То, что витает в воздухе
Экологическая ситуация в промышленных городах – одна из главных тем для обсуждения в интернете. Нередко они принимают форму истерии. Так, в зимнем смоге в Кемерове пользователи соцсетей склонны были обвинять промышленность: по сети даже гуляла петиция против флагмана большой химии. О том, каково сегодня состояние атмосферы в столице области, кто вносит существенный вклад в её загрязнение и причем здесь климат, «Кузбассу» рассказал специалист.
Государственная сеть мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Кузбассе представлена в трех крупнейших городах: по восемь стационарных постов находятся в Кемерове и Новокузнецке и два – в Прокопьевске. На этих пунктах ежедневно в 7, 13 и 19 часов отбираются пробы воздуха, которые затем анализируются в лаборатории Кемеровского ЦГМС. Данные по итогам этих исследований поступают в отдел информации по загрязнению атмосферы. Мы поговорили со специалистом этого подразделения Татьяной Горбачевой.
– Татьяна Александровна, насколько грязный воздух в Кемерове?
– Оценивая состояние воздуха, мы используем принятые Минздравом стандарты предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и другие показатели. По критериям Росгидромета, уровень загрязнения атмосферы в Кемерове на протяжении десяти последних лет в основном оценивался как высокий. Однако это не значит, что воздух буквально грязный и непригодный для дыхания. Следует понимать, что загрязнение воздуха определяется по значениям концентраций примесей (в мг/м3). Степень загрязнения примеси оценивается при сравнении концентраций примесей с ПДК (предельно допустимая концентрация), установленной Минздравом России.
Используются два показателя качества воздуха. Во-первых, стандартный индекс загрязнения – наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК. Она определяется из данных наблюдений на посту за одной примесью или на всех постах района за всеми примесями за месяц или год. Во-вторых, наибольшая повторяемость (в процентах) превышения ПДК по данным наблюдений на посту за одной примесью или на всех постах района города за всеми примесями за месяц или за год.
В соответствии с этими методами оценки уровень загрязнения может быть: низкий, повышенный, высокий и очень высокий.
Заключение принимается по самому высокому значению одного из показателей.
На концентрацию же вредных веществ в воздухе очень влияет рассеивающая способность атмосферы. Она в свою очередь зависит многих факторов: от географического положения (мы находимся в Кузнецкой котловине), от рельефа местности, а также метеорологических условий (скорость и направление ветра, вертикальное распределение температуры и другие метеорологические явления).
Например, когда преобладает холодная антициклональная погода, возникает такое явление, как инверсия, и вредные примеси накапливаются в воздухе. В связи с этим мы вводим режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ) для предприятий, которые в свою очередь должны снизить выбросы. В среднем режим объявляется 40 раз в год.
За прошедший осенне-зимний период режим объявлялся чаще, чем обычно. В этот период преобладала холодная антициклональная погода, что способствовало накоплению вредных примесей в атмосфере, поэтому зимний смог на этот раз был особенно заметен даже за пределами города Кемерово. Отмечу, что НМУ бывают и летом – в жаркие, абсолютно безветренные дни.
– Какие загрязняющие вещества превалируют в городском воздухе?
– Сажа, оксид азота, диоксид азота (в основном он – причина запаха, на который жаловались кемеровчане зимой), диоксид серы, оксид углерода – это основные пять примесей, которые вносят вклад в загрязнение воздуха. Всё это – продукты горения: как в промышленности, так и в бытовой печи и двигателе автомобиля.
– Можно ли по вашим замерам определить источники этих выбросов? Например, конкретное предприятие.
– Мы оцениваем ситуацию в целом по городу. Какое именно предприятие в данный момент оказывает большее воздействие, мы определить не можем. Тем более в атмосфере происходит большое наложение выбросов друг на друга. Например, у нас 17-й пост находится в промзоне: здесь КОКС, ГРЭС, «Азот», «Химпром», масса мелких предприятий. Там же частный сектор и федеральная автотрасса. Но в целом больший вклад в загрязнение воздуха вносят именно низкие источники. Высокие трубы, как на ГРЭС в областном центре Кузбасса, позволяют рассеивать выбросы далеко за пределами города выше инверсионного слоя. К тому же на больших предприятиях установлены специальные фильтры, которых, конечно, нет на бытовых печах, а порою – и на малых угольных котельных. Не будем забывать, что домовладельцы зачастую топят бытовым мусором, выделяющим при горении особо вредные вещества. А частный сектор у нас расположен как раз в самом центре города, и его влияние существенное.
– Исполняющий обязанности губернатора области смог договориться о привлечении федеральных средств на строительство дороги в обход Кемерова, приблизив к разрешению давно назревшую проблему с пробками и разбитым асфальтом. Как вы думаете, это сможет повлиять и на экологическую ситуацию в городе?
– Возьмём статистику надзорных органов по общей сумме выбросов вредных веществ в Кемерове за 2016 год. 57% приходится на все стационарные источники (промышленность, котельные, электростанции, частный сектор), а оставшиеся 43% – на автотранспорт. То есть вклад автомобилей в загрязнение окружающей среды достаточно существенный, особенно если взять во внимание, что выхлопы идут на уровне дыхания человека. Уверена, если поток машин в городе сократится, особенно транзитных большегрузов, мы во всех смыслах задышим легче.
Если же продолжать разговор о влиянии промышленности, то оно, по сравнению с несколькими прошедшими десятилетиями, уже заметно снизилось. У нас закрылось много заводов: «Прогресс», анилинокрасочный и так далее. Вспомните, сколько было «лисьих хвостов» в 70-е. Да и в СССР проблема влияния промышленности на среду не поднималась как таковая. Сегодня внимание общественности приковано к этой теме, есть природоохранное законодательство, и оно ужесточается. Предприятия вынуждены строить очистные сооружения, вкладывать средства в экологические проекты, изучать собственное влияние на окружающую среду, чтобы и дальше работать над повышением эффективности деятельности в этом направлении. Например, недавно Сибирская генерирующая компания заключила с нами договор на проведение дополнительных замеров в районе Кемеровской ГРЭС: в программу пунктов, расположенных в районе электростанции, мы внесли примеси, характерные для теплоэнергетики. Предприятие хочет оценить, насколько эффективно работает его газоочистное оборудование. Конечно, объективной картины это не даст в силу наложения выбросов от других источников, но сам факт заинтересованности крупного бизнеса в таком мониторинге – это уже показатель цивилизованного и ответственного подхода к окружающей среде.
[tag_div class=»info»]
Цифры
По итогам госмониторинга состояния воздуха в Кемерове в 2017 году превышение ПДК обнаружилось в 240 пробах из 42341. Наибольшее количество проб с превышением ПДК отмечено по саже (углероду) – 82, диоксиду азота – 49, оксиду углерода – 44, взвешенным веществам – 30, аммиаку и анилину – 13, меньше всего – по фенолу (5) и водороду хлористому (4).
В целом по городу среднегодовые концентрации по всем веществам, кроме бензапирена, не превысили одной ПДК. За пять лет (2013-2017) среднегодовые концентрации бензапирена были стабильно высокими и изменялись неравномерно, сажи и диоксида азота – снизились в 2,3 раза и 1,3 раза соответственно, оксида углерода – находились в пределах 0,3-0,4 ПДК.[/tag_div]