Ветераны «Зимней вишни»
Вчера Сергей Цивилев вручил областные медали неизвестным до этого героям-добровольцам «Зимней вишни».
Тем, кто 25 марта выводил из пожара в кемеровском ТРЦ людей, помог выжившим, поддержал семьи погибших.
В обладминистрации собрались родители погибших героев (Татьяны Дарсалия, Натальи Селезень) и герои-студенты, учителя, домохозяйки, соцработники, повара…
Их было – 72. И они здоровались, сходу узнавая в девушках на каблуках и в мини тех, кто в грязной робе с надписью «Скала» помогал спасателям при разборе завалов после пожара и, забежав в штаб погреться, возвращался на добровольный пост, на работу… И так же сразу узнавали тех, кого видели всего раз, в дыму. И тех, кто в штабе в школе №7 выдержал на плече столько чужой боли и слез. Не отстранился. Забрал часть боли себе. И устоял.
Так ветераны Великой Отечественной раньше узнавали друг друга или медсестер, вытащивших их, раненых, с поля боя, даже годы спустя… Так, пройдет время, и добровольцев «Зимней вишни» кто-то, в книге о пожаре в ТРЦ, потрясшем страну 25 марта 2018 года гибелью 60 человек, тоже назовет в своем роде ветеранами…
– Эта трагедия навсегда разделила нашу жизнь на до и после, она прошла через сердца, – сказал Сергей Цивилев, глава Кузбасса.
И он прав.
«Спасибо, Валя!»
У 33-летней Валентины Павловой на кофточке – новая медаль «75 лет Кемеровской области». Она добавилась к медали за помощь беженцам Донбасса. Валя, в 2014-м посмотрев по ТВ сюжет о прибывших семьях, пришла в центр помощи беженцам.
– Я была в декрете. Но, узнав, что не хватает рук, решила: пригожусь…
Валя по диплому – соцпедагог. И часть беженцев, за которых она тогда отвечала, пишут ей в соцсетях до сих пор. В том числе мальчик, которого отец, больной раком, смог вывезти из-под обстрела. Отец умер вскоре в Кемерове, но был перед смертью спокоен, ведь приехавшие из-под Ростова родные (не без Валиного участия) забрали мальчишку.
…А в день трагедии в «Зимней вишне» Валя могла оказаться со своими детьми в том кинозале, где задохнулись люди.
– Мы собрались на мультик. Но сын вдруг стал копаться, и мы опоздали на сеанс. Но все равно едем в «Зимнюю вишню» и вдруг – звонок от друзей. «Вы где?» – «В машине». – «Зайди в соцсети», – вспоминает Валентина. – Захожу. В «Зимней вишне» пожар! Нас бог спас! Я детей домой отвезла. Потом приехала к «Зимней вишне», бросила машину рядом с гаишной. Бегу – навстречу мужчина, из торгового центра, в джинсах, майке. Я посадила его в машину, холодно же. Побежала, привела еще раздетых женщину с ребенком. Потом еще. Набрала целую машину, развезла спасшихся по домам. Сделала таких четыре «ходки». А потом бегом – в штаб.
– А что было самым страшным? Трое суток без сна. Ожидание итогов ДНК. Похороны…
– Все это было, да, да. Но самое страшное – когда очередная мать при мне, я работала со списками, набирала номер потерявшегося ребенка. А он ей не отвечал. И выяснялось: погиб на том сеансе.
…А еще было страшно, когда везла тела двух погибших детей – Арины и Егора Сидоровых – их маме в Барнаул и организовывала похороны. Их родители расстались. Дети приехали к отцу в Кемерово, и в первый день каникул папа и дети пришли в кино. И погибли.
– Прощаться с теми детьми в Барнауле пришло две тысячи человек, – вспоминает Валентина Павлова, и.о. заведующей Центром соцпомощи семье и детям Ленинского района Кемерова. – Ко мне люди потом подходили, «Спасибо, Валя», говорили… А у меня – ком в горле… Да, это общая трагедия, и я ее никогда не забуду.
Сотни спасенных
А Елена Шамшина, сотрудница департамента соцзащиты, получила медаль за то, что спасла десять детей.
– Моя 11-летняя дочка – гимнастка. Отвезла ее на день рождения в «Зимнюю вишню», к подружке, тоже гимнастке. Только приехала потом забирать, поднялась наверх и вдруг… сзади, справа от меня повалил дым. Я крикнула девочкам: «Гимнастки, игра окончена, сюда!» Хорошо, они все дисциплинированные. Бросили боулинг, подбежали ко мне. Я сказала: «Уходим!» Нас было три мамы. Я шла замыкающей, весь путь до выхода из «Зимней вишни» десять макушек считала и считала, и следила, чтобы девочки носы, рты шарфами закрывали, чтобы дымом не надышались. И следила, чтобы рядом с нами, кто шел, не упал, – рассказывает Елена. – Кашляла только я, последняя… И из «Зимней вишни» мы сразу поехали в храм, поставили свечи за спасение…
Вообще таких, простых героев, в тот день и в том месте было много. Из ТРЦ пожарные и добровольные помощники вывели минимум 700 человек.
– Невозможно поименно назвать всех героев, – сказал Сергей Цивилев. – Обращаюсь ко всем известным и неизвестным участникам событий со словами безмерной благодарности. Если бы не вы, последствия трагедии были бы намного серьезнее… Низкий поклон всем тем, кто в те роковые минуты проявил лучшие черты своего характера, в экстремальной ситуации не думал о себе, а бросался в огонь, спасал детей, кто волею судеб оказался рядом… В вас заключается богатство Кузбасса.