К истокам Новокузнецка
В первый день «Юбилейной недели» торжеств к 400-летию Новокузнецка на территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость» прошел II военно-исторический фестиваль «Кузнецкий фронтир».
Еще одним важным событием стало торжественное открытие после реставрации объекта культурного наследия федерального значения – Кузнецкого полубастиона. Глава города Сергей Кузнецов торжественно открыл мероприятие, о чем возвестил залповый и мушкетный салют. Он отметил: «Кузнецкая крепость – это не просто наш символ, это наша душа, это то, что нас охраняет, делает нас едиными, делает нас новокузнечанами, это то, что прошло вместе с нами через Кузнецк, Сталинск и Новокузнецк».
«Чтобы понять масштаб реконструкции, нужно представить, что внутри полубастион весь наполнен землей. Вот все это вынулось, все трещинки, все разъемы заармировались, все это укрепилось, убрали пустоты, восстановили ливневку. По обоюдному соглашению с экспертами Министерства культуры использовали новую технологию – грунтоцемент», – рассказала директор музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Юлия Костюченко. Вскоре в крепости будут установлены смотровые бинокли, можно будет любоваться панорамой города. Также до конца года помещение внутри полубастиона будет отреставрировано. Там оборудуют современное фондохранилище.
Термин «фронтир» (от англ. «граница», «рубеж») был введен в оборот учеными. А назвать так фестиваль решили потому, что Кузнецк на протяжении долгого времени был пограничным сибирским городом. Директор музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Юлия Костюченко отмечает, что если на первый фестиваль приезжали томичи и местные военно-исторические клубы, то в этом году участвуют более десяти клубов из Мариинска, Томска, Новосибирска. «Реконструкторы заинтересованы в этом потому, что у нас сохранился исторический ландшафт», – отмечает она.
Жители и гости города, придя в «Кузнецкую крепость», тут же попадали в разные исторические эпохи. «На мне форма русской императорской армии, 30-й Сибирский стрелковый полк, который квартировался в Красноярске, – рассказывает Роман Репин из Минусинска (Красноярский край) и вспоминает, как началось его увлечение. – По телевизору увидел реконструкции к 200-летию сражения при Аустерлице, и загорелось. В итоге занимаюсь 1812 годом». Сам он по профессии режиссер трансляций на ТВ. Равно как и другие участники в обычной жизни мало связаны профессионально с историей.
Татьяна Савинова – бухгалтер. «Я из Новосибирска, представляю клуб «Живая история», – рассказывает она. – Увлекаюсь реконструкцией три года, меня втянул супруг. Это интересно, познавательно и важно даже не столько для нас, сколько для ребятишек. Не только книги и фильмы должны рассказывать об истории, но и вот такие реконструкторы, с которыми они фотографируются, какую-то информацию узнают».
Алексей Смоленцев из Новосибирска представляет военно-исторический клуб «Поколение». На нем пехотная форма образца 1914 года 128-го пехотного полка уже Кайзеровской германской армии. Он впервые в «Кузнецкой крепости», ему здесь все нравится. Но в то же время отмечает, что у них проходит ежегодный фестиваль «Сибирский огонь»: «Мы ставим полноценные бои с применением артиллерии, бронированной техники, авиации. Сходимся в бою 100 на 100 человек. Вот и здесь мы принимаем участие в реконструкции сражения времен Великой Отечественной. Позже я пойду и переоденусь в другую форму…»
А вот еще новосибирские гости из клуба «Департамент N», они занимаются реконструкцией амуниции 3-го гусарского полка армии Наполеона. Мимо молодых людей в красивой форме никто не может пройти без того, чтобы сфотографироваться.
Ребята с удовольствием позируют и отвечают на вопросы:
– Из какого зверя на вас шапка?
– Это медведь, – объясняют они. – Не только наполеоновская армия, но и вообще европейская армия носила медвежьи шапки. Это был признак элитной роты, которые были первыми в эскадроне.
Они также впервые в «Кузнецкой крепости». «Нас очень хорошо здесь приняли, – рассказывают они. – Отличная организация. Крепость очень красивая, хорошо реконструкция сделана, вот у нас Иван – химик по профессии, и он видит, что камни старые».
Конечно же, такой фестиваль не оставили без внимания местные реконструкторы. Новокузнечане из военно-исторического клуба «Хирдман» тоже привлекают внимание гостей праздника. «В основном мы занимаемся реконструкцией эпохи викингов VIII – XI веков, – рассказывает Павел Богнюк. – Но среди нас есть те, кто делает индивидуальные комплекты». Этот самый индивидуальный комплект представил Никита Бубнов, он в форме золотоордынского богатого кочевника первой трети XIV века. «Богатого, потому что он мог себе это позволить. Посмотрите: на поясе много элементов, это стоило денег», – рассказывает он. Ребята делятся впечатлениями: «Фестиваль в этом году достиг апогея, здесь мы можем заметить наполеонику, бойцов Вермахта, Советской Армии – все это создает масштаб», – говорит Павел Богнюк. Здесь же и крепостные артиллеристы, и Томский пехотный полк, который обучал желающих «рекрутов» строевой ходьбе.
Кузнецкий острог и Кузнецкая крепость
«Кузнецкую крепость еще надо изучать и изучать, – рассказывает Юрий Ширин, замдиректора музея-заповедника «Кузнецкая крепость» по научной работе. – Это оборонительное сооружение, которое возникло лет на сто позже, чем Кузнецкий острог. – Он показывает в сторону, где когда-то располагался острог, вниз от возвышенности, на которой стоит крепость. – Эта гора была свободной, и когда приходили кыргызы из Хакасии, они с этой горы наблюдали за острогом и планировали нападение. Казакам это надоело, они решили обмануть кыргызов. Они сделали подкоп под стеной, и в очередной раз, когда пришли кыргызы, казаки через подземный ход стали выходить из крепости и заходить в ворота. Потом тайком снова вылезали через подкоп и снова заходили… Кыргызы их считали, считали… Решили, что казаков больше, развернулись и ушли… Хотя гарнизон здесь редко превышал 200 воинов. Но они выдерживали натиск до полутора тысяч человек».
И потом все-таки было решено построить крепость на горе. «Ее построили пленные шведы в 1717 году, – рассказывает еще одну интересную историю Юрий Ширин. – Их сослали в Томск, оттуда – в Кузнецк за то, что они там начали гнать самогонку… В это время на Кузнецк собирались напасть западные монголы. И местный воевода мобилизовал население, организовал шведов, а каждый шведский офицер был очень хорошим фортификатором. Тогда и построили крепость. Кстати, впервые была введена бастионная система, еще нигде в Сибири этого не было».
В целом же история этих мест не ограничивается четырехстами годами. До строительства крепости здесь был скифский курганный могильник, рассказывает ученый. Так, при раскопках остатков часовни на территории крепости нашли захоронение пяти человек, двух лошадей и очень много интересных вещей VII века до нашей эры. А когда еще глубже копнули, то вообще оказалось, что там было поселение эпохи мамонтов, то есть почти 20 тысяч лет.
– Так значит, Новокузнецку больше 400 лет? – спрашиваю я.
– Нет, Новокузнецку – 400. До этого же были не мы! Но это был человек, и человек здесь жил всегда. Русские появились здесь не случайно. Это место всегда было центром, это хорошая исходная позиция, здесь – контроль за дорогами, за территорией…