Улыбнитесь, с вас снимают
В последнее время к корреспонденту «Кузбасса» обратились несколько кемеровчан, недовольных появлением у себя во дворе камер видеонаблюдения, а соответственно и дополнительной строки в платежке за жилищно-коммунальные услуги. По крайней мере в двух случаях из трех инициатива нововведения, по словам жильцов, исходила от управляющей компании.
Как рассказала старшая одного из домов на улице Базовая, в июне нынешнего года мастер управляющей компании «Южный» обходил квартиры и собирал подписи за смену поставщика услуг по обслуживанию домофона и установку камер видеонаблюдения. Абонентская плата при этом повышалась с 50 рублей в месяц до 90. Когда управдом обратилась в УК, ей сообщили, что решение уже принято – есть протокол. Между тем, по словам кемеровчанки, объявления о проведении собрания, которое положено быть по закону, она не видела.
«У нас – старая хрущевка, живет много пенсионеров, – рассказывает она. – У них нет машин – наблюдать во дворе им не за чем. За домофон мы не платили ничего – как льготники. А теперь придётся отдавать почти 100 рублей. Я пришла в управляющую компанию сказать, что мы отказываемся, но на меня там чуть ли не накричали, поэтому я решила оставить все как есть и не тратить нервы».
Владелец квартиры в новостройке на Радуге Василий рассказал похожую историю. Его управляющая компания тоже поставила перед фактом: на доме установлено видеонаблюдение, извольте платить.
«Говорят, в марте мастер обходил жильцов, собирал подписи, готовы представить протокол, – объясняет Василий. – При этом мне не понятно, когда это они успели: дом сдали в ноябре, к марту еще не все заселились, занимаются отделкой, в том числе и я – бывал в квартире не каждый день».
Подписали не глядя
Ни в первом, ни во втором случае собственники не стали просить управляющую компанию показать документы, на основании которых принято решение об установке видеокамер. И зря. Именно с этого нужно начать разбираться в происхождении новой услуги.
«Необходимо увидеть протокол собрания, саму бумагу, – говорит директор автономной некоммерческой организации «Центр жилищного просвещения Кемеровской области» Евгений Каратаев. – Бюллетени вам могут не показать, они могут исчезнуть, пропасть, но протокол, вернее, его копия, заверенная печатью (оригинал, по закону, передается в ГЖИ) – это главенствующий документ, который однозначно должен быть в УК. В протоколе отмечено, кто инициатор собрания, и есть еще как минимум три подписи. Нужно связаться с этими людьми и спросить: а вы инициировали, вы проводили собрание и когда вообще оно было? И может оказаться так, что эти люди не в курсе: подошла мастер, попросила что-то подписать, они и подписали. А может, действительно было собрание, это просто вас не было».
По словам собеседника газеты, нередки случаи, когда управляющая компания помогает поставщику услуг, вероятно, преследуя свои интересы: подготавливает протоколы, бюллетени, реестры собственников – кто как якобы проголосовал.
«Она разыскивает лояльных людей, либо тех, кто что-то может подписать не глядя, словом, упросить прохождение процедуры принятия решения, – говорит Каратаев. – Сейчас, например, мы помогаем домовому комитету с улицы Весенняя. У них сложилась аналогичная ситуация (ремонт, которого они не хотели), и они уже ушли в судебную тяжбу».
Выявлять фальсификации подписей малоперспективно, отмечает эксперт: как правило, проверяющие органы этим не занимаются. Скорее всего, навязанную услугу придется отменять через суд.
«Пока, к сожалению, Жилищный кодекс довольно неповоротлив в тех случаях, когда необходимо определить нелегитимность протокола (фальсификацию подписей и т. д.). Если же инициатор грамотно составит иск (а, как правило, если УК слишком суетится, она никогда не назовет себя инициатором), попросит предъявить бюллетень, где он не голосовал, и доказательство того, что за десять дней до собрания было наклеено объявление, и этого всего не окажется, суд данный протокол посчитает недействительным. А все хождения по инстанциям, как показывает практика, – ни к чему не приведут».
Не выбирали, значит, не было
Есть еще один нюанс, который влияет на легитимность принятия решения по вопросу распоряжения общим имуществом дома: по Жилищному кодексу РФ, собственники должны выбрать, каким способом их будут уведомлять о собрании.
