Мобильные жалобы на работодателя
Роструд обновил мобильное приложение «Я – инспектор», доступное для бесплатной установки на телефон из некоторых интернет-магазинов. С его помощью работники могут оперативно сообщать в Гострудинспекцию о нарушениях в выплатах заработной платы. Кузбассовцы пока что предпочитают жаловаться более традиционным способом – в письменных заявлениях.
Напомним: первая версия мобильного приложения «Я – инспектор» предназначалась для информирования ведомства о наиболее травмоопасных нарушениях техники безопасности на стройках. Их мог заметить даже прохожий: отсутствие касок у строителей, работу на высоте без защитных ограждений и страховки, отсутствие ограждения самих строительных площадок… Владельцу телефона достаточно было «кликнуть» на соответствующий пункт в меню приложения и прикрепить фото самого нарушения и фото щита с информацией о строящемся объекте (для его идентификации).
В новой версии приложения круг вопросов для обращения работников значительно расширен. Теперь здесь стали доступны темы «Произведены удержания из заработной платы», «Задерживают зарплату», «Работодатель платит меньше, чем предусмотрено трудовым законодательством», «Не оплачена сверхурочная работа, работа в выходные и нерабочие дни».
«В Государственную инспекцию труда в Кемеровской области обращения работников через приложение «Я – инспектор» пока что не поступали, – отмечает руководитель инспекции Анатолий Карев. – Чаще всего кузбассовцы заявляют о нарушении своих трудовых прав, в том числе в части заработной платы, в письменных заявлениях. В электронном виде к нам поступают лишь около 20% обращений – через портал Онлайнинспекция.рф. Напомню, что с прошлого года для подачи электронного обращения в адрес любых надзорно-контрольных органов гражданину необходимо авторизироваться через систему ЕСИА (сайт Госуслуг) и таким образом подтвердить свою личность. Только после этого его обращение будет рассмотрено в полном объеме и может стать основанием для проведения проверки. В противном случае проверка будет считаться незаконной.
Приложение «Я – инспектор» связано с порталом Онлайнинспекция.рф напрямую: обращения, направленные сюда с мобильных устройств, фиксируются на портале и поступают на рассмотрение в Гострудинспекцию соответствующего региона».
В ГИТ Кемеровской области уточнили: жалобы на нарушения в области оплаты труда всегда составляли большую часть обращений. Но при этом за последние три года их количество существенно снизилось – и в абсолютном соотношении, и в процентном. Так, в 2015 году в адрес инспекции поступило 3700 жалоб кузбассовцев по данному вопросу, что составило 59% от всех обращений. А в 2017-м – 2402 жалобы, или 43,7% от общего числа.
Чаще всего работники жалуются на невыплату в полном объеме заработка и иных полагающихся выплат (отпускных, расчетных при увольнении). А также – на их получение с нарушением установленных законом сроков по вине работодателя.
В прошлом году Гострудинспекция Кузбасса выполнила 3781 проверку, в результате было выявлено почти 22 тысячи нарушений. Из них 10028 – по оплате труда. Этот год оказался рекордным по задолженностям заработной платы: в течение нескольких месяцев размер долга превышал 200 миллионов рублей. Причем основная его доля – около 150 миллионов рублей ежемесячно – образовывалась по вине двух угледобывающих предприятий с большим количеством работников. Решить здесь проблему удалось только к концу года.
В общей сложности по итогам надзорно-контрольных мероприятий, проведенных ГИТ, работникам области в прошлом году были выплачены 1 миллиард 710 миллионов рублей. На 1 января 2018 года, по данным Кемеровостата, задолженность по заработной плате на территории Кузбасса составила 35,081 миллиона рублей перед 2762 работниками. К 1 февраля общую сумму долга удалось снизить до 14,87 миллиона рублей. На эти выплаты рассчитывают 168 работников.