Соцсети:
Актуальное

Кто ж его починит – он же памятник!

21 июня 2018 | Наталья Гузева
Как оказалось, жить в домах-памятниках – удовольствие весьма затратное. Фото Сергея Гавриленко.

Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Лишний раз подтверждением тому служит вопрос выбора жилья: кто-то тяготеет к новостройкам, современным, красивым кварталам. Другие предпочитают малоэтажное строительство и желают выбраться подальше от шума городского. Для иных немаловажное значение имеет близость жилища к транспортным развязкам, школам, садикам… Одним словом, перечислять можно до бесконечности. Это, безусловно, оказывает влияние на покупку квартиры вне зависимости от размера кошелька. Но порой плюс, который стал решающим в приобретении именно этой квартиры, оказывается, совершенно неожиданно, жирным минусом.

Квадраты с историей

«Когда я покупал в 2007 году квартиру в историческом центре Кемерова, искренне считал, что мне очень повезло: это большая «сталинка» с высокими потолками, просторными комнатами, миниатюрным балкончиком и настоящим двором, каких сейчас не найдешь в спальных «муравейниках, – рассказывает Андрей, житель дома №7 по улице Орджоникидзе в Кемерове. – Но самое главное: дыхание истории, которое присутствует здесь. Я и помыслить не мог, что мы столкнемся с такими проблемами…»

Так вот, то самое «дыхание истории» и сыграло с жильцами этой и еще многих многоэтажек злую шутку: капремонт ненового строения им теперь обойдется дороже, и, самое главное, непонятно когда же это счастье постигнет жителей.

Но начнем с самого начала. В 2011 году дом №7 по улице Орджоникидзе в Кемерове был поставлен на государственную охрану постановлением Коллегии администрации области от №399 (223-й по списку) в составе культурного наследия местного (муниципального) значения «Ансамбль застройки площади Пушкина». Казалось бы, живи и радуйся – ведь такие объекты обязаны сберегать и холить, пусть даже на местном уровне. Но если вы думаете, что на жильцов ценного дома посыпался золотой дождь, кто-то кинулся помогать людям сохранить исторический центр столицы Кузбасса, вы глубоко ошибаетесь. Ибо в соответствии с №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения относится к полномочиям органов самоуправления и городских округов, а бремя содержания объекта культурного наследия возложено на собственников ценных объектов.

Иными словами, законодатель закрепил за жильцами обязанность содержать в целости и сохранности для потомков эти самые исторические объекты. А они, как мы понимаем, далеко не новостройки. Тут уж не о текущем, а о глубоко капитальном ремонте речь вести надо.

«Начальник РЭУ-9 Татьяна Епанешникова нам пояснила, что в 2017 наш дом был поставлен в очередь на капитальный ремонт кровли, – говорят жители. – Мы уже было обрадовались, но получили отказ: оказывается, нет в нашем регионе спецбригады с лицензией Министерства культуры РФ. Говорят, что в Центральном районе Кемерова по этой же причине снято еще восемь домов. Всего в городе таких домов 40, в центре – 20».

Отметим, что, по нашей информации, из планов капремонта только на 2018 год в Кемерове по этой причине исключены 14 домов.

Не ремонт – реставрация!

Как выяснилось, требования к ремонту и реконструкции таких строений действительно жесткие. Во-первых, для выполнения любых ремонтных работ вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности необходима разработка проектной документации, которая включает в себя, кроме собственно производственных работ, научно-исследовательские изыскания. Плюс ко всему, организация, которой поручается произвести восстановление памятника архитектуры, должна иметь лицензию на «осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия». Таковых в нашем регионе нет. Либо они очень тщательно замаскированы.

И это первая проблема: фактически никто не имеет права прикасаться мастерком, перфоратором и прочим строительным инструментом к памятнику, пока не найдутся специалисты, которые точно знают, что и как делать, чтобы не порушить облик архитектурного ансамбля. Естественно, их квалификация должна быть подтверждена документально. Но даже если таковая отыщется, собственникам нужно быть готовым к тому, что придется заплатить не просто за ремонт, но и, скажем, за проведение государственной историко-культурной экспертизы, что тоже недешево. Да и цены на сами строительные работы гораздо выше: ведь нужно не просто, допустим, починить крышу или подлатать фасады, но и не испортить памятник.

Но бог с ними, с деньгами (хотя и это тоже очень значимо). Пока выхода для обладателей исторической кемеровской собственности нет никакого, потому как, повторимся, нет у нас уполномоченной для таких работ организации. Даже одной.

Когда придет тот час?

Складывается стойкое ощущение, что до поры до времени на этот вопрос местные власти не обращали внимания. Ибо в Фонде капитального ремонта МКД по Кемеровской области, по словам жильцов, дом №7 по улице Орджоникидзе планировалось отремонтировать в 2019 году.

