Владимир Юдельсон: «Мы на пороге нового импульса культурной жизни»
Владимир Иосифович Юдельсон – коренной кемеровчанин. Его предки со стороны матери – с Украины: с началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована из Харькова в Кемерово вместе с военным госпиталем, военным врачом которого служила его бабушка. Отец был родом из Прибалтики, из Риги. В 1940 году, когда Латвия вошла в состав СССР, семью Иосифа репрессировали и сослали в Сибирь. После войны молодые люди познакомились и через некоторое время поженились.
В 1949 году в небольшом деревянном роддоме на улице Н.Островского, расположенном возле городского сада, почти на том же самом месте, что и нынешний, у них родился мальчик Володя. И тогда никто, конечно, не мог предположить, что через много лет он станет директором и художественным руководителем Музыкального театра Кузбасса имени А.Боброва, заслуженным работником культуры Российской Федерации, Почетным гражданином Кемеровской области, лауреатом Премии Кузбасса, а возглавляемый им театр будет удостоен почетного звания «Национальное достояние России»…
Сегодня Владимир Юдельсон является членом экспертного совета по разработке Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области, принимая активное участие в смысловом наполнении Сибирского культурного кластера.
– Владимир Иосифович, как получилось, что вы стали заниматься театральной деятельностью?
– Еще с детства я полюбил театр и стал участвовать в художественной самодеятельности. Однако в 1960-е годы института культуры в Кемерове еще не было. Поэтому после окончания школы я решил получить профессию, которая мне тоже была по душе, и поступил в Кемеровский педагогический институт, на факультет иностранных языков. В то время у многих студентов были общественные нагрузки и обязанности. Я тоже не был исключением – по линии комитета комсомола стал работать в культмассовом секторе, помогал организовывать культурно-массовую работу и досуг сокурсников. Ну и, конечно, по-прежнему участвовал в художественной самодеятельности. У нас в институте было немало интересных мероприятий. Там, видимо, меня и заприметили руководители комсомола Центрального района города. И когда в 1970 году я женился и перевелся на заочное обучение, меня пригласили на работу сначала в Центральный райком комсомола Кемерова, а потом – в областной комитет ВЛКСМ. Вначале был инструктором в отделе пропаганды и культурно-массовой работы, позже – заместителем заведующего этим отделом.
По роду своей деятельности мне приходилось в том числе курировать комсомольские организации наших театров и входить в их художественные советы. В силу этого я был неплохо знаком с руководителями театров и с артистами – как с молодыми, так и с ведущими. Это было мне близко и интересно. Поэтому, когда в 1976 году меня пригласили на должность заместителя директора Кемеровского драматического театра, я раздумывал недолго и с большим удовольствием принял это лестное для меня предложение. Так началась моя служба на поприще культуры. Потом некоторое время был заместителем директора Кемеровской государственной филармонии, позже – заместителем начальника управления культуры Кемеровского облисполкома. А с 1991 года являюсь директором и художественным руководителем Музыкального театра Кузбасса имени Александра Боброва.
– Что для вас театр? Ваша вторая семья? Ваша жизнь?
– В каком-то смысле, да, это так. Потому что я уже давно не представляю своей жизни без театра, без людей, которые ему беззаветно служат. Хотя, безусловно, я безумно люблю свою семью, свою жену, с которой мы вот уже 49-й год живем в любви и согласии, своих детей, своих внуков, родных и близких…
Вот чем, на мой взгляд, актеры отличаются от всех остальных людей? Для меня они – люди без кожи. У них нервы – обнаженные. Поэтому их надо всячески беречь и холить. Может быть, я делаю это излишне, за что себя порой ругаю. Все наши артисты – это замечательные творческие люди. А я – человек не творческий, а администратор, приставленный к этим людям (Смеется. – Прим. авт.). У нас в театре стабильный, сложившийся коллектив, со своими традициями, многие работают в театре по 20–25 лет, а то и больше. И мы уже настолько давно знаем друг друга, настолько уже сроднились, что нам не нужно никаких слов для объяснений – мы нередко просто понимаем друг друга с полувзгляда, полунамека…
Театр для меня – это как бы вторая семья. А может быть в некоторых случаях и первая – ведь времени здесь проводишь гораздо больше, чем дома. С театром у меня связаны и все мои хобби, и все мои профессиональные интересы и планы.
