Без «Кота» жизнь не та?..
В Кемерове прекратило работу антикафе «Кот да Винчи». Закрытие предприятий креативной индустрии, создаваемых творческими активистами в ответ на культурные запросы горожан, для Кузбасса не новость. Почему официальная городская среда недружественна к «инициативам снизу»?
Все в одном
Напомним: антикафе – это новый тип организации общественного пространства, где посетители платят только за время (стало неинтересно – ушли). Кофе-чай-печенье тоже присутствуют, но главное «блюдо» здесь – общение.
В отличие от традиционных учреждений культуры, предлагающих обычно один продукт (театр – спектакль, музей – выставку, филармония – концерт), антикафе дает человеку возможность на одной площадке удовлетворять самые разные интересы. В его стенах представляют свое творчество начинающие музыканты, поэты, художники и фотографы. Здесь проходят кинопоказы и спектакли, лекции, настольные игры, мастер-классы, встречи с интересными людьми… И посетители здесь не зрители – участники.
Первое в России антикафе появилось в 2011 году в Москве – как ответ на запрос современного общества в организации именно такой формы досуга, позволяющей людям делать свою жизнь более интересной и комфортной. Эта идея почти моментально разлетелась по городам и весям. В Кузбассе первое антикафе открылось в Новокузнецке летом 2012 года. Кемеровский «Кот да Винчи», созданный супругами Ольгой Васильевой и Михаилом Дорфом, начал работу в январе 2013-го.
«Исследование, проведенное по питерским арт-пространствам, показало, что антикафе живут в среднем три года, – уточняет Ольга Васильева. – Мы продержались пять с половиной, реализовав за это время массу творческих инициатив. На площадке «Кота» постоянно работали клубы по интересам: разговорного английского языка, путешественников, киноманов… В наших стенах родились и воплотились в жизнь три городских фестиваля «Детализация» (третий, увы, стал виртуальным). А также – проект художника Сергея Кукушкина «Артификация Кемерова» и экскурсионный проект «Внутри и снаружи», который делают сами горожане. Экскурсии в формате «местные для местных» – это сегодня общемировой тренд. В рамках данного проекта и сейчас продолжается исследование и популяризация истории и культуры столицы Кузбасса.
Но мы также вынуждены были закрыться. Причин несколько. Тут и усталость от работы в приспособленном подвальном помещении, и аренда этого подвала на коммерческих условиях, и отсутствие внимания и поддержки со стороны городской и областной властей. Все наши попытки наладить с ними взаимодействие оказались тщетными».
Случай с «Котом да Винчи» – типичный. Три года назад перешло на виртуальное положение другое известное в Кемерове творческое объединение – песочный театр «Solo». Кто был на его представлениях, помнит это ощущение волшебства: стеклянный стол с подсветкой, музыка и проектор, транслирующий процесс сиюминутного рождения песочной анимации на большой экран…
Причина закрытия театра с игровыми зонами (песочницей, студией рисования песком, музеем песка) та же: высокая арендная плата за мало приспособленный для этих целей подвал, тщетные попытки договориться с властями о предоставлении подходящего помещения. «Взрослый билет стоил 150 рублей, детский – 50. Это был не бизнес, а социальный проект, – подчеркивает руководитель театра «Solo» Елена Соломатина. – Я тащила его на себе три года, не заработав ни на квартиру, ни на машину, ни на море. Сейчас удовлетворяю свои творческие запросы частными заказами».
К вопросу о грантах
Казалось бы, в чем проблема? Грантовая поддержка малого бизнеса существует в России не первый год. Агентство развития общественных проектов и инициатив, действующее под эгидой департамента молодежной политики, спорта и туризма Кемеровской области, только в прошлом году помогло подготовить заявки руководителям 200 молодежных проектов, из них 57 в итоге получили те или иные гранты. «За ними в регион «пришли» 18 миллионов рублей. Вклад регионального бюджета составил 500 тысяч рублей», – комментирует директор агентства Сергей Григорьев.
Все так. Но, во-первых, получение гранта – это лотерея. Во-вторых, грантовые деньги рассчитаны на временное решение конкретных проблем. (Тем не менее «Кот да Винчи» перерегистрируется сейчас из ООО в некоммерческую организацию, чтобы в дальнейшем участвовать в таких программах). Ну, а в-третьих…
«Объявив в соцсетях о закрытии «Кота», мы получили такой общественный резонанс, что поразились сами, – рассказывает Ольга Васильева. – Сотни людей говорили о том, почему им нужен именно такой формат общения. И мы решили обозначить на уровне города и области саму проблему выживания творческих пространств».
Обнадеживающее начало
В мае состоялась предварительная встреча творческих активистов Кемерова с начальником департамента культуры и национальной политики Ларисой Зауэрвайн.