«Уведомление, размещенное в местах общего пользования, считается законным, если собственники ранее приняли такое решение и есть соответствующий протокол, – говорит депутат Кемеровского горсовета, директор управляющей компании «Флагман» Михаил Мельман. – Если такого решения не принималось, то инициатор собрания обязан уведомить о нем собственников за десять дней заказными письмами или лично – под роспись. Соответственно, если объявление разместили на (в) подъезде, но протокола, подтверждающего выбор такого способа уведомления нет (а письма собственник не получал и лично в известность тоже поставлен не был), значит, уведомление о собрании сделано ненадлежащим образом, и его решение нужно опротестовывать – в течение полугода».
Кроме того, для последующего поквартирного обхода в уведомлении о собрании должно быть отмечено, что форма голосования – очно-заочная.
Если о собрании жильцов уведомили как нужно, кворум состоялся и 2/3 собственников проголосовало «за», решение отмене не подлежит (впрочем, собственники в любой момент могут принять новое) – таковы законы общежития.
Как сэкономить на видеонаблюдении? С компаниями, которые устанавливают домофоны и видеокамеры, можно договариваться, считает Евгений Каратаев.
«Есть федеральная программа «Безопасный дом», по которой установщик дополнительно оборудует дом видеокамерами, – отмечает он. – Выполняя свою часть, они получают федеральную поддержку, субсидию. Можно обсуждать варианты: например, собственники заключают договор на пять лет, не меняют поставщика, при этом за оборудование не платят, а тариф за обслуживание за это время не растет».
Без альтернативы?
В описанных выше случаях новым поставщиком услуги видеонаблюдения и домофонизации выступила региональная компания «Гудлайн». До этого собственники платили федеральной компании «Цифрал». Как пояснили в кемеровском отделении фирмы, по программе «Безопасный дом» она меняет старые вызывные блоки на новые, с встроенными видеокамерами. Абонентская плата в этом случае не увеличивается. То есть жители как платили около 50 рублей, так и будут. А вот за обслуживание дополнительных камер – в подъезде, если таковые захотят установить собственники, – также придется платить.
Как сообщили в «Гудлайне», абонентская плата за услуги компании по видеонаблюдению и домофонизации – 80-95 рублей (в зависимости от набора услуг) ежемесячно. Собственники могут платить и меньше – за счет перераспределения средств.
«Вот, например, в Новокузнецке собственники одного дома будут оплачивать за видеонаблюдение только один рубль в месяц и за домофонизацию, как и ранее, – 50 рублей, оставшиеся 44 рубля покроют доходы от использования общедомового имущества», – говорит директор «Гудлайна» Роман Жаворонков.
Такие доходы – это плата компаний, например, за размещение баннеров на фасаде или оборудование (тех же интернет-провайдеров) на чердаке. О том, есть ли у дома такие доходы (а наверняка – есть), можно справиться в управляющей компании.
К «Безопасному дому» кузбасский интернет-провайдер не имеет отношения. У него здесь – свое направление, которое он развивает с декабря. В апреле компания сообщала, что уже работает в нескольких крупных городах региона, а в ближайшее время планирует охватить видеонаблюдением и остальные.
«В первые полгода работы проекта для жителей Кузбасса инициатива исходила от нас, от застройщиков и от новых управляющих компаний, в жилых фондах которых большинство – это новостройки, – говорит Жаворонков. – Сейчас же, с увеличением количества подключенных к «Онлайн дозору» домов и повышением спроса на безопасность в сезон отпусков, всё чаще инициатива исходит от активных жителей многоквартирных домов».
Как правило, «Гудлайн» заключает договоры с управляющими компаниями, прямые, с собственниками, – очень редко. Протокол решения собрания поставщику услуг представляют не всегда, его легитимность он не проверяет – собственно, и не обязан.
«При этом, когда к нам обращаются сами собственники квартир, мы обязательно помогаем в проведении собрания и голосования, в подготовке и оформлении документов, обязательно проверяем протокол до передачи управляющей компании, – утверждает Роман Жавронков. – Для этого у нас работают опытные юристы, специалисты, работники колл-центра и, конечно же, обходчики квартир».
Получается, всё сделают за вас – было бы желание. Главное, чтобы оно действительно исходило от самих собственников, и не было никем навязано.
Ольга Смирнова.