«Теледоктор» в законе
Применение информационных технологий в сфере здравоохранения перешло на новый уровень: оказание медицинских услуг по интернету стало законной практикой. Как это отразится на пациентах из Кузбасса?
Уже было
Нередко изменения в действующем законодательстве не только вводят новые правила и регламенты, но и закрепляют те отношения, которые уже сложились в обществе по факту. Это в полной мере относится к закону о телемедицине, вступившему в силу с января 2018 года.
Так, внедрять консультации по скайпу на амбулаторном приеме Кемеровская городская клиническая больница №1 им. М.Н. Горбуновой начала еще в 2010 году. Для этого здесь создали специальный консультативный центр, а рабочие места докторов оснастили компьютерами с веб-камерами. На первом этапе телекоммуникационные технологии связывали прежде всего медиков. Пациент обращался в поликлинику к терапевту или к хирургу с жалобами, например, на работу мочеполовой сферы. Врач связывался с урологом консультативного центра, излагал ему проблему, согласовывал объем обследований и время очной консультации. Чтобы к узкому специалисту человек пришел уже с результатами и уролог мог на первом же приеме поставить диагноз и назначить лечение. Эта схема избавляла пациентов от «промежуточных» посещений поликлиники.
С декабря 2011-го консультировать по скайпу больных, нуждавшихся не в экстренной помощи, а в квалифицированном совете, стали специалисты Кемеровской городской станции скорой помощи.
Но масштабное развитие телемедицины началось с 2013 года: в рамках федеральной программы снижения смертности населения от сосудистых катастроф в здравоохранении региона была внедрена дистанционная расшифровка электрокардиограмм пациентов с подозрением на инфаркт. В региональных сосудистых центрах, действующих на базе Кемеровского кардиодиспаснера и Новокузнецкой горбольницы №1, стали круглосуточно дежурить врачи функциональной диагностики, кардиологи и неврологи. «Скорые» из различных территорий области начали передавать сюда пленки с ЭКГ. Специалисты центра делали заключение о том, есть у больного инфаркт или нет, а уже от этого зависела дальнейшая тактика действий «скорой».
Сегодня плюсом к этому в Кузбасском кардиоцентре практикуется дистанционная расшифровка снимков компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Специалисты областного противотуберкулезного диспансера на расстоянии «читают» рентген-снимки пациентов из территорий области. Специалисты акушерского дистанционного консультативного центра, действующего на базе областного перинатального центра им. Л.А. Решетовой, помогают коллегам на местах вести сложных беременных и таким образом решают проблему снижения материнской и младенческой смертности. А врачи-онкологи в рамках профилактики меланомы консультируют пациентов, приславших фотографии родинок…
То есть все это уже есть сегодня. Тогда что нового привносит в сложившуюся практику закон?
Обязательно к исполнению
Главное отличие в том, что прежде телемедицина была чем-то вроде акта доброй воли, одним из вариантов взаимовыручки коллег, которые в сложных случаях приходили на помощь друг другу. Теперь же дистанционные действия получили статус медицинских услуг – со всеми вытекающими из этого формальными последствиями.
«В конце ноября 2017 года Минздрав издал приказ № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», – комментирует и.о. начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Александр Брежнев. – Он прописывает конкретный порядок и предельные сроки оказания помощи в рамках телемедицины, формулирует права и обязанности сторон, регламентирует порядок их взаиморасчетов, предусматривает получение дистанционных консультаций не только в рамках ОМС, но и на платной основе, а также анонимно. Заключения по итогам телемедицинской консультации или консилиума отныне имеют юридически значимый характер. Их будут вносить в медицинскую карту больного и считать, например, основанием для его направления на лечение с применением высоких медицинских технологий.
Также в приказе впервые сказано, что дистанционно могут быть оказаны различные виды медицинской помощи: помощь в рамках ВМП, паллиативная, первичная медико-санитарная… Первичная дистанционная помощь – это, например, онлайн-консультации по интернету, организованные на базе мобильного медпункта или поезда здоровья.
Условия оказания помощи определяются тем, где пациент находится в данное время. Он может прийти на свой ФАП или в свою поликлинику или же проходить лечение в круглосуточном стационаре «своей» больницы и здесь получить консультацию специалиста из медицинской организации более высокого уровня. А при дистанционном мониторинге состояния здоровья может находиться на работе или у себя дома. Приказ обязывает врача экстренно реагировать на критические изменения показателей здоровья пациента, переданные дистанционно. Эта реакция может быть выражена, например, в том, что доктор вызовет для больного бригаду скорой помощи.
Теоретически новый закон позволяет гражданам выбирать больницу из ряда тех, которые организуют телемедицинские консультации одного профиля – точно так, как сегодня они выбирают медучреждения для получения обычных медицинских услуг. Но для реализации этой нормы на практике должны быть разработаны соответствующие подзаконные акты…»
Не вместо, а вместе
Эксперты полагают, что закон о телемедицине не заменит выездную работу медиков. Но частично проблему доступности «узких» специалистов в малых территориях он действительно решит. В тех случаях, когда пациенту с уже установленным диагнозом потребуется дополнительная консультация или корректировка лечения, сделать это можно будет по интернету.
Если же диагноз не установлен, больной, как и раньше, должен будет встретиться с врачом лично. Вот тут жителей удаленных и труднодоступных уголков области и выручат специалисты мобильных бригад из ведущих медучреждений Кузбасса.
По новым правилам, и больницы, и врачи, использующие в своей работе телемедицину, должны быть внесены в федеральный реестр медицинских организаций Единой государственной регистрационной системы в сфере здравоохранения. В Кузбассе этот процесс уже пошел. В департаменте здравоохранения уточнили, что на сегодняшний день все 185 государственных медицинских организаций и их работники регистрацию уже прошли. Частные клиники (а их в области более 2000) тоже начали подавать заявки.
Медучреждения разных форм собственности смогут использовать для проведения телеконсультаций любых операторов связи, которые предоставят услуги необходимого качества. Сопровождать защищенную сеть передачи данных в здравоохранении региона по-прежнему будет Кемеровский областной медицинский информационно-аналитический центр (КОМИАЦ).
Все услуги, и медицинские в том числе, имеют цену и должны оплачиваться по утвержденным тарифам. В Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Кемеровской области «Кузбассу» пояснили, что на сегодняшний день в нашем регионе установлены лишь тарифы на дистанционную расшифровку ЭКГ (которая, напомним, практикуется уже несколько лет в рамках программы снижения смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний). Но по мере реализации нового закона «телемедицинская составляющая» тарифного соглашения, заключенного между ДОЗН, ТФОМС, страховыми медицинскими компаниями и Кемеровской областной ассоциацией врачей, будет расширяться.
Для пациентов это ничего принципиально не изменит. Лечиться с применением интернет-технологий они смогут так же, как лечились без них: по полису ОМС, в рамках добровольного медицинского страхования или на платной основе. И будем надеяться, что львиную долю российских граждан охватит именно бесплатная телемедицина.