Свои на «чужой» земле
Уже не первый год длится неравная борьба бывших сотрудников Ростелекома за овощехранилища, возведенные в 1990-е на территории кемеровского Телеграфа. И чем окончится эта битва – вопрос пока открытый.
По велению времени
Началась эта история в суровые перестроечные годы. Многие помнят то время: пустые полки в магазинах, очереди, мыло по талонам. Тогда местные власти бросили клич по предприятиям, мол, помогайте людям, кто чем может! И вот, в июне 1991-го начальник Телеграфа Г.А. Кожанов издает распоряжение: Договор «О хранении личного транспорта на территории телеграфа». Восемь сотрудников получили право построить здесь гаражи, затем в этот список добавились и ячейки для хранения овощей: кирпичное здание на 29 ячеек разместилось тут же, на огороженной территории Телеграфа.
«Муж на Телеграфе работал в то время и сам всё строил, – рассказывает председатель кооператива «Связь – 21» Ольга Волкова. – И котлован сами рыли, и с техникой договаривались… Разрешение на это было получено на уровне руководителя предприятия. Как же иначе могло бы тут вырасти целое здание? Но вот беда: документы о том утрачены».
Земля Телеграфа на проспекте Октябрьском в то время числилась в аренде у города. И всё бы ничего, жили бы люди спокойно, но время поменялось, появились новые правила, и садоводы решили создать кооператив «Связь – 21», чтобы владеть своими ячейками на законных основаниях. В 2002 году руководство управления связи было не против передать землю под ячейками дачникам: даже эксперты МУП «Вектор» произвели съемку земельных участков для гаражного комплекса и овощехранилища. Но случилась трагедия – руководитель скоропостижно скончался, так и не доведя этот вопрос до конца. Затем директора и юрлица компаний, куда бы передан Телеграф, стали меняться с ужасающей скоростью, так что никому не было дела до хранилищ картошки и солений.
Тем не менее, кооператив создали, сделали техпаспорт, поставили на кадастровый учет, в налоговую отчетность передавали.
«И мы платили взносы – оплачивали субаренду земли, коммуналку и так далее, – рассказывает один из членов кооператива Светлана Яшунина. – А несколько лет назад пришла новая беда».
Оказалось, что в том далеком 1991 году с дачниками и автомобилистами договор Телеграф заключил на 20 лет. И в 2015-м «Ростелеком» (последний юридический преемник остатков Телеграфа) начал присылать людям письма о расторжении договора и возвращении земельного участка.
«Начали говорить, что это самострой, что они решили продавать здание, и так далее, – продолжает Ольга Волкова. – Угрожали даже закрыть вход в кооператив…».
Выход есть? Выхода нет?
Люди начали обращаться в разные инстанции, к юристам. Дошли и до городской власти. Там не отказали в помощи и поручили управлению архитектуры начать оформление документов на землю.
«В прошлом году мы прошли публичные слушания, межевание, получили план, – поясняет председатель кооператива «Связь – 21». – Казалось бы, дело за малым. Но КУГИ говорит: давайте документы на здание, тогда всё узаконим. А город: сначала нужны бумаги на землю, потом на здания. И надо идти в суд… Я подала через МФЦ заявление в КУГИ с тем, чтобы взять участок в аренду. Пошли в «Единый центр защиты», заплатили 15 тысяч. КУГИ говорит: узаконьте здания, и тогда мы заключим договор аренды. Мы опять в город, а там: нет, сначала земля, потом мы узаконим. В итоге победили: сделали градостроительный план в декабре 2017 года. И тут выясняется, что «Ростелеком» продал здание вместе с землей и нашими погребами-овощехранилищами…».
Замкнутый круг
Новый собственник здания – новосибирец. Имя его называть не будем, поскольку это не имеет отношения к данной истории. Он уверил, что во время заключения сделки купли-продажи ни о каких обременениях ему не было известно. Тем не менее, он готов выкупить ячейки людей в хранилище за… 10-20 тысяч рублей. Что, конечно же, не устраивает никого – на эти деньги невозможно купить аналогичные в Кемерове. Вот так и оказались люди со своими ячейками в подвешенном состоянии – своими на «чужой» земле.
…Сейчас этот вопрос снова решается в суде: люди пытаются отстоять свои права. Ведь, по сути, они оказались заложниками ситуации. И для того, чтобы вывести ее из тупика, нужно не так уж много: оставить им кусочек земли и разрешить въезд с другой стороны территории бывшего Телеграфа.
«Мы просто хотим, чтобы поняли, что мы есть. И мы – живые!», – говорит Светлана Яшунина.
Для этих людей возможность хранить тут картошку, яблоки и соленье жизненно необходимо. Будем надеяться, что это им удастся – в конце концов, Перестройку, пертурбации с законами, юрлицами и собственностью изобрели не они.