Музыкальная ода Сибири
В Государственной филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова состоится мировая премьера оратории «Земля Сибирь». Она написана известным московским композитором Андреем Микитой специально к 75-летию Кемеровской области. На создание оратории у него ушел почти год. Композитор лично прилетел в Кемерово на итоговую репетицию монументального произведения, исполнять которое будут 150 музыкантов и солистов-вокалистов филармонии.
На пресс-конференции Андрей Микита и директор филармонии Людмила Пилипчук рассказали журналистам о трудностях и радостях, с которыми пришлось столкнуться в процессе создания такого грандиозного эпического полотна о Кузбассе.
«Хотелось задействовать все коллективы»
Поводом для написания оратории стали сразу три юбилейные даты, которые наш регион будет отмечать в нынешнем году: 75-летие Кемеровской области, 100-летие города Кемерово и 400-летие Новокузнецка. И кузбасская филармония, у которой в 2018-м тоже юбилей (по возрасту она ровесница области), решила поздравить земляков таким масштабным музыкальным подарком.
В исполнении оратории «Земля Сибирь» задействованы Губернаторский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Тао Линя, Губернаторский камерный хор, ансамбль Губернаторского духового оркестра, солисты-инструменталисты Руслан Вершинин, Иван Щиколков, а также солисты-вокалисты: заслуженный артист РФ Владимир Огнев, Оксана Чепурная, Анастасия Скулкова и шорская певица Чылтыс Таннагашева.
– В современном мире многие композиторы пишут музыку теоретически, для идеального оркестра, – отметил композитор Андрей Микита. – Мне важно работать с конкретными исполнителями. Во время первого своего приезда в Кузбасс я побывал на репетициях всех коллективов филармонии, мне было важно понять, кто будет исполнять эту музыку. Я писал под конкретных исполнителей, представляя, как будет звучать шорское горловое пение, на что способен Губернаторский хор.
Мне хотелось задействовать все филармонические коллективы. Совершенно необычно для оратории как жанра то, что в «Земле Сибири» будут принимать участие народные инструменты – балалайка, гусли, баян. Соединения симфонического хора и народных инструментов в ораториях я не встречал.
И блюз, и молитва
Оратория состоит из двенадцати частей, в повествование включены подлинные исторические документы: Указ Петра I от 2 ноября 1700 года о начале рудных изысканий в Московском государстве, фрагменты дневника американского рабочего-социалиста, трудившегося в АИК «Кузбасс», реальные сводки и директивы Великой Отечественной войны, описание герба Кемеровской области.
Если говорить о жанровом своеобразии оратории, то она включает элементы духовной музыки эпохи барокко, этнику, блюз, советскую массовую песню, танго, духовой марш, народный плач, православную молитву, гимн, русскую плясовую. Каждый жанр представляет исторический этап, становится приметой времени, обусловливает музыкальный язык каждой части оратории.
В подготовке исторического материала принимали участие специалисты музея-заповедника «Красная горка», областного краеведческого музея, областной библиотеки им. Василия Федорова. Над либретто работала Заслуженный работник культуры РФ Наталья Соколова, дополнившая исторический материал художественными текстами.
– «Земля Сибирь» – это моя четвертая оратория, – рассказал композитор Андрей Микита. – Не знаю, кто из ныне здравствующих композиторов может со мной в этом посоперничать, наверное, только Родион Щедрин, у него две оратории. Поэтому эта работа нашла меня не случайно, можно сказать, что я являюсь специалистом по ораториям.
Мне было интересно взяться за эту работу, потому что в России дальше Урала я никогда не был. Я приехал в Кузбасс в марте прошлого года и был поражен размахом и историей края. Меня свозили на Кедровский угольный разрез, в музей-заповедник «Красная горка». И я согласился. Долго думал, с какого боку подойти к теме, потому что стоял вопрос, что взять за литературную основу, в какой стилистике работать, ведь в итоге должно получиться юбилейное произведение, при этом доступное массам. Размышлял и пришел к выводу, что за основу нужно взять старинную шахтерскую песню «Коногон». И на ее основе построить ораторию. Передо мной поставили условие, что в оратории должны быть использованы не только стихи, но и исторические документы.
Особенно горжусь тем, что смог положить на музыку описание герба Кузбасса. Текст достаточно бюрократический, и я хотел показать свое мастерство. Так что работа была очень интересная, я сделал для себя много чисто творческих открытий.
От замысла к воплощению
О том, каково это – работать с известным композитором, рассказали музыканты филармонии.
– Сложнее всего хору давалась одиннадцатая часть оратории – описание герба Кузбасса, – отмечает главный хормейстер Губернаторского камерного хора Михаил Казанин. – Потому что, с одной стороны, здесь не может быть никакой лирики, а с другой, нельзя подходить совсем уж формально. Во второй части «Древний край» хор на шорском языке произносит шаманские заговоры, изображает шум дождя, пение птиц. Еще одна функция хора – это голос народа.
– Моя задача в качестве сценариста заключалась в том, чтобы отбирать какие-то интересные факты и события из истории края и отправлять информацию композитору, – поясняет главный режиссер филармонии Наталья Соколова. – А однажды Андрею Иштвановичу пришла в голову такая музыкально-ритмическая идея, как «та-там, та-там, та-та-ра-та-там», и он дал мне задание написать к ней литературную основу. Честно признаться, задание было не из простых…
– Я специально приехал на репетицию, чтобы послушать, как звучит оратория в исполнении кузбасских музыкантов, – подчеркивает композитор Андрей Микита. – Внес некоторые свои коррективы и в целом очень доволен. Но волнение всё равно есть, как всегда это бывает перед премьерой.
Почему оратория?
– Жанр оратория – довольно редкий, в сознании многих он ассоциируется с пафосом и торжественностью. Выбрали мы его осознанно, потому что филармония любит масштаб, – призналась директор Государственной филармонии Кузбасса Людмила Пилипчук. – К тому же оратория – это филармонический жанр, его не исполнит ни драматический театр, ни музыкальный. У нас для этого есть творческие силы, которые способны воплотить произведение такого масштаба. Этим жанром мы хотим раскрыть людям всю прелесть и мощь соединения музыки и слова, показать в оратории все узловые моменты нашей истории. Мы выпускаем очень мощный масштабный воспитательный проект. Оратория «Земля Сибирь» обязательно станет частью музыкальной культуры Сибири, о ней будут говорить, ее будут изучать в музыкальных школах.
Для справки
Оратория (от лат. Oratorium – молельня) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Первоначально оратории писались на библейские и евангельские тексты и исполнялись в храмах, но со временем этот жанр приобретал все более светский характер. Широкому российскому слушателю наиболее известна «Патетическая оратория» Георгия Свиридова.
Личное дело
Андрей Иштванович Микита – российский композитор, пианист, дирижер. Родился в 1959 году в Ленинграде, учился в Ленинградской и Московской консерваториях. Среди исполнителей его произведений в разное время были Валерий Гергиев, Фабио Мастранжело, Гинтарас Ринкявичус, Сергей Судзиловский. А.И. Микита – доцент кафедры компьютерной музыки РАМ им. Гнесиных, член правления Союза композиторов Москвы. С 1987 года пишет духовную хоровую музыку.