«Но теперь нам не обещают ремонт ни в 2019-м, ни в 2020-м, ни даже в 2021-м, – утверждают жильцы. – Причина отказа та же: нет специализированных бригад с лицензией».

Следовательно, нет и надежды, что в ближайшие три года таковые в Кузбассе появятся.

Дом по улице Орджоникидзе, 7 должны были капитально отремонтировать в 2019 году, но из-за статуса памятника   и  отсутствия специализированных  бригад его исключили из программы.  Фото: Сергея Гавриленко.

Дом по улице Орджоникидзе, 7 должны были капитально отремонтировать в 2019 году, но из-за статуса памятника и отсутствия специализированных бригад его исключили из программы.
Фото: Сергея Гавриленко.

И это весьма удивительно: ведь и в Новосибирске, и в Томске, где исторически ценных строений куда больше, чем у нас, этот вопрос решается вполне себе положительно. И подрядчики, обладающие нужными лицензиями, существуют.

«К сожалению, эта проблема существует в Кузбассе, – говорит руководитель «Центра жилищного просвещения Кемеровской области» Евгений Каратаев. – С 2013 года, когда верстались программы капремонтов, понимания сложности решения этого вопроса не было. Поэтому сейчас программы корректируются. И могу сказать, что с такой ситуацией столкнулись не только кемеровчане, но и жители других городов региона».

Иными словами, сейчас этот вопрос просто «подвис», а дома между тем новее не становятся. Причем это не малый пласт строений: только в центре столицы Кузбасса статусом памятников культурного наследия обладают дома на проспекте Советском, улицах Н. Островского, Орджоникидзе, Притомской Набережной, часть жилых многоэтажек на улицах Черняховского, Весенней.

Известно, что сейчас жители дома №7 по улице Орджоникидзе обратились к главе города Илье Середюку с просьбой посодействовать в решении этого вопроса, но ответа пока не получили.

А вопрос между тем далеко не праздный. Пример тому – здание на Островского, 27, в Кемерове, творение архитектора Александра Рапопорта 1954 года постройки. Это тоже объект культурного наследия муниципального значения. Весной 2013 года обрушилась одна из башен дома: 20-тонная конструкция провалилась в одну из квартир на четвёртом этаже, а у двух других башен из-за этого разрушились деревянные перекрытия, была повреждена система отопления. 19 жильцов дома пришлось эвакуировать. Затем дом привели в порядок, но ненадолго: в июне этого года здесь произошел инцидент: у дома образовались трещины и просел угол, жильцов снова пришлось эвакуировать.

«Один из столбов фундамента углового подъезда номер 10 обрушен. Причина обрушения – намокание. Это повлекло за собой подвижку перекрытия подвала с первым этажом. Просадка произошла где-то на 1,5 см именно самого угла, что за собой повлекло появление трещин и отклонение угловой части дома от оси», – пояснил ситуацию глава города Илья Середюк.

Одним словом, необходима серьезная реконструкция.

Но ведь как заниматься капремонтом таких домов, когда у нас их делать некому?

Справедливости ради отметим, что ремонты в «исторических» строениях в последние годы все же проводились, так скажем, «закрыв глаза», или же специалисты не задумывались обо всех тонкостях приведения в порядок таких многоэтажек.

«Могу сказать, что все делалось достаточно аккуратно, строителям удалось не испортить архитектурный облик строений, не навредить памятникам. Во всяком случае, на объектах, которые я видел, это так, – пояснил один из экспертов. – Другой вопрос: в случае каких-то ЧП, скандалов и прочего ремонт такого здания неспециализированной организацией – всегда повод для судебных разбирательств. Поэтому могу предположить, что именно по этой причине кузбасские коммунальщики и строители «опомнились» именно сейчас и решили отложить такие ремонты».

Логика ясна. Только как быть жильцам «культурно-исторической собственности»? Ждать трещин, обрушившихся балконов и эвакуации?

Домам-памятникам  часто требуется серьезный ремонт.  Фото: Сергея Гавриленко.

Домам-памятникам часто требуется серьезный ремонт. Фото: Сергея Гавриленко.

Другие статьи на эту тему

03 января

Часть потребителей Новокузнецка сегодня останется без холодной воды и электричества

Причина — плановые работы на электросетях и коммуникациях в системе ЖКХ города Работы будут производиться…

21 декабря

Долги кузбассовцев за коммуналку превысили 5 миллиардов

Долги кузбассовцев за коммуналку превысили 5 млрд рублей. Кемеровостат озвучил данные по просроченным платежам в…

28 ноября

С 1 декабря в Кузбассе вырастет плата за ЖКХ

С 1 декабря по всей РФ, в том числе и в Кемеровской области, повысится стоимость…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс