Дом на сточных водах
Жительница частного дома в Мариинске больше 30 лет страдала от соседства с домом многоквартирным: подворье топило содержимым муниципальной выгребной ямы. Сравнительно недавно пятиэтажку подключили к центральной канализации, но, по словам домовладельца, проблема с этим не решилась. От сырости деревянный дом разрушается, а пенсионерка пытается найти ответственных за повреждение своего имущества.
70-летняя Галина Лебедева живет в своем доме по адресу ул. Социалистическая, 46, с 1982 года. В середине 80-х напротив частного сектора возвели пятиэтажку, канализационная яма которой находится в непосредственной близости от огорода Галины Арсентьевны. И при переполнении ямы её содержимое течёт на подворье пенсионерки…
Яма со всеми вытекающими
«Каждый год, начиная с февраля, мое подполье затапливается фекальными водами», – говорит она.
То, что в дом приходят именно фекальные воды, выявили многочисленные комиссии, которые бывали дома у Лебедевой с 2003 года по 2013-й. Среди основных причин – переполнение жижесборника дома по адресу Ленина, 51 (местному водоканалу рекомендовали своевременно откачивать содержимое ямы), вероятный порыв трубопровода холодной воды, протекающая водоразборная колонка. В 2013 году ресурсоснабжающая организация отремонтировала колонку, яму, по словам проверяющих, откачивали регулярно, однако затопления продолжились из-за неустановленного «несанкционированного источника»…
С тех пор, по словам Галины Арсентьевны, ситуация только усугубилась.
«Из-за постоянной сырости в 2014-м в доме обвалилась печь, отремонтировали, но все равно в доме очень холодно – 10-15 градусов, – говорит она. – Этим летом (читательница обратилась в редакцию в декабре 2017-го. – Прим. авт.) по той же причине сгнили лаги и провалился пол, и моя «новая печь» может рухнуть опять в любое время».
Как выяснилось из переписки редакции с инстанциями, на сегодня дом по Ленина, 51, подключен к центральной канализации. По данным Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Кемеровской области – в 2009 году. По словам Лебедевой, позже – в 2015-м. На это же косвенно указывает мариинская газета «Вперед», корреспондент который побывал в доме Галины Арсентьевны в апреле 2013 года. Так или иначе, сегодня многоэтажка свои стоки в яму не сбрасывает.
«Многоквартирные дома №47, 49, 51 по ул. Ленина подключены к системе центрального канализирования (здесь и далее цитируем ответ из Информационно-диспетчерского центра (ИДЦ) ЖКХ Кузбасса. – Прим. авт.). Сточные массы от домов поступают на канализационно-насосную станцию №7 с дальнейшим сбросом на городские очистные сооружения. Выгребная яма, находящаяся между домами №51 и 53 по ул. Ленина принимает стоки только от здания под номером №53, в котором расположены магазины. В здании постоянно не проживают, и количество стоков незначительно. Собственнику здания выдано предписание о переключении в 2018 году к системе центрального канализирования. В дальнейшем администрация Мариииского городского поселения планирует демонтировать выгребную яму».
Проверка не обнаружила
Кроме того, по данным ИДЦ, раньше между домом Лебедевой и соседним домом №44 проходила водоотводная канава, что также способствовало подтоплению подворья читательницы.
«В 2013 году для исключения подтопления дома №46 сформирована водоотводная канава между домами №42 и 44, которая ежегодно очищается от снега и мусора, находится ниже по уровню по отношению к дому заявителя. Данная канава обеспечивает отвод грунтовых, поверхностных вод на обследуемом участке. Наличие данного сооружения полностью исключает возможность подтопления дома заявителя».
12 февраля представители администрации Мариинска провели обследование двора Галины Лебедевой и выгребной ямы.
«На момент обследования следов подтопления дома нет, выгребная яма не имеет признаков излития на рельеф, порывов водопроводных сетей не обнаружено».
По информации ИДЦ, претензий у заявителя после проверки не осталось. Как выяснилось, это не совсем так. Мы связались с Галиной Арсентьевой по телефону.
