И пот, и слезы, и надежды

На прошлой неделе в Гурьевском районе прошел областной День поля – агромероприятие, в последние годы в Кузбассе подзабытое
День поля выдался жарким, начался с пленарной части, перетек на выставку (сельхозтехника, агрохимия и многое другое, нужное для современного земледелия), продолжился на землях фермера Артура Мовсесяна – сначала демонстрацией современной техники в деле, затем смотринами состояния полей и культур…
Часто человек слышит то, что хочет услышать, вкладывая в чужие слова собственные мысли. По этой причине не стану пересказывать дюжину выступлений пленарной части Дня поля: массовому читателю, в отличие от подготовленной аудитории, они не очень интересны, но обращусь к слушателям. Вот что они, сидевшие в зале, посчитали самым важным…
Сергей Башмаков, фермер, Прокопьевский район:
– Говорят: поддержка будет. Но в поддержку поверю, если будет как в ранешние времена на площади Советов в Кемерове: чтобы стояла техника для села, комбайны, посевные комплексы. И еще: говорят, что за два года сельское хозяйство надо поднять. Но денег нет, а без них ничего не получится. Так что я как-то не верю…
Юрий Федяев, Герой Кузбасса, ветеран кузбасского агропрома:
– Главная эмоция – от экономической эффективности работы хозяйства Артура Мовсесяна. Экономика здесь направлена на улучшение благосостояния работающих, и как результат – у него средняя заработная плата 32 тысячи рублей на работающего плюс натуроплата. Это экономика для людей. И хозяйство в целом получило 77 процентов рентабельности в период обрушения зернового рынка!
Алексей Харитонов, и.о. заместителя губернатора по АПК:
– Сегодняшнее событие само по себе достаточно яркое и важное. В последние годы такие мероприятия, к сожалению, просто не проводили. Я не помню, когда мы собирали на выставке такое количество техники. Меня поразило, что зал был почти полным, это подтверждает, что есть люди заинтересованные, что они собираются жить, развиваться, что сельское хозяйство не легло и просто лежит на боку. Несмотря на сложные погодные условия, сложную финансово-экономическую ситуацию люди думают о будущем.
Михаил Никитюк, СПК «Вишневский», Беловский район:
– Надо отметить выступление Николая Павловича Решетникова. В душе его наболело, и он высказался, не глядя на то, что его хотели перебить, и это правильно… И заявление Алексея Викторовича Харитонова, что во всем мире сельское хозяйство нуждается в субсидировании со стороны государства, мне тоже понравилось. Раз уж такие люди – руководители области – говорят об этом, значит, что-то должно тронуться с места. Я приветствую слова замгубернатора, что разрабатывается программа развития сельского хозяйства. Если нужно, чтобы оно в Кузбассе развивалось, нужно помочь в этом плане. Вот так!
Михаил Гордылев, ООО «Агро Эксперт Груп»:
– Понравилось, что в области наметилась тенденция к увеличению внесения удобрений: в два раза, кажется, по сравнению с прошлым годом. Если эту тенденцию сохранить, будет хорошо. Но пока по факту на многие поля вносится в десятки и даже в сотни раз меньше удобрений, чем нужно, а увеличение произошло благодаря незначительному количеству крепких хозяйств, таких как у Артура Мовсесяна. 200 килограммов на гектар у него, ни килограмма удобрений у десятков других фермеров – вот и получается средняя цифра…
Михаил Фролов, фермер, Топкинский район
– Заметил, что Решетников не рекламировал свою компанию, а усмотрел корень в отсутствии денег у товаропроизводителей на приобретение техники. Мы разговариваем с коллегами, сравниваем цены… Импортная техника нам теперь совсем недоступна, вынуждены брать отечественную, хоть у нее качество и гораздо ниже… Пятипроцентные кредиты недоступны даже при хорошей кредитной истории. Банк декларирует, что они есть, даешь заявку, ничего не получаешь, комментариев никаких нет… Проблема – отсутствие именно инвестиционных средств. Если с оборотными средствами еще как-то выкручиваемся, ведь сейчас всем тяжело, то прибыли практически нет, и развиваться не на что.
Ваха Джабиев, ТД «Сельхозхимия»:
– Мне понравился доклад замгубернатора, что принимается стратегия развития до 2035 года и что в ней есть место для агропрома. Хотят как-то помочь, поддержать. Это ведь реальные вещи: если не поддержать, то в ближайшее время, скажем, через два года, сельского хозяйства не будет. Останется десяток крупных предприятий, которые более-менее устойчивы, которых допускают к льготным кредитам, а остальные помрут. 90 процентов не живут, а выживают, и если кто их и поддерживает в последние лет пять, так это «Сельхозхимия»: мы почти всю продукцию отдаем в долг…
Артур Мовсесян, фермер, Гурьевский район:
– Мне понравилось, что новый губернатор решил программу до 2035 года разработать, в которой есть место для села. А то у меня ощущение сложилось в последнее время, что про село вообще забыли. Мы тут сами в своем соку варимся, вроде что-то получается, и вдруг начали говорить, что будет программа на много лет. Еще, дай бог, какую-то поддержку дадут… Хочу верить, что на нас внимание обратят, что будет как хотя бы лет десять назад, когда все бедно жили, но селянам все равно помогали. А сейчас вроде бы все хорошо, а про селян забыли, нас как будто нет…
А теперь перейдем к первоисточникам – тройке самых цитируемых выступлений. Впрочем, цитирую и пересказываю лишь то, что показалось мне наиболее важным и интересным.