«Совместно мы решили провести стратегическую сессию о перспективах создания в Кемерове открытого социокультурного пространства, – рассказывает Ольга Васильева. – Наша сторона рассчитывала наладить диалог между активными горожанами и властью, познакомить представителей органов местного самоуправления и руководителей учреждений культуры с творческим потенциалом городских арт-объединений, обсудить, как мы могли бы взаимодействовать. Если бы креативные сообщества участвовали в проведении городских мероприятий – Дня города, Дня молодежи и прочих, город бы выиграл. А создание интерактивной площадки в интернете, где была бы представлена социокультурная карта Кемерова с указанием не только театров, кинотеатров, музеев и библиотек, но и неформальных творческих сообществ, помогала бы людям лучше ориентироваться в происходящем.
Увы, не получилось. Сначала мы сами попросили перенести рабочую встречу на другой день, потому что первоначальная дата совпала с приездом в Кемерово московских адвокатов по делу о «Зимней вишне», и внимание СМИ было приковано к этому событию. Потом началась подготовка к празднованию 100-летия Кемерова. Еще позже департамент культуры письменно известил нас о том, что проведение стратегической сессии считает не актуальным. А если остались вопросы, мы можем записаться на личный прием к начальнику департамента…»
За кадром
Личный прием не предполагает обсуждения тактики и стратегии. Тем не менее «котовцы» на него сходили. И сегодня продолжают настаивать на необходимости широкого обсуждения перспектив для творческого развития Кузбасса.
Редакция направила в департамент культуры официальный запрос: планируется ли проведение «круглого стола» с представителями неформальных креативных сообществ? И получила ответ за подписью начальника департамента Ларисы Зауэрвайн.
«Субсидии на реализацию творческих проектов коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями ни Законом об областном бюджете, ни Законом Кемеровской области «О культуре» не предусмотрены…
28.06.2018г. прошла встреча главы региона С.Е. Цивилева с творческой интеллигенцией Кузбасса. Обсуждались вопросы дальнейшего развития отрасли культуры Кемеровской области, поддержки талантливой молодежи, творческой элиты, деятелей культуры и искусства, возможность реализации крупномасштабных культурных проектов, в том числе организация выставок, пленэров, театральных гастролей, фестивалей, конкурсов регионального и всероссийского уровня».
Встреча состоялась после общения врио губернатора Кузбасса с президентом РФ Владимиром Путиным, в процессе которого было принято решение о создании Сибирского кластера искусств. «Котовцев» (читай: представителей неформального культурного сектора) на эту встречу с главой региона не пригласили. Хотя личный прием у начальника департамента культуры, на котором они продемонстрировали свою заинтересованность в диалоге, состоялся тремя днями ранее…
В рамках кластера искусств, напомним, планируется построить Кемеровскую сцену Мариинского театра, образовательный центр для работы с одаренными детьми и молодежью, гостиницы для артистов… О роли и месте малого бизнеса, действующего в сфере культуры и социального предпринимательства, никто пока что не говорит.\
Две стороны одной медали
Автор этих строк далек от мысли противопоставлять официальный и неформальный секторы культуры. В Кузбассе сегодня работают 1856 традиционных учреждений культуры и искусств, и низкий поклон их сотрудникам за подвижническую деятельность. Но и творческий бизнес, вырастающий из инициативы «снизу», тоже имеет право на внимание властных структур: он мобилен и быстрее реагирует на меняющиеся запросы общества. А грантов для его стабильного развития явно недостаточно.
Не секрет, что многие талантливые выпускники кузбасских школ уезжают учиться за пределы области и не возвращаются. Да и риелторы отмечают: сегодня каждая третья квартира выставляется на продажу в Кемерове в связи с переездом собственников в другой регион. В основном выбирают Москву, ближнее Подмосковье, Питер и Краснодарский край.
В столицы стремятся не только из-за работы, но и потому, что «там интересней». Ситуацию, когда на трех административных территориях сосредоточено уже почти 20% населения огромной страны, трудно назвать нормальной. Не случайно президент РФ Владимир Путин в недавнем послании к Федеральному собранию отметил необходимость преобразования российских городов и поселков и создания там современной среды для жизни. А в конце мая в Госдуме прошел «круглый стол», посвященный развитию творческих индустрий в контексте пространственного развития России. На нем, в частности, обсуждались меры законодательного регулирования и господдержки этой сферы.
Хочется верить, что встреча за «круглым столом» с творческим бизнесом Кузбасса тоже состоится. Потому что иначе его представители, потрепыхавшись в условиях недружественной для себя среды, и дальше будут уезжать из региона. А мы так и останемся глухой провинцией, откуда «надо валить». Региону №1, каким хочет видеть себя Кузбасс, это не нужно. Не так ли?