Решиться на тепло

На XV Красноярском экономическом форуме, прошедшем 12-15 апреля, одной из главных тем стало теплоснабжение. Представители центральной власти, субъектов федерации, органов госрегулирования обсуждали за круглыми столами развитие отрасли и тарифной политики. Что тормозит инвестиции в сферу и почему в Кузбассе не реализуются прорывные проекты в теплоэнергетике, выяснял наш корреспондент.
Напомним, в 2017 году в России законодательно утвердили новую модель рынка тепла. Она предполагает переход от государственного регулирования тарифов методом «Затраты +» к либерализации цен на тепло для потребителей на основе долгосрочных договорных параметров. Цена ограничена предельным значением, рассчитанным на основе стоимости строительства альтернативного источника – современной котельной. Повышение тарифа будет постепенным и потребуется далеко не везде.
Перезимовали по-новому
«Законопроект был действительно непростой, но итоговый документ получился взвешенным и работоспособным, – сказал о законе «об альтернативной котельной» депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев на круглом столе «Актуальные задачи реформы российского теплоснабжения в перспективе 2025». – Сегодня он уже вошел в жизнь и учитывает интересы как теплоснабжающих компаний, так и потребителей. Для жителей это – плавный прогнозируемый рост тарифа не выше инфляционных значений, а вы знаете, в этом году инфляция ожидается на уровне 2,8%. Нас интересовало, как улучшить теплоснабжение, особенно сибиряков, инвестировать средства в оборудование, которое за годы обветшало. Закон должен обеспечить на долгосрочную перспективу нам с вами, нашим детям и внукам надежное теплоснабжение».
2018 год – этап внедрения новой модели тепла. Первой на нее может перейти Рубцовск Алтайского края. Мэр города Дмитрий Фельдман напомнил о кризисе в теплоснабжении города, пик которого пришелся на лето 2016 года. Рубцовск отапливали два источника – изношенная технически ТЭЦ тракторного завода и Южная тепловая станция, имевшая постоянные проблемы с поставками угля, расчетами за топливо, с ремонтами. Инвестиции в поддержание основных фондов не делались. Администрация города и правительство края обратились в Сибирскую генерирующую компанию (СГК) с просьбой зайти в Рубцовск – кроме как у инвестора таких объемных средств искать больше негде, отмечает Фельдман. СГК в сжатые сроки, за девять месяцев, модернизировала ЮжТЭЦ, объединила два контура – и теперь город отапливает один надежный источник. Компания фактически переделала всю систему теплоснабжения Рубцовска, вложив в это 1,9 млрд руб.: с 1 июля 2017 года тариф на тепло увеличился на 23%.
«Высоки или низки тарифы? – комментирует мэр. – Учитывая предыдущий опыт, когда тарифы были социальными, когда не было возможности от них инвестировать и ремонтировать и мы получили ту ситуацию, которую имели до прихода СГК, мы понимали, что не сегодня-завтра в городе будет катастрофа. Сегодня, я могу сказать, есть уверенность в том, что всё будет хорошо».
Недружелюбный тариф
Андрей Чибис, замглавы Минстроя РФ, согласился, что Рубцовск – это концессия, которая дала свой эффект:
«У нас Рубцовск много лет каждую зиму был как красная точка на карте. Каждый раз готовы были вылетать и вручную разбираться. Сегодня первая зима после заключения концессии, которую прожили без каких-то историй».
Концессии (форма частно-государственного партнерства) не всегда достаточны для решения крупных проблем в теплоэнергетике, в свою очередь отметил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.
«Концессия нас здорово выручает в ряде случаев, но глобально она не может изменить ситуацию: для по-настоящему больших проектов этого недостаточно, – сказал он. – Поскольку у нас проекты крупные, об окупаемости быстрее восьми-десяти лет речь не идет. Чтобы обеспечить возврат этих средств, мы должны быть уверены, что через пять-десять лет те условия, на которых мы начали работать, не изменятся… Тарифное регулирование, которое сложилось сегодня, не дружелюбно к инвестициям. Регулятор вырезает из тарифа вложенные инвестиции. Для реализации крупных проектов нужны гарантии, по-настоящему долгосрочные тарифы. На сегодня альтернативная котельная – единственный вариант. Главное, чтобы этот закон не остался на бумаге, а предпосылки к этому имеются».
Если не будет серьезных предпосылок со стороны федеральной власти, новый метод будет внедряться очень медленно, считает Кузнецов. Единственная заявка есть пока только от Рубцовска. Но там, по выражению главы СГК, альткотельная уже и так брезжила на горизонте:
«Плюс многое держится на личных отношениях. У губернатора есть авторитет в регионе, под его личные гарантии мы туда заходили».
Замруководителя ФАС России Виталий Королёв также отметил, что для перехода на альткотельную нужно абсолютное взаимопонимание всех сторон – и это учтено законом:
«В новую модель регулирования идем, только когда консенсус, когда все рады, довольны и одобряют».
