Когда алтарь – мольберт
В Кузбассе прошла всероссийская акция «Ночь музеев-2018». Репортаж нашего корреспондента – из Кемеровского областного музея изобразительных искусств.
В этом году тема акции звучала так: «Шедевры из запасников». КОМИИ в рамках «ночи» открыл персональную выставку художника Петра Гавриленко «Патриарх томского авангарда». Петр Павлович приехал из Томска в Кемерово на вернисаж, так что у посетителей была возможность пообщаться с ним лично. Параллельно в музее работали разные площадки с мастер-классами, лекциями, концертами – всё в лучших традициях интерактивной акции.
Вспоминая свой прошлый опыт участия в подобных массовых мероприятиях, когда выбор велик и «глаза разбегаются», на этот раз я решила не разбрасываться. Кстати, сотрудники КОМИИ уже не первый год очень грамотно выстраивают свою программу. Вся развлекательная часть выстраивается вокруг главного события – открытия экспозиции приглашенного известного автора. В прошлом году, к примеру, это была выставка тувинского камнерезного искусства. Кемеровчанам наверняка запомнился мастер-класс художников-камнерезов из Тывы. На этот раз гость был тоже очень интересный.
Еще одна звезда
«Патриарх томского авангарда» – первая персональная выставка Петра Гавриленко в Кузбассе. Более 70 его произведений были привезены в Кемерово в рамках проекта искусствоведа Марины Чертоговой «Созвездие региона». Проект, представляющий в столице Кузбасса творчество наиболее ярких художников Сибири, стартовал в 2005 году, это уже 18-я по счету выставка.
– Петр Гавриленко родился в Красноярском крае, творческий путь художника длится без малого сорок лет, с 1979-го, – представила зрителям томского гостя Марина Чертогова. – Именно тогда, по окончании Красноярского художественного училища имени Сурикова, он впервые стал участником выставки. Потом были многочисленные стажировки в Домах творчества, из которых художник выделяет «Сенеж», слывший в советские годы творческой вольницей. Возможно, поэтому, с тех самых пор он ценит в искусстве превыше всего свою независимость.
В одной из недавних публикаций, посвященных творчеству Петра Гавриленко, его назвали «патриархом томского авангарда». Вероятно, за то, что работает он так, как никто другой. Сначала, в 1980-е, один из немногих в Сибири, он работал в русле «метафизического реализма», и большинство произведений, созданных в этом стиле, сегодня хранятся в зарубежных коллекциях. Потом постепенно нашел собственную манеру, основанную на повышенно ярких сочетаниях цвета. При этом искусство художника всегда остается концептуальным, идейно обусловленным, исполненным философичности, социальной остроты и глубинных библейских смыслов.
Без скандала не обошлось
На открытии выставки присутствовала Наталья Шимкевич, режиссер, вдова художника Вадима Дорофеева. Она вспомнила, каким скандалом обернулась первая персональная выставка Петра Гавриленко в Томске:
– Петра Гавриленко и его жену Тамару я знаю сорок лет. В 70-е годы Томск собрал семьи молодых художников, выпускников Краского художественного училища имени Сурикова. Поповы, Дорофеевы, Мухаметшины, Гавриленко – каждый снояриз них был по-своему интересен.
Путь Петра был непрост. Свою первую персональную выставку, куратором которой была я, он открыл в 1986 году в выставочном зале Дома учёных Сибирского отделения Академии наук СССР. Это было только начало перестройки, когда ещё были сильны запреты, но уже открыто сталкивались мнения. Бушевали общество «Память» и Добровольное общество борьбы за трезвость. Те первые две выставки подряд прошли с огромным скандалом, активисты обвинили нас в отсутствии патриотизма, увидели в работах Гавриленко связь с «заговором сионских мудрецов» и испортили четыре картины, приговорили нас с Петром к смертной казни. КГБ нервно перелистывал книгу отзывов, опрашивал зрителей…
Потом были ещё выставки. Но те, первые, так и остались первым шагом в тёплые волны зрительской любви и понимания, с одной стороны, и мутную воду отрицания и неприятия не желающих думать, с другой…
В зоне доступа
В течение всей «Ночи музеев-2018» Петр Павлович общался с посетителями кемеровской выставки. Эту доступность маститого художника сотрудники КОМИИ сделали одной из главных «фишек» своей акции.
– Петр Павлович, как вы относитесь к тому, что вас называют «патриархом томского авангарда»? – поинтересовалась я.
– Считаю, что здесь есть путаница в терминологии. Авангардом называется то, что делалось в искусстве в России в период с 1910-го по 1920-е годы. То, что было после – это модернизм, а то, что делаем мы все, в том числе и художники-актуальщики, – это постмодернизм. Сюда относятся и поп-арт, и акционизм, и концептуализм, и так далее.
– А вы себя куда относите?
– Можно назвать такие красивые слова, как метафизический реализм. Школа метафизического реализма родилась в Италии. Предтеча всего сюрреализма – Джорджо де Кирико. Куда ни посмотришь – всё в искусстве уже сделано до нас…
– У вас в работах встречаются христианские мотивы. Вы верующий человек?
– Я не атеист – это точно, но я не принадлежу ни к одной конфессии. А христианство… Могу сказать, что сложнее, глубже, тоньше, чем нагорная проповедь, я не читал ни у Будды, ни у Чжуан-цзы, ни у Сократа, ни у самых глубочайших философов мира. В этом смысле Христос совершеннее в моем понимании. В церковь я не хожу. В молодые годы я обошел все церкви: баптистов, пятидесятников, йогов, христиан. Возможно, это гордыня, возможно, я ушел в рисование и там это дело оседает. Дело, которое при ином раскладе должно было найти себя у алтаря.