Из-за погодных условий, как доложил Алексей Харитонов, и.о. заместителя губернатора по АПК, под урожай-2018 засеяно 653 тысячи гектаров, это на шесть процентов меньше, чем годом ранее. Недосев яровых культур составил 52 тысячи гектаров. План выполнили лишь четыре района: Гурьевский, Мариинский, Прокопьевский, Промышленновский, самый низкий результат – 59 процентов – в Тисульском районе. В начале июня в Кузбассе даже была объявлена чрезвычайная ситуация по сложным погодным условиям. Это дает шанс, что фермерам и хозяйствам, не успевшим выполнить план по севу, не придется возвращать в бюджет погектарную помощь, полученную на посевную.
Под урожай 2018 года завезено 18,3 тысячи тонн минеральных удобрений, 84 процента из них – на условиях беспроцентной отсрочки до декабря по договоренности обладминистрации с «Азотом». Удобрения «Азота» фактически стали товарным кредитом: «живых» денег в условиях падения цен на зерно и молоко как никогда мало, на удобрения их стали бы тратить единицы…
– Результаты хозяйствования за 2017 год нас самих удивили, – неторопливо докладывал герой дня – фермер Артур Мовсесян. – До этого мы работали 17 лет и пришли к выводу, что в сельском хозяйстве очень плохо разбираемся. Пришлось прибегнуть к помощи научных консультантов, систему земледелия практически выстроили заново, приобрели больше двух тысяч тонн удобрений. Пшеница в 2017 году была основной культурой, дали под нее много удобрений, средняя урожайность – 38 центнеров с гектара, по ячменю – 41, по рапсу – 30, и все эти результаты благодаря применению современных технологий, в том числе удобрениям. На отдельных полях, где вносили безводный аммиак, урожайность рапса получилась под 40 центнеров с гектара, пшеницы – 49, ячменя – 51… Все уверены, что себестоимость при таких затратах будет колоссальной, но получился очень интересный результат. Себестоимость пшеницы – 4,8 рубля на килограмм, рапса – 7,8, гороха – 4,8. И это позволило нам прошедший год, который был очень тяжелым, спокойно пережить. Наибольшую рентабельность получили на сое: 143 процента, хотя при уборке попали под снега, последние поля убирали с большими потерями, лишь 8 центнеров с гектара. Средняя урожайность по сое получилась 12 центнеров. Но мы поторопились продать ее по 26 рублей за килограмм, а позднее цена достигла, как и в последние два года, 32 рублей… В этом году мы приобрели 2,5 тысячи тонн удобрений на наши 11,2 тысячи гектаров. То есть больше 200 килограммов на гектар при среднеобластном показателе в семь килограммов. Для чего мы это делаем? Мы сделали полный агрохиманализ почвы, получили агрометеорологическую справку по данным за последние 10 лет, проводим анализы по влагообеспеченности, и на основании этого сделали план по внесению удобрений. Можно бы вносить и больше, но нас сдерживает традиционный дефицит влаги на полях Гурьевского района. А в принципе – чем больше вносим, тем ниже себестоимость за счет повышения урожайности… Средняя зарплата по хозяйству – 32 тысячи рублей в месяц не считая натуроплаты. Многие сейчас подумали: ты свои миллионы разделил на всех, вот столько и получилось, но это не так: зарплаты у меня нет, я живу с дохода… Техника у нас суперсовременная, кондиционеры, печки, радио в кабине – на работу люди идут как на праздник, не выгонишь палкой. Они видят, как хозяйство развивается, как меняется техника, им интересно работать…
И, наконец, еще один хит Дня поля.
– Какая болячка у меня…– грустил Николай Решетников, ОАО «Сельхозтехника», поставщик недорогой техники для мелкого и среднего агропроизводителя. – Мы постарались в этом году объехать все районы, послушали людей, и ситуация угрюмая получается. Нам заявили, что технику покупать не будут, только запчастей немножко, потому что попросту нет денег: себестоимость зерна высокая, продажная цена – низкая, дешевых кредитов под 4-5 процентов моим покупателям не достается, а если брать кредиты обычные, то техника получается слишком дорогой… Говорят: в этом году выделили в области небывалые субсидии – миллиард. Вроде, звучит – миллиард?! Но это с софинансированием из федерального бюджета. Если областной бюджет больше ста миллиардов, то на сельское хозяйство чуть больше трехсот миллионов, три десятых процента, с федеральными деньгами – всего один процент. Поэтому технику у меня никто и не берет! В Беларуси на сельское хозяйство идет 15 процентов бюджета, поэтому у них дешевые тушенка, сгущенка, сухое молоко, а техника обновляется …Все об этом говорят по углам, а в открытую – никто. Раньше область только через нас по шестьдесят комбайнов отдавала бесплатно! Тогда пели, плясали, и все было нормально!