Сети в новом формате
За последнее время с рынка продуктового ритейла Кузбасса ушло несколько сибирских брендов. Им на смену идут федеральные игроки – уже знакомые и совершенно новые форматы. Глобализация торговых сетей продолжается. О том, какие магазины могут открыться в регионе в ближайшем будущем, узнавал наш корреспондент.
Место пусто не бывает…
В начале года в Кемерове начали закрываться гипермаркеты «Палата» («Холидей Классик»). Из торгового центра «Я» магазин уходил под большую распродажу – скидки на отдельные группы товаров достигали 50%.
«Три федеральные сети рассматривают эти площади: «Пятерочка», «Лента» и «Магнит», – поделился своими соображениями один из участников рынка коммерческой недвижимости Кузбасса. – Эти компании работают в данный момент в таких форматах. У «Ярче» магазины меньше по площади, и ни один из магазинов «Холидея» им не подходит, а остальные сети – кто-то замедлил темпы развития, кто-то и вовсе их сокращает, как «Бегемот», например: несколько магазинов закрыли».
Однако стоит отметить, что в абсолютном значении число магазинов кемеровской сети, по её собственным данным, за год увеличилось: было около 40, а стало около 60.
По инсайдерской информации, на площади «Палаты» может претендовать омская сеть «Холифуд», работающая под брендом «Низкоцен». Эта торговая сеть представлена в Уральском и Западно-Сибирском округах и в республике Казахстан шестьюдесятью шестью компактными супермаркетами. По данным официального сайта компании, Кемеровская область входит в число регионов, в которых скоро откроются магазины «Низкоцен».
«Коры» перевяжут «Лентой»
Еще одним знаковым событием на рынке регионального ритейла за последнее время стало закрытие универсамов «Кора» той же ГК «Холидей». Последняя «Кора» в Кемерове закрылась совсем недавно. В ноябре 2017 года питерская «Лента» объявила о покупке 22 магазинов новосибирской компании в СФО, семь из которых находятся в Кемерове. Тогда ритейлер сообщал, что магазины в новом формате супермаркетов заработают в марте. Как рассказали «Кузбассу» в пресс-службе компании, планы по открытию «Лент» на месте «Кор» в Кемерове сохраняются:
«В данный момент в них проходят реконструкторские работы, которые завершатся в течение нескольких месяцев».
До сих пор сеть была представлена в Кузбассе только в виде гипермаркета. От своего большого брата универсамы «Лента» отличаются ассортиментом и ценами, но в них действует та же карта лояльности, что в гипермаркете.
«Формат больших супермаркетов «Лента» достаточно успешно работает в Москве, – поясняет коммерческий директор кемеровской компании «СЧ-Недвижимость» Евгений Зимин. – Я думаю, они могут здесь его применить».
Сибирь на «Перекрестке»
Формат же гипермаркетов, как у «Палаты», – сейчас редкость, отмечает эксперт:
«Это даже не гипермаркеты, а жесткий дискаунтер. У нас есть такие, правда, в миниформате: «Хлеб-соль». Они открылись вместо «Чибиса» на проспекте Шахтеров, в новых домах на Комсомольском. Собственник – юргинский «Окей». Взяли франшизу и активно развивают сеть, занимаются подбором магазинов».
6 марта в Кемерове открылся открылся первый в области магазин франчайзингового проекта METRO Cash & Carry — «Фасоль». Ритейлер позиционирует его как поддержку малого и среднего бизнеса: владельцев магазинов «у дома» или желающих их открыть. Франчайзи не платят роялти (сервисную плату), но должны соблюдать часть условий, в основном связанных с ассортиментом.
13 февраля 2018 года X5 RetailGroup (универсамы «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель») заключила соглашение о сотрудничестве с коллегией администрации Кемеровский области.
Федеральная сеть зашла в СФО с форматом «Пятерочка» в начале августа 2016 года. На 31 декабря 2017-го в Кузбассе работали 97 магазинов «Пятерочка» – больше, чем в других сибирских регионах присутствия. По соглашению с АКО, количество магазинов X5 в Кузбассе до конца 2020 года превысит две сотни. Будут ли это только универсамы – не уточняется.
«Торговая сеть «Перекресток» не исключает возможности выхода в Сибирь, он возможен в 2019 году, – рассказали «Кузбассу» в пресс-службе X5 RetailGroup. – Торговая сеть «Карусель» пока о такой возможности не заявляла».
Тем не менее, по информации нашего источника, в данный момент «Карусель» ведет переговоры с кузбасскими поставщиками оборудования для оснащения магазинов.
Глобализация с плюсами
По прогнозам аналитиков, доля современного ритейла, который не относится к федеральным сетям, за счет сделок по слиянию и поглощению сократится с 50% до 45% к 2020 году.
«Глобализация и нас не обойдет, – констатирует Евгений Зимин. – Но я считаю, что и наши сибирские компании достаточно сильные. Например, «Ярче КДВ». Я думаю, что если они такой формат поддержат, это решит проблему местных сетей. Потому что они помимо того, что продавцы, еще и производители. У них много собственных торговых марок, при этом они позволяют и другим брендам присутствовать в своих магазинах, конкурировать, и это сочетание очень правильное».
ГК «Холидей» в своем новом формате, наоборот, делает ставку исключительно на собственную марку.
«Компания за годы много экспериментировала, меняла, перестраивала и сейчас готова предложить покупателям уникальный для России формат, — говорит начальник отдела потребительского рынка областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Наталья Наумова. — По концепции в таких магазинах не будет брендового ассортимента, он будет заменен на качественные товары собственных торговых марок (СТМ). Сейчас в компании уже ведется плотная работа в этом направлении: около 70% товаров в магазине – это СТМ. Если сравнивать с федеральными розничными сетями, то там порядка 12% такой продукции».
Напомним, выход сетей, в том числе и федеральных, на рынок, эксперты считают умеренно позитивным для местной экономики и потребителя.
«В Кемеровской области около 16,5 тысяч предприятий потребительского рынка – торговые центры, гипермаркеты, магазины «у дома», рынки, ярмарки, нестационарные и мобильные торговые объекты, – говорит Наумова. – Доля сетей не превышает 50%. Кроме того, нельзя забывать, что в торговых сетях работают жители области и большая часть налогов тоже остается в областном бюджете. Так что присутствие федеральных сетей для экономики региона не менее важно. И более того, магазины розничных торговых сетей обеспечивают возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары широкого ассортимента, обеспечивают высокий уровень обслуживания, внедряют новейшие торговые технологии, применяют современные методы работы с клиентами, разрабатывают выгодные сезонные предложения, дисконтные системы. В крупных торговых сетях реализуется до 30% продукции местных производителей».
Мнение о том, что федералы душат местные сети, собеседник газеты считает ошибочным: во многом судьбу магазина решают потребители. За несколько последних лет в Кузбассе рынок покинули сразу несколько региональных и локальных игроков. Оставшиеся и действующие составляют достойную конкуренцию федеральным сетям.
В цифрах
По данным областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка за 2017 год крупные федеральные торговые сети нарастили свое присутствие в регионе. На первом месте по количеству магазинов по-прежнему «Мария-Ра» («Розница К-1») из Алтайского края – у неё 320 объектов. За год компания открыла 66 новых магазинов (+26%). На втором – «Магнит» (АО «Тандер», Краснодарский край) – 189 магазинов. С начала года сеть увеличилась на 60,2% или на 71 объект. На третьем – томская сеть «Ярче!» («Камелот-А»), которая на сегодня насчитывает 123 супермаркета. За прошедший год сеть приросла 44-ю объектами (+59,5%).
На четвертом месте новосибирская «Компания Холидей» («Кора», «Холидей», Новосибирская область) – 122 объекта. За год сеть увеличилась на один объект.
Московская X5RetailGroup за год увеличила свое присутствие в Кузбассе на 104,4%, открыв 85 универсамов «Пятерочка». На конец 2017 года их 97.
Региональная торговая сеть «Бегемот» насчитывает 64 магазина. За год их количество увеличилось на 17 (+36,2%).
Торговая сеть «Монетка» компании «Элемент-Трейд» (Челябинская область) представлена в Кемеровской области 64 магазинами. Рост сети с начала года составил 23,1% (+12 объектов).
Общее количество магазинов региональной сети «КХ им. Волкова» в регионе – 61 магазин. Рост торговой сети с начала 2017 года составил 3,4% (+2 объекта).
Общее количество магазинов «Светофор» красноярской компании «Торгсервис» по области – 36 единиц. За год их количество не изменилось.
Крупнейший дистрибьютор продуктов питания на территории Иркутской области и республики Бурятия – группа компаний «Слата» – представлена в Кузбассе в семи магазинах-дискаунтерах «Хлеб-Соль» (+5 магазинов с начала года).
В Кузбассе практически в каждом муниципалитете действуют региональные и локальные торговые сети. Кроме работающих по всей области «Бегемота» и «КХ «Волков», это «Снегири» (7 магазинов, Юрга), «Лоза» (9 магазинов, Кемерово), «Лето» (12 магазинов, Кемерово), «Соседи» (20 магазинов, Березовский, Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк, Киселевск, Белово), «Корочка» (9 магазинов, Кемерово, Белово), «Окей» (25 магазинов, Юрга, Юргинский район) и другие.
К слову, по принятым в отрасли нормам, имеет смысл строить один магазин формата «у дома» на 3-5 тысячи человек. Открывать гипермаркет среднего размера с торговой площадью 3-6 тыс. кв. м целесообразно примерно на каждые 35-50 тысяч населения.
Между тем
В 2017 году Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области рассмотрело 1147 жалоб на нарушения санитарного законодательства и на нарушение законодательства в области защиты прав потребителей при обороте продуктов питания. Из них 53,9% – на качество продуктов, 17,5% – на организацию питания населения, 18,9% – на нарушение прав потребителей в торговле, 6% – на нарушения прав потребителей в общепите.
Чаще всего кузбассовцы жаловались на мелкую розницу, в том числе на объекты нестационарной торговли. Претензии высказывают и сетевому ритейлу – как федеральному, так местному.
Лидером по количеству жалоб остается «Мария-Ра» (44 обращения), далее следуют «Магнит» (31), магазины компании «Холидей» (30), «Лента» (17) «Пятерочка» (12), «Ярче!» (8), «Монетка» (8), «Светофор» (7).
Покупатели по-прежнему жалуются на плохое качество продуктов, истекшие сроки хранения, отсутствие маркировок, неправильные ценники. По результатам рассмотрений всех жалоб на 529 юрлиц, ИП, должностных лиц и граждан наложено 14 млн руб. административных штрафов. Напомним, с 2017 года Роспотребнадзор имеет право вмешиваться, если покупатель сначала предъявил претензию продавцу.