Соцсети:
Актуальное

ОСАГО с препятствиями

19 марта 2018 | Наталья Гузева
По закону, за отсутствие или поддельный полис автогражданской ответственности водителя могут строго наказать. Так что, лучше вообще не выезжать на дорогу без такого документа… Фото: Федора Баранова.

Как не нарваться на мошенников при оформлении полиса автогражданской ответственности водителя и избавиться от навязанных дополнительных услуг? И реально ли вообще оформить полис в электронном виде? Во всем этом разбирался наш корреспондент.

 Меняющиеся реалии

Наверное, автостраховка всегда будет одной из вечных тем для обсуждения. Сначала в России долго добивались введения такой обязательной «денежной повинности» для водителей – уж очень много было разборок в судах, и потерпевшие годами не могли добиться положенных выплат. Конечно, страховка сказалась на кошельке водителя, но плюсов в нововведении все же было существенно больше. Поэтому 1 июля 2003 года – дата введения в действие Федерального закона «Об ОСАГО» №40, так называемого «сорокового закона», – стала, что называется, точкой отсчета новой эры урегулирования дорожных конфликтов.

Для страховщиков закон тоже был долгожданным – потому компании принялись активно сражаться за клиентов. Но карты спутали волны экономического кризиса и… автоюристы, которые за это время поднаторели в разборках между потерпевшими и страховыми компаниями. Последние, понятное дело, старались и стараются минимизировать свои расходы, а первые – увеличить выплаты. Одним словом, несколько лет назад вдруг выяснилось, что «автогражданка» не так уж выгодна, и расходы на возмещение убытков приходится нести немалые. И тут началась другая история: автовладельцы по закону обязаны застраховать автомобиль, а компании как могут стараются сократить количество таких договоров.

Например, пару лет назад водители столкнулись с такой проблемой, как… «нехватка бланков для ОСАГО». Причем бумаги эти находились только в том случае, если водитель соглашался на так называемое «комплексное страхование» – покупку дополнительной услуги. Тогда это тоже вызвало шквал эмоций и недовольства населения, поэтому с 1 января прошлого года правительство приняло решение о введении электронных полисов ОСАГО. Решение, безусловно, верное. Но вот работает ли этот механизм?

И… страховка квартиры!

Поскольку подошло время оформлять полис, отправляюсь по проторенному пути. В компанию «Актуальное страхование». Собственно, год назад там и оформлялся полис «автогражданки». Тогда тоже «допуслугу» автору этих строк пришлось купить: в 600 рублей обошлось страхование здоровья водителя. Но там, по крайне мере, мне обсчитали разные варианты, всё разъяснили. На этот раз всё было несколько по-другому…

«Можем предложить вам «Альфа-Страхование». Остальные не получится – базы «повисли», – сразу заявила девушка в офисе на проспекте Шахтеров в Кемерове.

«А есть ли там допуслуги?» – спрашиваю.

«У нас комплексное страхование…», – уклончиво отвечает представитель компании.

Пытаюсь уточнить, все-таки есть такие услуги или нет, и какие именно. Неохотно девушка признается, что мне придется дополнительно «подарить» компании то ли 1200, то ли 1500 рублей за… страхование жилья! Причем, какого именно жилья, являюсь ли я собственником квартиры или нет, ее не интересует в принципе!

В другом агентстве, «Вики», на улице Терешковой, автору этих строк предложили помочь оформить электронный полис без допуслуг. Но менеджер честно предупредила, что за подбор варианта и компании возьмет с меня 1000 рублей. Мол, не могу же я работать бесплатно.

Такие варианты абсолютно неприемлемы, потому решаюсь на приобретение электронного полиса автострахования самостоятельно. Но тут тоже есть один нюанс: участившиеся мошенничества. Полицейские неоднократно предупреждали кузбассовцев о многочисленных аферах в этой сфере. Потому, следуя рекомендации наших правоохранителей, иду на сайт «Российского Союза Автостраховщиков» , где содержится перечень компаний с активными ссылками. Кстати, там же размещена памятка, из которой можно узнать, что для оформления такого полиса самостоятельно нужно либо зарегистрироваться на сайте страховщика, либо зайти туда с помощью портала Госулуг. Захожу на сайт страховой компании «СДС», где много лет приобретала полисы ОСАГО. Никакой интеграции с порталом Госуслуг мне там не удалось обнаружить абсолютно. Более того, пройти даже регистрацию на этом портале, не говоря уже о покупке полиса, абсолютно нереально: то данные ввести невозможно, то слово на картинке для итоговой регистрации абсолютно не читаемо, то адрес нельзя найти в списке…

Отчаявшись, пытаюсь найти компанию, где есть хоть какая-то интеграция с порталом Госуслуг. Сие удалось только с «РЕСО-Гарантия», где мне было предложено приобрести электронный полис. Но, дабы понять, не ошиблась ли я с заполнением данных, решила обсчитать стоимость страховки непосредственно в офисе страховщиков. Ведь, по закону, непосредственно в компании вам обязаны продать полис на ваших условиях. То есть предлагать могут, что угодно, но если вы не хотите страховать плюсом к ОСАГО жизнь, здоровье, квартиру, ребенка и т.д., вам обязаны продать просто полис «автогражданки». Иначе можно пожаловаться в Центробанк.

