Универсальная ветеринарная помощь

В День птиц, юннаты и волонтеры по всей России устанавливали скворечники и проводили другие акции, призывающие к бережному отношению к живущим рядом с человеком пернатым. Пожалуй, один из самых ярких примеров добровольческой работы с дикими птицами, и не только в нашем регионе – Клинический центр сохранения биологического разнообразия при Кемеровском государственном университете. Здесь профессионально выхаживают раненых сов, ястребиных, мелких млекопитающих и рептилий. О том, как развивалось движение, и стали ли кемеровчане экологически ответственными, – в нашем материале.
Клинический центр сохранения биологического разнообразия при КемГУ работает на протяжении четырех лет. Ежегодно он принимает по несколько сотен животных, в том числе редких и исчезающих, пострадавших по вине человека или по естественным причинам. Сотрудники и волонтёры центра участвуют в социально значимых проектах, занимаются профориентацией молодёжи и повышением экологической грамотности и ответственности населения.
Крокодил по обмену
В конце 2012 года в госуниверситете открылась биоэкологическая лаборатория. Здесь зоологи КемГУ с научно-исследовательской и популяризаторской целью собрали под одной крышей несколько коллекций экзотических животных. В лабораторию за советом и помощью начали обращаться ответственные заводчики. Одновременно здесь находили приют отказники – экзотические питомцы, по каким-либо причинам ставшие ненужными людям.
Так, например, около пяти лет назад в городе распалась передвижная выставка экзотических животных. Владельцы просто вынесли живую экспозицию в подъезд съемной квартиры и уехали. Многие животные погибли на холоде, но часть из них удалось спасти, и в конечном итоге они оказались на биофаке. Среди спасенных был и тридцатисантиметровый нильский крокодил. Малыша поселили в детскую ванночку и практически сразу начали искать ему новый подходящий дом (нильские крокодилы вырастают до пяти метров в длину, а держать такое крупное и опасное животное в лаборатории возможности не было). Искали долго, отсеивая возможных перекупщиков. И только в конце 2015 года крокодил уехал на новое место жительства – в Москву. Взамен в Кемерово прислали карликового каймана.
Чаще всего здоровье вновь поступивших животных оставляло желать лучшего, отмечает Юлия Балашова – ветврач клинического центра, работающая в нем с самого основания.
«Сотрудникам пришлось осваивать новую область знаний и погружаться в изучение ветеринарных вопросов, – признается она. – Вслед за экзотическими животными экологически ответственные граждане стали приносить и диких представителей родной фауны, попавших в беду. Специализированной помощью им в городе не занимается ни одна организация, и столь необходимую функцию центр взял на себя. Это позволило получить неоценимый опыт работы с дикими и экзотическими животными, узнать все нюансы их содержания».
Не на птичьих правах
И хотя в центре работали специалисты с двумя профильными образованиями (биологическим и ветеринарным), лечить им приходилось, что называется, на коленке. Не было ни специализированного оборудования, ни подходящего помещения: ютились на нескольких квадратных метрах. Между тем хорошее дело не осталось незамеченным: госуниверситет выдел центру просторное помещение, был разработан план ремонта в соответствии со всеми нормами, закуплено современное высокотехнологичное оборудование. Официальный запуск Клинического центра сохранения биологического разнообразия в новом формате планируется в ближайшее время.
На добровольческих началах здесь стабильно работает пять человек. Они приходят сюда каждый день по нескольку раз: кормят постояльцев, дают пациентам необходимые препараты, проводят процедуры. Этот волонтерский костяк – профессионалы с профильным образованием. Им помогают еще около двадцати молодых волонтеров – часть из них также специалисты в области ветеринарии и зоологии, часть просто любители животных.
«О нашем центре знают не только в Кемерове, – говорит Юлия Балашова. – В других городах и регионах также есть свои центры помощи диким животным, но, к сожалению, не все они располагают необходимым лечебным и диагностическим оборудованием, не у всех есть просторные уличные и тёплые вольеры. Так что крупных птиц, млекопитающих, а также самых сложных пациентов часто отправляют к нам. Их поток не иссякает, но, в общем, благодаря регулярному кропотливому труду сотрудников и помощи наших добровольцев работа не останавливается, необходимых лекарств и расходных материалов пока хватает».
