Вам «шашечки» или поехать?..
В июле текущего года пленум Верховного суда России расставил точки над «i» в вопросах взаимоотношений агрегаторов такси со своими клиентами. Специальное постановление ВС РФ разъяснило: компании, предоставляющие услуги диспетчера, должны отвечать за действия водителей, которым они передали заказ. Однако на кузбасском рынке такси порядка пока что больше не стало.
Цветочки и ягодки неадеквата
Мне давно уже не кажется смешным анекдот, героиня которого отказывается садиться в такси без «шашечек», а водитель спрашивает: «Так вам «шашечки» или поехать?»
Каждый раз, когда я пользуюсь услугами частных перевозчиков, я прихожу в ужас. Один водитель на дороге с плотным четырехполосным движением с головой «погружается» в телефон, на ходу прокладывая маршрут. Другой на всю громкость врубает матерные песни и с неохотой реагирует на требование выключить. Третий едет в аэропорт по объездной дороге, потому что «на Тухачах стоит ГАИ» (какая разница, если ты трезв и с правами?). Четвертый ночью при посадке отказывается включить свет в салоне, а когда я настаиваю, разворачивается и уезжает. Пятый агрессивно доказывает, что цена поездки на «полтинник» дороже объявленной диспетчером. Шестой, доставая из захламленного багажника мой чемодан, умудряется отломить одно колесо вместе с куском пластика. И пока я соображаю, в чем дело, его и след простыл…
Но это – «цветочки». О пассажирах, сорвавших «ягодки» таксистского неадеквата, рассказывают пресс-релизы ГУ МВД по Кемеровской области. Так, 29 января текущего года в полицию обратился 19-летний кемеровчанин с жалобой на ударившего его таксиста. В ходе расследования выяснилось, что для работы в таксомоторной фирме обидчик приобрел автомобиль и сделал для клиентов таблички с просьбой не хлопать дверьми. По его мнению, пострадавший эту просьбу проигнорировал и сам спровоцировал конфликт.
31 января другой кемеровский таксист (как выяснилось, ранее судимый) ограбил своего пассажира. Сначала отвез его к банкомату, чтобы тот снял деньги на поездку, потом зарулил в ближайший двор и, угрожая расправой, отобрал телефон, банковскую карту и кошелек с деньгами.
В апреле новокузнецкий таксист, ранее судимый за кражу, грабеж и разбои, за 20 тыс. руб. продал в пункт приема металлолома чужую машину, арендованную им у местного жителя для работы в такси (страшно представить себе техническое состояние машины, в которую садились пассажиры и которую продали не на разбор даже – в утиль…).
В последние годы легковое такси из элитного вида транспорта превратилось во вполне доступный. Но почему его рынок настолько «одичал»?
По закону и «по жизни»
В поисках ответа на этот вопрос я попыталась «устроиться» на работу в такси в Кемерове. Обратилась в несколько компаний-агрегаторов. Именно они выступают сегодня в роли диспетчеров: принимают заказы населения и передают их потенциальным исполнителям. И они же (сами или с помощью компаний-партнеров) привлекают к частному извозу всех желающих.
Стать таксистом оказалось предельно просто. Все агрегаторы готовы были зарегистрировать меня в своей базе дистанционно, обещая, что от заполнения заявки до первого клиента пройдет от 40 минут до нескольких часов.
От меня требовалось иметь стаж вождения не менее трех лет и сообщить номер (или прислать скан) водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства. А также – установить на свой телефон специальное приложение с выходом в интернет, на которое и будут «сыпаться» заказы. Выбирать ближайшие по геолокации и решать, обслуживать их или нет, я стану сама. Если «да», просто жму кнопочку, и агрегатор убирает из базы принятый заказ. Еще мне надо будет завести лицевой счет и оплачивать с него услуги агрегатора: 10-20% от выручки.
При этом мало кого волновало, а тот ли я человек, за которого пытаюсь себя выдать. Может, я только вчера получила права, а в компанию собираюсь выслать копии чужих документов? Лишь «Такси «Максим» предложил пройти фотоконтроль – отдельно от фото прав прислать также свою фотографию.
Перевозка пассажиров и багажа – вид деятельности, на который по закону следует получать специальное разрешение. Для этого кандидат в таксисты должен зарегистрироваться в качестве юрлица или индивидуального предпринимателя, а потом предоставить в регистрирующий орган необходимый пакет документов. Всех официальных перевозчиков департамент транспорта и связи Кемеровской области вносит в реестр выданных разрешений на осуществление деятельности такси. Как вариант, водитель может не получать разрешение сам, а устроиться наемным работником в компанию, которая уже является официальным перевозчиком.
