначена руководителем региона. По вопросам тактики, считаю, можно и нужно спорить, чтобы выбрать наиболее разумный и правильный вариант достижения желаемого конечного результата. Понятно, что регион может занять лидирующие позиции в области культуры только тогда, когда собственные театральные площадки будут полностью отремонтированы, оборудованы и оснащены, а коллективы и исполнители будут востребованы и способны создавать высококачественные спектакли и концертные программы. Стратегически же цели в области культуры и искусств были поставлены, на мой взгляд, абсолютно верно. Так что мы на пороге нового импульса культурной жизни Кузбасса.

 

Другие статьи на эту тему

Приумножить культурное наследие региона

В Кузбассе завершилась Неделя культуры

Певец карнавальной стихии

В минувшую пятницу, 23 февраля, на сцене Музыкального театра Кузбасса имени А. К. Боброва отгремел большой сольный концерт Владимира Жукова «Это всё я!». Именно отгремел, как потрясающий салют, мощный, оглушительный, красивый, полный мерцающих абрисов, музыкальных узоров и самодостаточных картин.

Джаз для нас

Только первые, лучшие и, без сомнения, яркие коллективы выступали для кузбассовцев и гостей региона на XXXIX Международном фестивале «Джаз у Старой крепости» имени Анатолия Берестова в мае 2023 года.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс