В игре-то и речь!
Логопедические занятия есть сейчас практически в каждом детском саду. Ну, а кто мешает нам, родителям, и самим помогать малышам развивать речевые навыки, автоматизировать звуки, развивать моторику? Всё это можно делать и дома, и в магазине, и на прогулке. Сегодня с читателями «Кузбасса» своими наработками делятся Ксения Сабирьянова и Наталья Олейникова, воспитатели логопедической группы кемеровского детсада №14.
Ксения Сабирьянова привела в пример лишь малую часть игровых заданий, которые можно давать ребенку. Такие упражнения, по ее наблюдениям, вызывают большой интерес у ребят. Они развивают любознательность, память, внимание, а главное – речь. Ксения Викторовна уверена: для того, чтобы дети с радостью посещали логопедические занятия и выполняли предложенные им задания дома, необходимо придумывать увлекательные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и с новым материалом. Так, скажем, пособия для домашнего пользования на автоматизацию разных звуков и на формирование интонационной выразительности очень помогают повысить эффективность коррекционной работы.
- Разноцветные ромашки. Делаем ромашку из картона, в центре которой круг с нужной нам буквой. На каждом лепестке наклеен предмет, название которого начинается на букву, находящуюся в серединке ромашки. Дети должны правильно составить цветок из большого разнообразия лепестков.
- Звуковики. Берем три игрушки разного цвета: синюю, красную и зеленую. Это будут цвета звуков. Синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, а красный – гласный. И также дан набор картинок. Дети выкладывают картинки к определенной игрушке, цвет которой соответствует первому звуку в слове.
- Веселые крышки. Найдите две плоские коробки от конфет. В крышке одной проделываются круглые дырочки (чтобы можно было вставить туда крышечку с буквой) – три-четыре ряда по пять отверстий. А в другой коробке лежат крышки с нарисованными буквами сверху. Дети могут составлять из них слова и вставлять их в коробку с отверстиями. Вариантов закрепления много.
А вот Наталья Олейникова рассказала об играх, в которые можно с пользой играть даже на кухне в своей квартире.
- В бутылочки с крышками разного цвета можно насыпать крупу. Например, красная – фасоль, зеленая – горох, синяя – гречка. Предложите ребенку высыпать в одну чашку все крупы, а затем рассортировать обратно по бутылочкам, указывая, в какой бутылочке должна быть та или иная крупа. Отличная игра на развитие мелкой моторики и закрепления цвета.
- На кухне всегда можно предложить подсчитать предметы. Например: одна кастрюля, две кастрюли, три, четыре, пять кастрюль. Потом пересчитать кружки, ложки и так далее.
- Дайте своему малышу в руки какой-нибудь овощ или фрукт. Любимый. И предложите его описать. По форме, цвету, текстуре. Может получиться очень интересный рассказ!
- Рисование на манке – это уже классика. Но, тем нее менее, эта игра всегда очень хорошо воспринимается детьми. Насыпьте манку на противень – холст готов, краска готова, рисуйте!
- Игры на закрепление предлогов. Предложите ребенку указать, где лежат предметы. Например: тарелка на столе, стул возле стола, и так далее.
- Тренажеры на развитие дыхания. В стакан можно насыпать пенопласт, закрыть крышкой, сделать с другой стороны несколько отверстий и вставить трубочку. Дуй, радуйся, легкие развивай!
- «Дуйбол» – тоже игра на развитие дыхания. Сделайте небольшие воротца, возьмите ватный шарик и предложите ребенку с помощью воздушной струи (или можно дуть через соломинку для коктейля) закатить шарик в воротца. Обычно это вызывает бурный восторг.