Увлечения в ногу со временем

Ровесница Кемеровской области Роза Витальевна Коваль из Яи постоянно стремится удивить и порадовать земляков результатами своих необычных творческих увлечений. А своими трудовыми достижениями она оставила заметный след в истории швейной промышленности Кузбасса.
Олимпийский дефицит из Яи
Старожилы хорошо помнят успехи яйской фабрики «Восход», где Роза Коваль много лет проработала главным инженером. Во многом благодаря её беспокойному характеру и природной сметке в это производство внедрялись новые технологии, пополнялся ассортимент брюк, которые фабрика шила для всей страны. Как сегодня вспоминает моя собеседница, работая в две смены, живой конвейер фабрики выпускал в сутки по две тысячи брюк самых модных фасонов. Ткань на них шла и хлопчатобумажная, и шерстяная, и даже модный в то время синтетический кримплен. В 1970-1980-х яйские швеи выпускали в год до 700 тысяч разнообразных и качественных мужских и женских брюк! Шагая в ногу с советской модой, расклешенные фасоны вытесняли прямые, а потом им на смену пришли широкие «бананы», в которых до сих пор ходят некоторые местные жители, предпочитая их нынешнему ширпотребу.
Особая тема – выполнение важного государственного заказа, который доверили в те годы только яйской фабрике: пошив высококачественных джинсов из импортной ткани накануне Московских Игр с специальной символикой «Олимпиада-80». Даже в самом кузбасском райцентре приобрести такой дефицит было сложно, ведь тысячи ультрамодных брюк сразу с конвейера отправлялись в другие регионы страны.
Спорт в помощь
И сейчас с большой теплотой Роза Витальевна вспоминает время расцвета и ударного труда на фабрике. Рассказывает, что постоянно была в командировках, искала поставщиков тканей, современного оборудования, новые рынки сбыта, представляла продукцию предприятия на всесоюзных выставках, осваивала передовые технологии, которые затем внедрялись в производство.
К примеру, пояс брюк, который раньше обрабатывали пять человек, с внедрением швейных «комбайнов» с двумя иглами могла пришить уже одна швея. Комсомольско-молодежные бригады и коллективы коммунистического труда увлеченно соревновались между собой за право быть лучшими. Ведь передовики получали не только почет и уважение – им платили достойную зарплату, премии, выделяли путевки в дома отдыха и санатории. Поэтому устроиться на фабрику, да еще и стать там передовиком производства – это было мечтой для многих женщин в Яе.
Как вспоминает Роза Коваль, сама она на фабрику попала случайно, когда ей было всего 16 лет. Да и то взяли в качестве… перспективной спортсменки – перворазрядницы по конькобежному спорту и лыжным гонкам – чтобы честь фабрики защищала на соревнованиях. Но девушка не только успевала тренироваться и спортивные рекорды во славу предприятия ставить. Она освоила все рабочие профессии, заочно окончила институт, едва не получила звание мастера спорта и, пользуясь уважением своих подчиненных, вместе с ними стала устанавливать достижения и на производстве. За что была награждена престижной медалью «За трудовое отличие».
И розы от Розы
– Я во всех делах стремилась быть первой, – признается Роза Витальевна. – Стремление к этому и сейчас не прошло. Бездельничать не могу. На фабрике еще помню работала – загорелась желанием научиться цветы из шелковой ткани делать. Заказала резцы, металлические формы, ткань желатином пропитывала и горячими формочками выдавливала из неё лепестки. Цветками самодельными прическу себе украшала и на платье пристегивала, на свадьбы знакомым дарила. Этим же увлечением «заразила» наших фабричных девчонок – молодых специалистов из общежития. Тогда же одевались скромненько, модно было хоть цветками себя украсить.
Перед пенсией работала в налоговой инспекции, и очень мне тогда захотелось научиться плести узоры по методике фриволите. Выписала по почте челноки, а вот обучить меня работать с ними было некому. Но я узнала, что детей в нашем Доме пионеров такому методу плетения обучают. Начала во время обеденного перерыва туда ходить на занятия, пока сама не освоила это искусство…
Трудовая закалка и фабричное воспитание помогли Розе Коваль и после развала производства, когда в 1990-х годах сотни работниц бывшего градообразующего предприятия в Яе остались без работы и денег, не опустить руки:
– Нужно было сыновьям помогать, внуков поднимать, а время-то было тяжкое. Ни денег, ни продуктов, ни одежды. Начала дома колготки и носки вязать. Как фабричные получались. За неделю свяжу штук 15 колготок, которые тогда в большом дефиците были, поедем с мамой на базар в Анжерку, она их мигом распродаст, пока я по городу гуляю. Возвращаемся с деньгами…
Инженерное решение
Несколько лет назад Роза Витальевна случайно увидела у родственницы необычайной красоты сувениры, которые, как оказалось, та плела из бумажных трубочек, скручивая их на вязальной спице. Начала сама учиться такому ремеслу. Оказалось, что слишком уж это кропотливое и долгое занятие. Нужно же вручную сотни трубочек накрутить, а потом уже из них что-то сплести. Муж Анатолий посмотрел, как его Роза каждый день мучается с этими трубочками, и решил механизировать процесс. Собрал электрическую машинку, управляющуюся под столом ножной педалью. Теперь благодаря этому приспособлению мастерица за несколько минут накручивает целые пучки бумажных заготовок. За несколько месяцев наплела десятки оригинальных сувениров для подружек из хора ветеранов, где сама поет, обеспечила эксклюзивными подарками родственников.
В ее квартире – тоже везде результаты её увлечения. Мельница, к примеру, где можно хранить к празднику «заначку» – бутылочку ликера, цветочные горшочки, корзинки, подставки для цветов. Сейчас мастерица мечтает сплести огромную напольную вазу для цветов. Изумляясь трудам рукодельницы, ее даже приглашали в совет ветеранов, чтобы провела там мастер-класс.
Рекламная продукция
Пытливый инженерный опыт Роза Витальевна тоже проявляет в своем увлечении. Выяснила, что самые прочные трубочки для каркасов её сувениров получаются из рекламных буклетов, которые во всех магазинах пачками валяются, да в почтовые ящики их раскидывают. Потому что там бумага толстая и лощеная. А оплетать такие каркасы лучше всего трубочками, которые из использованных лент от кассовых аппаратов или банкоматов скручиваются. Потом готовое изделие можно и загрунтовать водоэмульсионкой, покрасить колером или гуашью, да лаком бесцветным для прочности и красоты покрыть.
В своем занятии ветеран видит только пользу. Считает, что для здоровья полезно, когда работает мелкая моторика пальцев, фантазия развивается, да и радостно становится, когда из ненужных вроде бы бумажек такая красота получается.
…Обо всех увлечениях бывшего главного инженера швейной фабрики рассказать невозможно. Ведь к ним следует добавить и огромный огород, где всё утопает в цветах, теплицы. Во дворе многоквартирного дома, откуда теперь видны развалины разрушенной швейной фабрики, вместе с мужем они сделали скамейки, столик, посадили в клумбах цветы, а рядом – березки…
– С ранних лет нас учили трудиться, стремиться в профессии состоятся, красоту понимать. Может, поэтому нам теперь с такой школой жизни и на пенсии легче жить? – рассуждает Роза Коваль, председатель совет ветеранов бывшей швейной фабрики «Восход». – Тем более что планов творческих еще много, новые увлечения появляются. Начала работать с бисером, тканями, три персональных выставки провела, в Кемерове моими работами мастера восхищались. Всё это силы мне даёт, радует, поэтому и о старости пока думать рано!
Валерий Язовский.