От слов к делу
О психологической решимости и политической воле к переходу на новую модель рынка тепла на КЭФ говорила и директор СГК по тарифообразованию Екатерина Косогова.
«Инвестиции возможны при полном непротивлении всех сторон, – подчеркнула она во время мозгового штурма «Новая модель рынка тепла в действии: идеальные условия, возможности и результаты. – Вроде бы и власти не против, и мы, но это как-то нужно выразить. Сейчас подписаны соглашения о возможности рассмотреть переход на новую модель рынка теплоснабжения с Алтайским краем, с Хакасией. Но и это не является гарантией дальнейшей работы. Как долго эту возможность будут рассматривать – неизвестно, это проблема. Все должны понимать, что пропуск инвестиций в текущем году оборачивается еще большими вложениями в следующем. Чем дольше мы тянем с принятием решения, тем хуже для системы теплоснабжения. Пора переходить к реальным действиям».
Что касается готовности законодательства к этому переходу, то еще необходимо выпустить много подзаконных актов, уточнила Косогова. Сейчас СГК совместно с Минэнерго, ФАС, Минэкономразвития, Минстроем разрабатывает их. По мнению эксперта, этот объемный пакет документов, затрагивающий многие аспекты, будет готов в лучшем случае к концу года.
Выбросам – труба
На КЭФ Сибирская генерирующая компания представила 50-миллиардную инвестпрограмму для Красноярска, власти которого выразили готовность к реформам в сфере теплоснабжения. До 2022 года энергетики планируют заместить 30 мелких котельных теплом ТЭЦ. Второе направление – подключение новой застройки и создание резерва для этого на 50 лет. В ближайшие семь лет в городе введут 7,5 млн кв. м жилья. Для реализации этих проектов генератор планирует развивать мощности: строить второй современный энергоблок на Красноярской ТЭЦ-3 электрической мощностью 185 МВТ и тепловой 270 Гкал/час, а также комплексно модернизировать ТЭЦ-1.
Кстати, на старейшей ТЭЦ Сибири знаковые преобразования уже начались. 13 апреля промышленным взрывом разобрали последние 40 метров одной из трёх дымовых труб станции (105 м). На её месте за полтора года возведут новую трубу высотой 270 м. Тогда же из эксплуатации выведут и демонтируют две оставшиеся трубы. Выбросы вредных веществ будут рассеиваться на большей высоте – их концентрация будет меньше. Параллельно на ТЭЦ займутся проектированием современных электрофильтров с эффективностью очистки свыше 99% – на замену существующих батарейных циклонов с КПД 95%. Весь этот комплекс мер позволит сократить выбросы от источника на 25%.
Инвестиционный паралич
Инвестпрограмма в Новосибирске, куда СГК зашла в нынешнем году, оценивается в 10-20 млрд руб. Вообще, по словам Михаила Кузнецова, проекты по улучшению теплоснабжения есть на любой город с населением больше 600 тысяч человек.
«В Новокузнецке, как и в Кемерове, наша инвестиционная деятельность сейчас полностью парализована, – говорит гендиректор СГК. – И это очень печально, потому что как в одном, так и в другом городе планов у нас достаточно много. Парализована, потому что половину тарифа оплачивает бюджет, делает это не регулярно. Это убивает всю экономику: мы даже, честно говоря, иногда не очень понимаем, как считать финансовые модели, которые работают во всех остальных городах. И, конечно, постоянное откладывание решения этого вопроса делает все инвестпроекты в этих городах все менее и менее реальными, а очень жаль, потому что на идею, как можно было бы решить проблему Новокузнецка, заместить Центральную ТЭЦ, мы потратили очень много времени и вложились, что называется, душевно. Отказываться от этого проекта будет очень обидно».
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужно поменять условия, в которых работает отрасль в Кузбассе, убежден Кузнецов. Нужно сделать оплату услуг на таких же принципах, как во всех регионах. К слову, правительство Красноярского края ежегодно дотирует потребителей тепла на 5 млрд рублей, но субсидирует преимущественно районы Крайнего Севера. В некоторых его местах, куда топливо можно завести один раз в год, экономически обоснованный тариф – 50 тыс. рублей за Гкал. То есть поддержка – адресная. И потом, по словам представителей СГК, проблем с расчетом со стороны администрации края нет.
Медлить с инвестициями в тепло в том же Новокузнецке нельзя, считает Михаил Кузнецов. По его данным, потери тепла на сетях там (пресловутые парящие колодцы) не сопоставимы ни с одним городом присутствия компании.
«Нужно принять непростое политическое решение, привести его в жизнь. Если такое решение появится, мы с удовольствием применим силы, знания и капитал, чтобы исправить ситуацию», – заключает энергетик.