Дом, который построил купец
Как сохранить старинный дом, признать его объектом культурного наследия? С этим вопросом в редакцию обратился наш читатель Александр Курковский. Речь идет о старинном доме в селе Берёзово Кемеровского района. Он был построен в 1827 году местными мужиками из вековой лиственницы на средства купца Исаака Толстых. В разные периоды здесь располагались школа, общежитие, районный Дом пионеров.
Красота под тяжестью лет
«Известные в районе краеведы, энтузиасты, жители села Берёзово, бывший председатель сельского совета Степан Васильевич Козлов и местный учитель истории, бывший директор школы Виктор Николаевич Носорев мечтали создать в бывшем купеческом доме краеведческий музей, в котором нашли бы своё место многочисленные экспонаты крестьянского быта, воспоминания старожилов», – сообщает Александр Курковский, автор обращения в газету.
И вот мы на месте. Дом действительно красив… был когда-то.
Двухэтажный особняк с резными наличниками и резьбой по верхнему периметру выделяется на фоне современных деревенских построек и сразу привлекает внимание. Видна тонкая работа местных зодчих. Однако бросается в глаза и то, что строение обветшало, со двора деревянная обшивка обгорела…
Сегодня это жилой дом, он поделен на две части. В одной половине живет семья Любови Борисовой. Заходим внутрь и сразу замечаем, что от тяжести лет стены покосились.
«Вот, смотрите, дом постепенно садится, обшивка выгибается», – показывает хозяйка на стены. Деревянные рейки приняли форму дуги. Их отрывают, подрезают, вновь прибивают, но со временем они опять выгибаются…
В соседней половине тоже живут люди, но на втором этаже, видимо, комнаты пустуют: нет стекол в окнах.
«Да как же вы зимуете? Разве владельцы не могут стекла вставить?» – удивляюсь я. На что мне отвечают, что хозяйка второй половины живет в другом месте и не в силах следить за домом.
Нас сопровождает тот самый упомянутый в письме краевед Виктор Николаевич Носорев, бывший школьный историк. Он продолжает собирать материалы об истории родного села. Вот и об этом доме постоянно беспокоится. Его идея – создать здесь краеведческий музей. Но пока это только мечты, потому что есть несколько серьезных препятствий. Во-первых, чтобы это сделать, нужны средства на восстановление дома. А во-вторых, здесь живут люди – и их надо переселять.
Вопрос с переселением
С переселением ситуация более-менее ясна. Любовь Борисова постоянно обращается к властям района, ведет переписку, которую нам и показывает. В письме районной администрации от 2017 года на ее имя сказано: «Заключением межведомственной комиссии Кемеровского муниципального района от 23.01.2015 №2015-5 многоквартирный жилой дом по адресу: с. Березово, ул. Абызова, 21, признан аварийным и подлежащим сносу». А вот несколько ответов по поводу переселения семей. Один из них от 2017 года, самый последний – от 8 мая 2018-го. Он, в сущности, повторяет предыдущий. Суть в следующем: постановлением Коллегии администрации Кемеровской области утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы. С домами, признанными аварийными и подлежащими сносу позже этого срока, вопрос пока не решен. В письме также сказано о том, что на региональном уровне программа, предусматривающая переселение граждан из домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года, не утверждена. Отсутствует пока информация о сроках, этапах, условиях ее реализации. Поэтому женщине предлагают как вариант в случае необходимости обратиться за предоставлением жилья по договору социального найма. Пока вопрос не решится.
Вопрос с музеем и несколько «но»…
Если механизм решения вопроса переселения людей хотя бы понятен (притом что временные перспективы туманны), то вот с организацией в доме краеведческого музея и признанием его объектом культурного наследия – проблема более запутанная.
Этот дом приезжал осматривать Юрий Сергеевич Зюськов, известный архитектор. «Кузбассу» он рассказал, что, по его мнению, дом в принципе можно сохранить. «Дом, безусловно, представляет культурную ценность, тем более что он единственный остался в селе Берёзово, – говорит эксперт, награжденный знаком «Почетный архитектор России». – Но, по-хорошему, его надо разобрать по бревнышку и сложить заново. Потребуется его домкратить, в подвале обваливаются балки. Придется восстанавливать наличники. Но надо, чтобы это делали лицензированные специалисты. А реставрация стоит не дешево».
То, что работы здесь много, понятно: дом признан аварийным. По сути его придется возводить заново. А вот для того, чтобы признать его объектом культурного наследия, существует определенный алгоритм.
«Для начала в комитет по охране объектов культурного наследия Кемеровской области должны обратиться граждане либо представители муниципальной власти с просьбой придать дому статус объекта культурного наследия, – поясняет председатель комитета Юлия Гизей. – И вот тогда мы создаем комиссию и рассматриваем этот вопрос. Но таких официальных писем и просьб в отношении данного дома в наш комитет не поступало».
В местной администрации сельского поселения сразу дали понять, что это вопрос не их уровня, и что даже при желании у них нет таких денег на восстановление дома.
У властей района тоже своя позиция. В администрации сообщили, что этот дом является частной собственностью, и район не может по своему усмотрению что-то решать за хозяев.
Есть и другие нюансы. Жильцов еще непонятно когда переселят. А если дом признают объектом культурного наследия, то пока они там живут, вся ответственность по его сохранению ляжет на них…
Впрочем, один выход из этого тупика или лабиринта всё же есть, говорят специалисты. Не обязательно придавать дому статус объекта культурного наследия, при котором придется соблюдать много разных условий, включая привлечение лицензированных реставраторов и т.д. Можно просто попытаться найти средства и восстановить его. Это может сделать и частное лицо, причем оно же вправе организовать там частный музей крестьянского быта. Но найдется ли такой щедрый меценат – в это верится с трудом… Музейное дело нельзя назвать настолько прибыльным, чтобы вкладывать в него большие деньги. И меценату в лучшем случае будет обеспечена только нематериальная компенсация – почет и уважение…
Хотя, при всех перечисленных сложностях, краеведы очень надеются, что дом в Берёзове удастся сохранить. Ведь он действительно очень красивый. «Печально, когда видишь, как исчезают такие дома», – говорит архитектор Юрий Зюськов. И не он один испытывает такое чувство.