Пассажирский экстрим

В сильные морозы недостатки в работе общественного транспорта ощущаются особенно болезненно. Как кузбасские перевозчики и пассажиры пережили полторы недели экстремального холода, и какие слабые места сферы в очередной раз выявила непогода, выяснял наш корреспондент.
Дорог автобус к самолету
В первую очередь сорокоградусные морозы внесли коррективы в работу междугородних и межрегиональных автобусных маршрутов по всей Западной Сибири. На минувшей неделе десятки рейсов отменяли вокзалы Новосибирска и Барнаула. Как рассказал в пятницу начальник отдела организации перевозок ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» Игорь Зотов, в Кузбассе в основном снимали все ночные межрегиональные рейсы, такие, например, как «Кемерово – Белокуриха». Исключение составили маршруты «Кемерово – аэропорт Толмачево (Новосибирск)» и «Кемерово – Красноярск».
«Людям нужно попасть на самолет – из Красноярска также улетают, там находится аэропорт Емельяново – поэтому мы не стали отменять рейсы по этим направлениями, – поясняет Зотов. – В них отправляются новые, исключительно исправные автобусы, заправленные арктическим топливом – это новый вид топлива, который позволяет эксплуатировать транспортное средство при температуре до минус 50 градусов».
Отказались на время морозов в «Кузбасспассажиравтотрансе» и от некоторых внутрирегиональных рейсов.
«Первый автобус из Тяжина в Кемерово должен выходить в 4.30, но мы его не отправляли, потому что он идет один – зачем рисковать? – говорит представитель регионального организатора пассажироперевозок. – Следующий рейс приходит в Мариинск – два автобуса соединяются и идут вместе. То же самое из Тисуля: приезжает в Мариинск, там формируется рейс на 9.30, и два автобуса пошли вместе».
Спаривание рейсов в непогоду в регионе практикуется давно и зарекомендовало себя хорошо. Бывали случаи, что во время следования по маршруту автобус ломался, – и тогда людей пересаживали и благополучно доставляли в областную столицу, отмечает собеседник газеты. Вот и нынче не обошлось без сходов с линии по причине технической неисправности, но ждать на морозе пассажирам не пришлось.
«У нас есть своя служба ГЛОНАСС, диспетчерский центр, мы контролируем каждый автобус, – рассказывает Игорь Зотов. – Если автобус останавливается, то у диспетчера загорается лампочка. Диспетчер оперативно связывается с ним и выясняет причину остановки, уточняет, сколько людей в салоне, ищет ближайший автобус по пути следования, чтобы людей пересадить и доставить до пункта назначения… За все морозные дни у нас не было ни одного ЧП. Конечно, сходы с линии были, но самое главное, что перевозки не останавливаются, осуществляются по всем направлениям. Где-то мы спариваем рейсы, где-то выпускаем одиночные. Мы обеспечивали транспортную доступность. Да, не всегда в то время, в которое хотелось бы пассажирам; но на вокзалах и автостанциях всегда можно дождаться следующего рейса: располагаем людей в тепле, чай даем, чтобы они чувствовали заботу».
Лед и пламень
Если на междугородних направлениях в морозы удалось избежать происшествий, то городского общественного транспорта они, к сожалению, не миновали. И самым заметным, пожалуй, стал пожар в кемеровском автобусе.
Напомним, 23 января около 18.20 в Рудничном районе на подъезде к остановке загорелся автобус «Нефаз», следующий по маршруту №32. В момент возгорания в салоне находилось 14 человек. К счастью, пассажиры и водитель успели выйти вовремя, никто не пострадал. Автобус же сгорел практически полностью. По предварительным данным, причиной возгорания стало замыкание в блоке управления жидкостного предпускового подогревателя двигателя.
Между тем еще 19 января губернатор Аман Тулеев в связи с трагедией в Республике Казахстан на трассе «Самара – Чимкент», где в автобусе сгорели 55 человек, поручил главам городов и районов, руководству «Кузбасспассажиравтотранса», транспортных предприятий проконтролировать техническое состояние пассажирского автотранспорта и обеспечить безопасность пассажиров.
Сгоревший «Нефаз» был 2004 года выпуска. Как сообщил «Кузбассу» эксперт, близкий к сфере пассажироперевозок, не всегда проверка может предотвратить подобные инциденты, особенно если речь идет о достаточно старой технике.
«Последствия постоянных нагрузок не всегда можно выявить заранее: еще секунду назад лампочка горела, а потом перегорела. Да, мы особое внимание вынуждены уделять электро- и пожаробезопасности, и в спокойное время стараемся заменить по максимуму проводку, но полностью это сделать невозможно. Объективно сложилась ситуация, которая может привести к тому, что техника в любой момент может выйти из строя, особенно при такой степени использования».
Тем не менее, начальник «Кемеровской автоколонны 1237», которой принадлежал сгоревший автобус, понес персональную ответственность: губернатор отстранил его от занимаемой должности. В областном департаменте транспорта и связи подчеркнули, что «происшествие случилось в результате недопонимания руководителем предприятия всей меры ответственности перед людьми за безопасность перевозок пассажирским транспортом, полной бесконтрольности технического состояния автобусов». В причинах ЧП сейчас разбираются правоохранители.
Металл не выдерживает
Второй заметный инцидент с общественным транспортом, напрямую связанный с морозами, произошел также в Кемерове на следующий день – 24 января. Рано утром на кольце бульвара Строителей лопнула и накренилась стальная опора контактной сети троллейбусов. В результате около десяти единиц электротранспорта оказались заблокированы.
«Эта опора стоит там достаточно давно и не вызывала никаких вопросов, – отмечает пресс-секретарь «Кемеровской электротранспортной компании» (КЭТК) Максим Гончаренко. – Но крайне низкая температура в сочетании с повышенной, хотя и нормативной нагрузкой на опору привели к тому, что не выдержал сам металл».
Троллейбусы пустили по резервным маршрутам, также планировали дополнительный автобусный – не было уверенности, что удастся ликвидировать последствия в течение суток, отмечает собеседник «Кузбасса»:
«В сорокоградусные морозы не работает гидравлика кранов, и сварочные работы не ведутся: нет возможности сделать адекватной прочности шов».
Однако провисшей участок контактной сети восстановили в течение семи с половиной часов.
Максим Гончаренко говорит, что «паспортная» температура использования трамваев и троллейбусов – до минус 40 градусов. По его данным, в утро аварии на контактной сети термометр в депо показывал минус 42.
«Зимний период для нас всегда очень сложный – это проистекает из условий эксплуатации нашего вида транспорта, – объясняет представитель КЭТК. – Трамвай и троллейбус – это электроприборы. Для всех них дополнительная влага губительна».
Из-за моментально образующейся наледи на трамвайных путях буксуют вагоны. После каждой остановки, чтобы тронуться, двигатель вынужден работать в форсированном режиме.
«Это приводит к поломке двигателя, – поясняет Гончаренко. – Хоть мы и делаем резерв – нам всегда этого не хватает, потому что один тяговый электродвигатель, его ремонт, стоит 480 тысяч рублей. На трамвае их четыре. На троллейбусе – один, но большой. Он стоит уже 800 тысяч».
Зимой нагрузка на все узлы транспортных средств – повышенная, трамваям и троллейбусам приходится расходовать дополнительную электроэнергию, а автобусам – топливо. При этом тариф в зависимости от погоды, конечно, не дифференцируется.
Другая данность, от которой нельзя абстрагироваться, – изношенность парка. По данным КТЭК, 27 трамвайных вагонов в Кемерове давно превысили сроки эксплуатации – 16 лет. По городу ходят трамваи, которым более 30 лет. С автотранспортом ситуация похожая: да, парк обновляется, но не теми темпами, которыми бы хотелось.
«Мы, конечно, готовимся к зиме, но полностью подстроиться под экстремальные условия нет возможности, – резюмирует Максим Гончаренко. – И экстремальность не столько в морозе за 30 и в снегопаде (мы знаем, что всё это бывает в Сибири) – а в резкой их сменяемости, что в последнее время происходит достаточно часто. В снегопады все силы мы бросаем на очистку трамвайных путей, потому что пришедший следом за ними мороз превратит снег в камень…».
Сейчас морозы отступили. По прогнозам синоптиков, вся начавшаяся неделя будет относительно теплой и снежной, а это значит, перевозчикам придется справляться с очередными вызовами погоды. Транспортники просят пассажиров относиться к возможным отставаниям от графика с пониманием: звонить в справочную или пользоваться мобильными приложениями, которые позволяют отслеживать движение автобусов, трамваев и троллейбусов в реальном времени.
Кстати
В морозную неделю на междугородних трассах усиленно дежурили экстренные службы. Спасатели и госавтоинспекторы отогревали водителей и пассажиров заглохших автомобилей. Так в Кемеровской районе на 12-м километре дороги «Кемерово – Промышленная» заглох автобус «Новосибирск – Тыва». Полицейские пересадили людей в служебные машины погреться, после чего отправили пассажиров до места назначения попутным рейсом, а водителей доставили в гостиницу в Кемерове. Автобус был эвакуирован на ремонт.