ИП с фирменным логотипом

Неподалеку оказался офис СК «СДС», где, повторюсь, я много лет страховала автомобиль. Однако в офисе компании на проспекте Октябрьском, 53/2, встретили меня нерадостно. Молодой человек, не представившись, взял мои документы, параллельно разговаривая по телефону, что-то посмотрел в компьютере и написал на листке бумаги две суммы. «Что это?» – спрашиваю. «Это сумма страховки и дополнительная страховка автомобиля, 1100 рублей». Что, конечно, меня очень изумило. Я заявила, что, поскольку нахожусь в офисе страховой компании, а не в агентстве, мне ОБЯЗАНЫ продать просто ОСАГО, без лишних поборов. Но что молодой человек (как потом выяснилось, это был страховой агент Сергей Давлетшин) заявил:

«Я вам ничего не должен. И вообще я сейчас ухожу….».

И на самом деле взял куртку, намереваясь удалиться. Мои требования о встрече с руководителем офиса также остались без ответа: меня послали на Весеннюю, 5, к руководителю отдела розничных продаж. Здесь же, дескать, просто отдел по урегулированию убытков, и ОСАГО тут не занимаются. Как говорится, не верь глазам своим. При этом молодой человек, у которого я все-таки сумела взять визитную карточку, заявил, что он… просто «индивидуальный предприниматель». Читай, обычный агент, как те, что встречали меня в вышеназванных компаниях. С одной лишь разницей: те люди, собственно, не скрывали, что являются не прямым продавцом услуги, а агентством, и работают за определенное вознаграждение, а г-н Давлетшин находился в офисе конкретной компании и на его визитной карточке также был размещен логотип и адрес компании. И это, конечно, повод для обращения с жалобой в Центробанк.

Опять же, эта ситуация может интересна налоговикам, так как здесь можно усмотреть признаки так называемой схемы «связанных компаний»: когда создаются параллельные структуры для занижения налогооблагаемой базы и уменьшения налогов. Иначе зачем в офисе компании с фирменными логотипами, визитными карточками и прочим продает услугу не работник этой компании, а какой-то ИП?

Как вы догадываетесь, платить деньги г-ну Давлетшину я тоже не возжелала, решив попытать счастья в офисе «Ресо-Гарантия». Девушка-страховщик посмотрела мои документы и осторожно спросила, почему я не стала страховаться в прежней компании. Я объяснила ситуацию. Видимо, здесь законы знают как минимум лучше, поэтому агент быстро оформила мне ОСАГО без всяких допуслуг, и присовокупила к нему листок с моим паролем от личного кабинета, с помощью которого можно распечатать полис в случае утери, а также призвала не судить строго коллегу из СК «СДС». Мол, это все из-за произвола автоюристов…

Может, оно и так. Тем более что в прошлом году страховщики даже собирали в Кемерове большую пресс-конференцию, призывая автомобилистов не обращаться к правозащитинкам, которые практически разоряют компании. Но ведь и самим игрокам рынка страхования нужно действовать в правовом поле. Почему сайты, через которые мы имеем право купить полис ОСАГО, зачастую не дают такой возможности? На каком основании нам навязывают ненужные услуги? Почему коэффициент бонус-малус (скидка за безаварийную езду) у тебя сгорает, даже если ты год не вписан в автостраховку. И прошлые периоды – не в счет, всё начинается считаться так, как будто ты вчера сел за руль? И далее, далее…

Ведь если в РФ действует закон об обязательном автостраховании, не вина автовладельцев, что прибыли страховщиков стали меньше. Нужно идти навстречу клиентам, тогда, глядишь, исчезнут поддельные полисы ОСАГО и не будет на дорогах водителей без «автогражданки». Сейчас же у автомобилистов выбора практически не остается: либо ты покупаешь навязанные услуги, либо отправляешься в тяжелый поход за честным ОСАГО…

Кстати

На любой вкус!

Страховщики оказались очень изобретательны в части навязанных в «комплексном пакете» с ОСАГО допуслуг. Автомобилистам предлагают страхование плюсом к автогражданке жизни и здоровья водителя, жизни и здоровья родственников, страхование квартиры, дополнительное страхование «немолодой» машины (!), а также… страхование от поддельного полиса ОСАГО! Как нам объяснили, эта страховка должна покрыть ваш ущерб в том случае, если ваш обидчик на дороге окажется с поддельным полисом «автогражданки» или вовсе не будет иметь такового.

Другие статьи на эту тему

Четырёхколёсный туризм

Автопутешествия с каждым годом завоёвывают всё больше сердец.

В пресс-центре газеты «Кузбасс» можно будет узнать о бесплатной медпомощи

Уважаемые кузбассовцы! 30 июня с 14.00 до 15.00 в пресс-центре областной газеты «Кузбасс» на вопросы…

В отпуск – без страха. Со страховкой!

Насколько ковид удорожает отдых? И можно ли сегодня в принципе пересечь границу без медицинской страховки?

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс