Почувствовать, что город живой
В Кемерове состоялось одно из главных арт-событий года – фестиваль «Кемфест», посвященный 100-летию города.
На шесть часов обновленная часть бульвара Строителей – от проспекта Химиков до проспекта Ленина превратилась в большой неостанавливающийся уличный праздник. Перформансы, видео-арт, цирковое искусство, танцевальные батлы, пантомима — такого количества спектаклей под открытым небом в одном месте город еще не видел. Хедлайнерами «Кемфеста» стали два приглашенных независимых театра: театр «Пластилиновый дождь» из Самары и театр для детей «Желтое окошко» из Екатеринбурга.
— «Пластилиновый дождь» — это театр с именем и высокие профессионалы в прямом и переносном смысле, — рассказала о гостях директор фестиваля Елена Митрофанова. — Этот театр уже однажды выступал в Кемерове на фестивале «Театральная площадь» и еще тогда вызвал восторг у зрителя. Поэтому мы выбрали его. На «Кемфест» они привезли два своих перформанса – «Чикез ля фрикез» и «Белые сны».
«Желтый квадрат» — достаточно молодой театр для детей. Пригласить его на фестиваль в Кемерово посоветовал режиссер «Кемфеста» Михаил Сабелев, который знал, как ребята работают и насколько интересные вещи делают. И мы не пожалели, ребятишки не отрываясь смотрели их спектакль «Как гусеница стала бабочкой».
Вообще для детей была разработана отдельная большая театральная программа: короткие спектакли на 30-40 минут повторялись, чтобы как можно больше детей смогли их посмотреть. Помимо театра из Екатеринбурга, в детской театральной зоне работали сразу несколько театров из Кемерова. Детский театр пластических миниатюр «Дед Мазай и зайцы», в котором актерами являются дети, показал спектакль «Зайца не видали?», кемеровский театр-студия Дмитрия Полякова показал очень яркий спектакль «Карлсон», дал свое представление для детей и первый в Кемерове народный театр «Ярус». Много детей собрал «Театр роботов» Сергея Веремеева, руководителя кемеровского городского клуба робототехники для детей.
Новые арт-объекты
Специально к фестивалю «Кемфест» были созданы два арт-объекта, которые, безусловно, украсят городской ландшафт. Это «Качели мира» и «Прозрачный город», о дальнейшей их судьбе рассказала Елена Митрофанова:
— Мы не смогли показать один арт-объект «Качели мира». Но с ними долгий вопрос технических согласований. Мы сейчас это делаем, и если все получится, то у города будет еще один интересный арт-объект. Надеемся на это.
Пока этот вопрос остается открытым. «Качели» навряд ли оставят на бульваре. «Прозрачный город» тоже. Но в любом случае, «Прозрачный город» точно найдет свое место в городе. Если не на Бульваре, то где-то еще. Ну и надеемся, что с «Качелями» будет та же история. Потому что они масштабны, 5 метров в диаметре. На самом деле это важно, где арт-объект находится. Насколько он вписывается в среду. На бульваре Строителей «Прозрачному городу» хорошо, но есть нюансы, поскольку в нем очень важна архитектура, она должна просматриваться со всех сторон. Деревья немного сглаживают купол, если смотреть на него сбоку. Главное, что мы его презентовали. А где он будет жить, решится в ближайшее время.
Счастье есть!
Еще одним открытием фестиваля стала премьера иммерсивного спектакля-путешествия Ларисы Лапиной «Счастье есть!». Это новый для театрального Кемерова опыт. Иммерсивный спектакль предполагает полное погружение зрителя в реальность спектакля, его участие в нем наряду с актерами. Лариса Лапина предложила участникам фестиваля часовую прогулку на автобусе по городу, все пассажиры могли надеть наушники и послушать две версии радио спектакля – это истории о счастье, которыми поделились с режиссером жители города. А могли в любой момент снять наушники.
— Для нас это первый опыт столь технически сложного спектакля, поэтому были определенные трудности, — рассказал худрук спектакля «Счастье есть!» Сергей Сергеев. — Все, что делаешь в первый раз, насколько трудно, настолько и интересно. Как всегда, самое сложное в спектакле — свести все задуманное воедино. А тут еще играл свою роль и технический фактор, поскольку спектакль готовили специально к «Кемфесту», а возможности проверить все на сто процентов у нас не было. Какова дальнейшая судьба спектакля, пока не знаю. Есть идея показывать его регулярно. «Счастье есть!» — это истории жителей нашего города. С кем-то просто общались под запись, кого-то специально просили рассказать историю. Единственное, что было задумано заранее, — интервью с 88-летней кемеровчанкой. Опять же, мы не знали, какие истории она будет рассказывать. Просто хотелось, чтобы прозвучали разные мнения и истории. Еще была идея – организовать встречу зрителей с героями спектакля во время автобусного путешествия по городу, но не получилось. Вместо этого сделали перформанс с яблоками под мостом в парке имени Жукова. Этот спектакль, по сути, одна большая история о счастье, просто рассказывают ее разные люди по-разному.
«Детализация» и «Кемфест»
Жителям Кемерова уже успел полюбиться другой уличный фестиваль — «Детализация». О концепции «Кемфеста» и чем он отличается от «Детализации» рассказала директор и куратор нового арт-фестиваля Елена Митрофанова:
— В прошлом году Ольга Васильева пригласила меня быть директором и куратором второй «Детализации». Это был интересный опыт, во многих смыслах. Тут есть такая важная вещь: у фестиваля «Детализация» — свой формат. И основа его концепции в том, что горожане делают фестиваль сами. Детализируют свои возможности, своё творчество и детализируют разные места города, проводя в них ивенты в рамках одного проекта.
У «Кемфеста» — другой формат. В нем работали коллективы как профессионалы, так и любители. Он объединил на одной площадке несколько жанров искусства — театр, литературу, музыку, видео-арт, паблик-арт. Кроме того, мы сделали отсылку к крупным творческим проектам, которые были уже в нашем городе — «Театральная площадь», «Артпром», «Артстатус», «Лучший», то есть сконцентрировали опыт и жанры. Еще одна важная часть концепции «Кемфеста» — дать возможность городу почувствовать, что он живой, дать возможность жителю любого возраста быть сопричастным к происходящему. Создать атмосферу счастья и радости. Нашему городу это особенно нужно.
Если делать фестиваль «Кемфест» ежегодным, нужно думать, работать над качеством, обсуждать с партнерами. Может быть, углублять его в театральную тему, может быть, в сторону арта: показывать больше возможностей из этого направления. Если есть основа, стержень, на котором он строится и есть отдача от зрителя, нужно пробовать разные способы, как сделать его еще лучше, еще интереснее. Ведь фестивали настаиваются, как хорошее вино!