– Кстати, о планах. Владимир Иосифович, раскройте секрет: что хорошего нас ждет в Музыкальном театре Кузбасса в ближайшее время?
– Следующий год – это год 75-летия образования нашего театра: он был создан как театр музыкальной комедии 6 марта 1944 года в Новосибирске. Поскольку собственной сценической площадки у нового театра не было, он проводил все свое время в гастрольных поездках, скрашивая своими спектаклями нелегкую жизнь сибиряков военного времени и быстро завоевывая симпатии широкого зрителя. Пришелся по душе театр и жителям только что образованной Кемеровской области. В марте 1945 года по просьбе ее руководства театр музкомедии был переведен в Кузбасс. Вначале он работал в Прокопьевске, в ДК имени Артёма. А в 1947 году был переведен в Кемерово: вначале базой стал ДК Кировского района, а затем Клуб коксохимзавода, который незадолго до этого был построен в центре города. Свое здание у театра появилось лишь в 1963 году.
И хотя мы не планируем делать какой-то отдельной юбилейной программы, но в каждом нашем мероприятии будет весомая частица нашего общего театрального юбилея. Мы от всего сердца собираемся подарить нашим зрителям то, что умеем делать лучше всего, – наши новые спектакли. Надеюсь, что каждый из них станет значимым событием в нашем театральном мире.
Сейчас приступаем к постановке пьесы Эдуардо Де Филиппо «Человек и джентльмен». Это будет комедия.
Совместно с постановочной группой, поразившей кемеровчан премьерой «Дубровский», мы собираемся сделать еще один мюзикл Кима Брейтбурга «Голубая камея». В основе сюжета – история, связанная с княжной Таракановой. Надеемся, что это тоже будет очень интересно для наших зрителей.
Кроме того, хотим своими силами поставить оперу «Травиата» Джузеппе Верди.
Так что планы у нас большие. Убежден, что все они будут реализованы – у нас в театре замечательная команда, и эти амбициозные задумки, уверен, нам по плечу.
– Сергей Евгеньевич Цивилев недавно выступил с инициативой создания в Кузбассе Сибирского кластера искусств, который позволит объединить усилия культурных учреждений нашего региона, создать единый комплекс самых разнообразных услуг в сфере культуры и искусства. Ранее этот проект был одобрен президентом Российской Федерации. Каково ваше мнение по поводу этих предложений?
– Скажу откровенно: то, что вопросы культуры – среди основных приоритетов руководителя нашего региона, уже само по себе показательно. Это, безусловно, здорово! Реализация идеи создания кластера искусств, уверен, сформирует условия для того, чтобы Кузбасс превратился в крупный центр культурной жизни Сибири. Это придаст новый импульс всей культурной жизни нашего региона.
Так, например, что касается музыкальной составляющей проекта, то у нас должна появиться своя, кузбасская сцена Государственного академического Мариинского театра, что позволит на постоянной основе принимать ведущих деятелей культуры, творческие коллективы со всей России и всего мира, приблизит искусство мирового уровня для кузбассовцев и гостей региона.
Считаю, что стратегически это – прорывные задачи в сфере нашей культуры и искусства. Конечно, здесь потребуется еще глубже и тщательнее изучить накопившиеся проблемы, наметить и обговорить пути их оптимального разрешения. Но это уже вопросы тактики, а не вопросы стратегии в целом, которая была обозначена руководителем региона. По вопросам тактики, считаю, можно и нужно спорить, чтобы выбрать наиболее разумный и правильный вариант достижения желаемого конечного результата. Понятно, что регион может занять лидирующие позиции в области культуры только тогда, когда собственные театральные площадки будут полностью отремонтированы, оборудованы и оснащены, а коллективы и исполнители будут востребованы и способны создавать высококачественные спектакли и концертные программы. Стратегически же цели в области культуры и искусств были поставлены, на мой взгляд, абсолютно верно. Так что мы на пороге нового импульса культурной жизни Кузбасса.