По состоянию на 13.07.2018 г. в Кемеровской области действовало 4192 разрешения на работу такси. Из них 587 были оформлены индивидуальными предпринимателями, остальные распределялись между 62 фирмами (у некоторых было по 300 разрешений и более).
Однако из нескольких компаний-агрегаторов, консультировавших меня в качестве потенциального таксиста, только «Uber» поинтересовался наличием такого разрешения и полиса ОСАГО. И он же единственный выдвинул условие: представить справку об отсутствии судимости. Правда, почему-то лишь в течение месяца после начала работы.
«Яндекс.Такси» разрешал мне быть обычным «бомбилой», уведомив на своем официальном сайте, что всю ответственность за работу без лицензии водитель берет на себя.
Билет в одну сторону
Пассажиры, которые полагают, что звонят в службу заказа легального такси, обо всех этих нюансах и не подозревают. Тех, кому надо быстро добраться из пункта А в пункт Б, мало волнует отсутствие предусмотренных законом «шашечек» на боковых поверхностях кузова, опознавательного оранжевого фонаря на крыше и таксометра в салоне авто. Большинство не задумывается, проверялось ли техническое состояние автомобиля перед выездом на линию, и проходил ли водитель предрейсовый медосмотр. Всё это становится важным в случае ЧП: с официального перевозчика спросить можно, с «бомбилы» – шерсти клок…
А поводы для спроса возникают нередко. За шесть месяцев 2018 года сотрудники ГИБДД Кузбасса зафиксировали более полутора тысяч нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями легкового такси. Самые распространенные – нарушения правил остановки/стоянки, превышение скорости, нарушение правил перевозки пассажиров, включая детей (отсутствие детских кресел), а также эксплуатация технически неисправных автомобилей. Кроме того, выявлено 56 фактов «таксования» без разрешения и регистрации в налоговом органе.
И еще цифры. В 2016 году в Кемеровской области произошло 39 аварий с участием легкового такси, в которых пострадали люди, трое из них погибли. Виновниками 24 аварий признаны таксисты. 2017 год – 35 аварий такси с пострадавшими, из них 19 спровоцировали водители такси. Три человека погибли. С начала 2018 года – 5 ДТП с пострадавшими, одно по вине такси.
Именно авария со смертельным исходом, случившаяся осенью 2014 года в Москве, стала для Верховного суда РФ поводом детального рассмотреть вопрос неправомерного ухода агрегаторов от ответственности.
Тоже «при делах»
Напомним суть той истории: когда родственники погибшей женщины попытались привлечь перевозчика к ответу, выяснилось, что водитель такси и владелец машины – разные люди. А агрегатор такси – вообще сторонняя организация, оказавшая покойной лишь информационные услуги. Поэтому нижестоящие суды взыскали компенсацию с таксиста и собственника авто, а рассматривать претензии к агрегатору отказались.
Верховный суд России, до которого дошла потерпевшая сторона, с подобной трактовкой не согласился, указав на то, что такси действовало от имени данного агрегатора. Ведь пассажиру пришло СМС-соообщение с указанием цены поездки, марки и госномера поданного автомобиля и благодарностью за пользование услугами именно этой информационно-диспетчерской компании. Дело отправили на новое рассмотрение.
В июле 2018 года пленум ВС РФ подробно разъяснил, что агрегатор должен отвечать и за свой бренд, и за привлеченных к сотрудничеству водителей. Причем перевозчики и компании-агрегаторы несут ответственность не только за здоровье и жизнь пассажира, но и за его багаж и другое имущество, которое тоже может пострадать (сел в грязное кресло – испортил одежду).
Любимый вопрос
Что же реально делать пострадавшему пассажиру?
«В случае оказания услуги ненадлежащего качества пассажир вправе обратиться с претензией к перевозчику. А если она останется без ответа или будет получен официальный отказ – подать жалобу в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, – разъясняет начальник департамента транспорта и связи Кемеровской области Евгений Курпатов. – Также пассажир может обратиться для защиты своих прав в суд».
Нижестоящие суды обязаны руководствоваться разъяснениями пленума Верховного суда РФ – это аксиома. Однако на практике существенная информация иногда проходит мимо судей и адвокатов. А если никто не настаивает, спрашивать тоже никто не будет. Поэтому для граждан не лишним может оказаться другой совет: будьте и сами в курсе существенных для вас разъяснений. Дешевле отказаться от услуг недостаточно компетентного адвоката, чем проиграть дело.
И еще. Получив СМС с информацией о назначенном вам такси, проверьте его по базе официальных перевозчиков. Она размещена в открытом доступе на сайте департамента транспорта и связи АКО:
По-хорошему, России нужен федеральный закон, регулирующий деятельность агрегаторов такси. Но пока его нет, лучше полумеры, чем вообще ничего.