«Пришли ко мне и просят показать, где у вас течет, – рассказала она. – Вы что, издеваетесь надо мной? Второй месяц температура ночью держится 30-40 градусов на улице, как я покажу? Будет тепло – приходите, смотрите».
Несмотря на все вышеперечисленные мероприятия, призванные решить проблему подтопления, Лебедева говорит, что вода продолжает приходить к ней и со страхом ждёт потепления:
«Топит каждый год – грунтовые воды. До 2015 года топило выгребной ямой. Яму откачивали последний раз в сентябре, а пользуются ей три магазина. Сейчас это все начнёт таять, и меня опять затопит».
Будет вода – будем искать
Однако первый заместитель главы Мариинского городского поселения, начальник управления по имуществу и жизнеобеспечению Владимир Шинкаренко заверил нас, что на сегодня причин для беспокойства у Галины Лебедевой быть не должно.
«Два года назад администрация немного изменила русло канавы, которое пролегало рядом с домом Галины Арсентьевны, вывели его возле 42-го дома, – рассказывает он. – Канава проходит по краю её огорода, по меже между домами. Даже если начнется излив из выгребной ямы или из другого места, канава наполнится водой, наморозится и так далее. На сегодняшний день этого нет… В середине февраля специалист выезжал к Галине Арсентьеве: подполье сухое, воды нет».
Выгребная яма, которую также осмотрели, по словам собеседника газеты, заполнена наполовину: собственнику нежилого здания выдали предписание своевременно её откачивать и подключиться к центральной канализации до середины лета. Во дворе дома №51 в этом году запланирован ремонт по федеральной программе «Комфортная городская среда». Перед тем, как начать асфальтировать и благоустраивать, выгребную яму уберут, говорит заместитель главы.
Представитель администрации обещал контролировать ситуацию. Тем более что беспокоится за свою недвижимость и хозяйка дома №42, возле которого ныне пролегает русло канавы.
«Я работаю в этой должности полгода, – говорит Шинкаренко. – С Галиной Арсеньевной мы познакомились в ноябре. Тогда мы договорились: когда вода начнёт приближаться либо канава – заполняться, позвоните нам. Если будут проблемы у жителей, конечно, мы будем выезжать, реагировать. Вплоть до того, чтобы загонять машину и откачивать… Пока ситуация стабилизировалась: воды в канаве нет. Будет вода – будем искать, откуда».
Дом – частный, сток – муниципальный?
К своему письму в редакцию Лебедева приложила фото провалившегося пола и печки с обсыпавшейся штукатуркой. По информации жилинспекции, полы в доме Людмилы Арсентьевны действительно имеют гнилостные разрушения.
«Вопрос ответственности может быть решен только в рамках гражданского судопроизводства, при наличии достаточных доказательств о наличии причинно-следственной связи с переполнением ямы и разрушением конструкций жилого дома заявителя», – отвечает начальник отдела инспектирования областного ГЖИ Дмитрий Ховалко.
«Центр города стоит на болоте, возможно, тут и уровень грунтовых вод влиял, – рассуждает Владимир Шинкаренко. – Выгребная яма не давала настолько много стоков – они в любом случае разбавлялись. Возможно, внес свою лепту старый водопровод. У этой ямы наверняка была какая-то подпитка. Проводили даже эксперимент: откачали десять кубов из неё, утром приходят – снова полная. Это было в весеннее время… За домом же нужен уход: летом – открывать отдушины, просушивать подполье. Где-то подливать отмостки, чтобы отвести воду от фундамента, пройти известкой, если появился грибок. Если фундамент слабый, то дом на болоте со временем начинает проседать…».
Так или иначе, Галина Арсентьевна ведет отсчет своих проблем с момента постройки по соседству многоэтажки со всеми вытекающими… Минувшим летом администрация города выделила ей 2000 рублей матпомощи, но этих денег на ремонт не хватило.
«Мне говорят, мы не можем сделать тебе ремонт: дом твой, частный. Но яма-то не моя! – сетует пенсионерка. – Частный дом мой, но вы сгноили его за 30 лет!».
Галина Лебедева говорит, что она одинока, помочь ей некому. И сейчас половину пола в комнате она прикрывает, чем придётся, а в морозы ходит дома в валенках…