Сегодня на попечении кемеровских биологов и волонтеров несколько десятков животных: беспозвоночные, амфибии, рептилии, птицы, грызуны, зайцеобразные, рукокрылые, насекомоядные. Работа с дикими пациентами ориентирована на возвращение в природу. Многие из них готовятся к выпуску в естественную среду обитания уже через несколько дней (в зависимости от сроков возвращения вида в регион с зимовки).
Инструкция по спасению
«Видовое разнообразие диких пациентов из года в год увеличивается, а количество ежегодно меняется: в более холодные и снежные зимы нуждающихся в помощи животных больше, в более мягкие – меньше, – поясняет Юлия Балашова. – Количество хищных птиц, к примеру, напрямую зависит от популяции мышевидных грызунов. В зависимости от времени года также значительно меняется состав пациентов: в осенне-весенний период самая горячая пора: птицы мигрируют с мест зимовок и обратно. Весной, во время сезона размножения, всегда достаточно трагических историй с разорёнными гнёздами, одинокими малышами, по ошибке отнятыми у пернатых родителей птенцами-слётками и так далее».
В октябре прошлого года житель райцентра Промышленная Вадим Токачев привез в центр при КемГУ молодого белохвостого орлана, которого он нашел на участке у родственников. Птица не могла летать. Кемеровские специалисты вылечили крупного федерального краснокнижника и на днях выпустили в естественную среду обитания. Видимо, действуя чисто логически и интуитивно, неравнодушный кузбассовец всё сделал правильно. Если вы нашли на улице (в лесу, на трассе, на воде) потенциально безопасное для вас животное, нуждающееся в помощи, постарайтесь максимально аккуратно поймать его, советует Юлия Балашова. Тут вам поможет одеяло, большое полотенце, куртка или что-то подобное. Многие птицы и некоторые животные в темноте ведут себя гораздо более спокойно, поэтому лучше поместить свою живую находку в коробку, переноску, сумку. На дно постелите салфетку (ткань), в стенках сделайте отверстия для воздуха. Пострадавшего следует как можно быстрее доставить в ближайший центр помощи диким животным.
«Животное не нужно успокаивать, навязчиво гладить, фотографироваться с ним, таскать по друзьям и родственникам: всё новое шокирует и без того пострадавшего зверя и может ещё больше усугубить ситуацию, – говорит ветврач. – В пути не стоит часто открывать коробку: животное может собрать все оставшиеся силы и постараться убежать/улететь от вас и погибнуть, оказавшись вне зоны досягаемости. Если есть возможность доставить пострадавшего к специалистам в ближайшие несколько часов, не нужно насильно поить и кормить его – это чревато невправимым уроном его здоровью. Отлавливая животное, всегда помните о личной безопасности, не подвергайте себя риску».
Ответственность – экзотика?
Клинический центр сохранения биологического разнообразия по-прежнему пропагандирует ответственное отношение к экзотическим домашним питомцам.
«К сожалению, всё больше людей, не задумываясь, берет, так сказать, в домашнее пользование экзотических животных, – отмечает доцент кафедры экологии и природопользования Кемеровского госуниверситета Светлана Блинова. – Буквально два года назад были выявлены тигры, львы, питоны. Это то небольшое количество, которое держат. Помнится, в восьмидесятых-девяностых годах наши полярники умудрялись привозить из Антарктиды пингвинов. Первая реакция: «Как здорово: ни у кого такого нет»! Вторая: «А что с ним делать»? Ведь это целая проблема – создать условия».
Тем не менее, Юлия Балашова как ветеринарный врач-герпетолог (специализирующийся на лечении рептилий и амфибий) отмечает, что в целом владельцы экзотических питомцев стали более ответственны. Всё чаще потенциальные хозяева перед покупкой будущего любимца сначала стараются всесторонне изучить вопрос его содержания, готовят всё необходимое и только потом отправляются в зоомагазин.